Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 10 декабря 2015 г. N 04-01/11-2015
Резолютивная часть решения оглашена 30 ноября 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 10 декабря 2015 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
в присутствии лиц, участвующих в деле:
от Ответчика (ООО "Шанс") <_> (приказ, паспорт); <_> (доверенность, паспорт);
от Заявителя (ООО УК "Дорогобуж-Сервис") <_> (приказ, паспорт), <_> (доверенность, паспорт),
и в отсутствии заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области,
рассмотрев дело N04-01/11-2015 по признакам нарушений ООО "Шанс" пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее - Смоленское УФАС России) поступило заявление ООО УК "Дорогобуж-Сервис" (далее также Заявитель) от 06.08.2015, касающееся уклонения ООО "Шанс" от заключения с Заявителем договора на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО и навязывания Заявителю невыгодных условий такого договора.
Из заявления и представленных материалов следует, что Заявитель осуществляет деятельность на рынке услуг по сбору, транспортировке и размещению ТБО на территории г. Дорогобуж и п. Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области.
Заявитель осуществляет транспортировку ТБО на полигон специализированным автотранспортом, в том числе, оборудованным устройством для сжатия отходов - пресс-плитой.
Между Заявителем и ООО "Шанс" был заключён договор на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.04.2014 N 03/2014 (с дополнительным соглашением от 12.03.2015 N 01/2015), которым был установлен фиксированный объём ТБО, подлежащий ежемесячному размещению на полигоне, в размере 1650 м?
В связи с тем, что с 01.04.2015 изменился фактический объём твёрдых бытовых отходов, вывозимых ООО УК "Дорогобуж-Сервис", письмом от 17.04.2015 N 235 Заявитель обратился в ООО "Шанс" о внесении изменений в вышеуказанный договор, предусматривающих размещение на полигоне фактического объёма твёрдых бытовых отходов, равного объёму кузова мусоровоза согласно его техническим характеристикам (приложение N 1 к договору).
Изменения в вышеуказанный договор Заявитель предложил изложить в новой редакции договора.
ООО "Шанс" письмом от 21.07.2015 N 19 сообщило Заявителю, что подписало с протоколом разногласий предложенный ООО УК "Дорогобуж-Сервис" проект договора на размещение ТБО от 01.01.2015 N 32/2015, изложив приложение N1 в своей редакции, согласно которой размещению на полигоне подлежит объём ТБО с учётом коэффициента уплотнения.
Заявитель письмом от 06.08.2015 N 391 направил ООО "Шанс" протокол согласования разногласий к протоколу разногласий к договору от 01.04.2015 N 32/2015, в котором предложил оставить приложение N1 к договору на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.01.2015 N 32/2015 в своей редакции.
Ответ о результатах рассмотрения ООО "Шанс" вышеуказанного протокола согласования разногласий в адрес Заявителя не поступал.
Заявитель письмами от 08.09.2015 N 437 и от 11.09.2015 N 444 сообщил Смоленскому УФАС России, что ООО "Шанс" уклоняется от заключения договора на размещение (утилизацию) ТБО с учётом протокола согласования разногласий ООО УК "Дорогобуж-Сервис" к договору на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.01.2015 N 32/2015. ООО "Шанс" при определении объёма ТБО, подлежащего дальнейшему размещению на полигоне, в расчётах применяет коэффициент уплотнения отходов, который Заявителю навязывается.
В связи с обнаружением в действиях ООО "Шанс" признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части уклонения от заключения с Заявителем договора на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО (с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015N 32/2015), направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N 391, и навязывания ООО УК "Дорогобуж-Сервис" невыгодных условий договора на размещение отходов путём определения объема твёрдых бытовых отходов, подлежащего размещению на полигоне, с учётом коэффициента уплотнения отходов в кузове мусоровозов, на основании части 2 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции", ООО "Шанс" было выдано предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства от 28.09.2015 N 2890/04, которое обществу надлежало выполнить в течение пятнадцати дней со дня его получения.
В частности, ООО "Шанс" надлежало заключить с ООО УК "Дорогобуж-Сервис" договор на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО (с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015 N 32/2015), направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N391, и не навязывать ООО УК "Дорогобуж-Сервис" невыгодные условия договора на размещение отходов путём определения объема твёрдых бытовых отходов, подлежащего размещению на полигоне, с учётом коэффициента уплотнения отходов в кузове мусоровозов.
О выполнении предупреждения необходимо было сообщить Смоленскому УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, представив документальное подтверждение его исполнения.
Письмом от 19.10.2015 ООО "Шанс" сообщило Смоленскому УФАС России, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения пунктов 3 и 5 Федерального закона "О защите конкуренции", документального подтверждения выполнения предупреждения представлено не было.
В связи с невыполнением в установленный срок предупреждения Смоленского УФАС России на основании пункта 8 статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении ООО "Шанс" было возбуждено настоящее дело о нарушении антимонопольного законодательства.
На заседаниях комиссии Смