Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 29 апреля 2009 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2009 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 29.04.2009 г.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
И.П. Соколовой - руководителя Калининградского УФАС России.
Членов Комиссии:
Лысенко М.Б. - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Шавлаковой Г.В. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России;
Восейко Д.Е. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России в присутствии представителя ответчика МУП "Калининградтеплосеть", заявителей граждан Сергеенковой Т.М., проживающей в доме N 7, кв. 22 по ул. Согласия и Энгельса А.Ю., проживающего в том же доме, кв. 75 по ул. Согласия г. Калининграда, рассмотрев дело N 13/2009 по признакам нарушения МУП "Калининградтеплосеть" (236000, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58, ИНН 3903003375) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), установила:
1. В Калининградское УФАС России поступили заявления от граждан Сергеенковой Т.М. и Энгельса А.Ю., проживающих в доме N 7 по ул. Согласия г. Калининграда, на действия МУП "Калининградтеплосеть" по оплате услуг по приборам учёта в период с 01.03.2008 г. по 18.11.2008 г.
2. Приказом Калининградского УФАС России от 20.02.2009 г. N 31 по данному факту возбуждено дело N 13/2009 по признакам нарушения ответчиком части I статьи 10 Закона и создана Комиссия.
В ходе рассмотрения дела N 13/2009, возбуждённого по заявлению граждан Сергеенковой Т.М. и Энгельса А.Ю. на действия МУП "Калининградтеплосеть", заявители пояснили, с марта 2008 года по настоящее время МУП "Калининградтеплосеть" предъявляло жителям дома N 7 по ул. Согласия счета на оплату услуг за отопление и водоподогрев по муниципальным тарифам, тогда как дом введён в эксплуатацию в декабре 2004 года (постановление Мэра города Калининграда N 2752 от 12.10.2004 г.), и в соответствии с новыми требованиями снабжён индивидуальными приборами учёта воды и коллективным (общедомовым) прибором учёта тепла. В доме N 7 по ул. Согласия не решён вопрос управления и его техническое обслуживание фактически не осуществляется. С 01.02.2008 г. жилой дом по ул. Согласия, д. 7 передан на обслуживание в ТСЖ "Согласие-2", председателем которого И.М. Быстрицкий выбрал себя сам. Поэтому заявители не оплачивают счета и накапливаются долги. Услуги МУП "Калининградтеплосеть" заявители готовы оплачивать, но только в рамках закона и в соответствии с постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
3. Представитель ответчика в ходе проведения заседания, а также по предоставленным материалам, пояснил следующее:
Между МУП "Калининградтеплосеть" и ТСЖ "Согласие 2" заключен Договор снабжения тепловой энергией через присоединённую сеть от 14.07.2006 г. N 1080/к.
Однако на основании протокола Общего собрания владельцев (нанимателей) жилых помещений д. N 7-9 по ул. Согласия в Ленинградском районе г. Калининграда, принявших решение о выходе из состава ТСЖ "Согласие 2" и выборе способа управления домами управляющей компанией ООО "Жилищный трест - Лучший дом", между МУП "Калининградтеплосеть" и ООО "Жилищный трест - Лучший дом" был заключён договор N 1509/к от 28.07.2006 г. о снабжении тепловой энергией через присоединённую сеть домов Согласия, д. 7-9.
Таким образом, в связи с избранием владельцами (нанимателей) жилых помещений д. N 7-9 по ул. Согласия способа управления через ООО "Жилищный трест - Лучший дом" оснований для взаиморасчётов с ТСЖ "Согласие 2" у МУП "Калининградтеплосеть" не имелось.
МУП "Калининградтеплосеть" обращалось в ТСЖ "Согласие 2" (исх. N 238 от 22.01.2009 г., N 3960 от 02.10.2008 г., N 3170 от 15.08.2008 г.) с предложением заключить договор снабжения тепловой энергией, оформить акт допуска в эксплуатацию, предоставить документы, подтверждающие выбор способа управления домов по ул. Согласия через ТСЖ "Согласие 2", но ТСЖ "Согласие 2" никаким образом на данные предложения не отреагировало.
С 31.01.2008 г. и до настоящего времени между МУП "Калининградтеплосеть" и какими-либо жилищно-эксплуатационными организациями отсутствует действующий договор снабжения тепловой энергией жилых домов по ул. Согласия 7-9.
4. В ходе рассмотрения дела N 13/2009 Комиссией установлено, что МУП "Калининградтеплосеть", в соответствии с нормами ст. ст. 3. 4 Закона от 17.08.1995 г. "О естественных монополиях", является субъектом естественной монополии и в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" его положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии является доминирующим.
МУП "Калининградтеплосеть" до настоящего времени является поставщиком услуг отопления и горячего водоснабжения для граждан, проживающих по ул. Согласия, д. N7 г. Калининграда.
Из письма, представленного Комитетом городского хозяйства администрации городского округа "Город Калининград" (исх. N 852/гх-з от 08.09.2008 г.), следует, что в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений многоквартирных домов N 7, 9 по ул. Согласия приняли решение о создании ТСЖ "Согласие 2", председателем которого избран И.М. Быстрицкий. В связи с передачей управления многоквартирными домами N 7-9 по ул. Согласия от ООО "Жилищный трест - Лучший дом" к ТСЖ "Согласие 2" договор на потребление тепловой энергии между ТСЖ "Согласие 2" и МУП "Калининградтеплосеть" по состоянию на 01.03.2008 г. заключён не был.
По информации, представленной в антимономопольный орган МУП "Калининградтеплосеть", (исх. N 91-ю от 08.10.08 г.) 31.01.2008 г. ООО "Жилищный трест - Лучший дом" Актом приёма-передачи многоквартирного жилого дома N 7 - 9 по ул. Согласия передал, а ТСЖ "Согласие 2" принял в управление на техническое обслуживание и содержание 162-квартирный жилой дом по адресу: г. Калининград, ул. Согласия, д. 7-9, а так же техническую и паспортную документацию с целью организации управления и технического обслуживания указанного дома.
На основании Акта приёма-передачи приборов учёта тепловой энергии жилого дома N 7-9 по ул. Согласия от 01 февраля 2008 года ТСЖ "Согласие 2" принял, а ООО "Жилищный трест - Лучший дом" передал прибор учёта тепловой энергии Тип SKM-1 N 031277 с показанием счётчика - 6822.
До 01.01.2008 г. жилой дом по ул. Согласия, д. 7 снабжался тепловой энергией на основании договора N 1509/к от 28.07.2006 г. с ООО "Жилищный трест - Лучший дом" и расчёты за теплоэнергию осуществлялись по показаниям приборов учёта теплоэнергии.
25.01.2008 г. ООО "Жилищный трест - Лучший дом" обратился (исх. N 38 от 25.01.2008 г.), к МУП "Калининградтеплосеть" с просьбой производить начисления за потреблённую в январе 2008 г. тепловую энергию жилым домом ул. Согласия, д. 7 по "среднему" за аналогичный период прошлого года в связи с отсутствием доступа в тепловые пункты для снятия показаний приборов учёта тепловой энергии.
По информации, представленной в антимономопольный орган МУП "Калининградтеплосеть" (исх. N 1091 от 13.03.2009 г.), расчёты по дому ул. Согласия, д. 7-9 производились следующим образом:
- с 01.01.2008 г. по средним показаниям за аналогичный период, на основании заявления ООО "Жилищный трест - Лучший дом";
- с 01.02.2008 г. жилой дом по ул. Согласия, д. 7-9 передан на обслуживание в ТСЖ "Согласие-2", расчёт производился по нормативам и тарифам, установленным Мерией г. Калининграда, так как показания прибора учёта не представлялись.
В то же время, согласно п. 2.3 Договора снабжения тепловой энергией через присоединённую сеть от 14.07.2006 г. N 1080/к, заключенного между МУП "Калининградтеплосеть" (Исполнитель) и ТСЖ "Согласие 2" (Абонент) на пять лет, при наличии коммерческих приборов учёта количество тепловой энергии учитывается по их показаниям ежемесячно.
В соответствии с п.1.3 Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя (зарегистрированных в Минюсте РФ 25 сентября 1995 г. N 954) расчёты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное тепло осуществляются на основании показаний приборов учёта и контроля параметров теплоносителя.
В соответствии с п. 5.1.2. вышеуказанных Правил каждый прибор учёта должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной Госстандартом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно пункту 23, указанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и оборудовании частично или полностью индивидуальными, размер платы за коммунальные услуги, потреблённые в жилом помещении, оборудованными указанными приборами учёта, определяется по фактическому расходу тепловой энергии.
Однако при непредставлении ТСЖ "Согласие 2" показаний прибора учёта тепловой энергии, потреблённой домом N 7 по ул. Согласия, единственным законным способом расчёта в 2008 году с МУП "Калининградтеплосеть" является расчёт по нормативам и тарифам, установленных Постановлением главы г. Калининграда- Мэра N 2873 от 14.12.2007 г.
Таким образом, права граждан Сергеенковой Т.М. и Энгельса А.Ю., проживающих в доме N 7 по ул. Согласия г. Калининграда, по оплате услуг по приборам учёта в период с 01.03.2008 г. по настоящее время нарушены ТСЖ "Согласие 2", так как оно не представляло в МУП "Калининградтеплосеть" показания прибора учёта теплоэнергии и не оформляло необходимые документы для допуска в эксплуатацию прибора учёта теплоэнергии.
В связи с вышеизложенным, расчёт оплаты услуг отопления и водоподогрева не по коллективному счётчику, а по тарифу, установленному муниципалитетом г. Калининграда, гражданам жилых домов по ул. Согласия, д. 7, произведён МУП "Калининградтеплосеть" обоснованно.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, в действиях МУП "Калининградтеплосеть" не усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 10 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N 13/2009 в части нарушения МУП "Калининградтеплосеть" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с неподтверждением факта нарушения антимонопольного законодательства.
2. Материалы дела N 13/2009 в части не предоставления ТСЖ "Согласие 2" в МУП "Калининградтеплосеть" показаний прибора учёта теплоэнергии и оформления необходимых документов для допуска в эксплуатацию прибора учёта теплоэнергии передать в Прокуратуру Калининградской области.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии И.П. Соколова
Члены комиссии: М.Б. Лысенко
Д.Е. Васейко
Г.В. Шавлаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 29 апреля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016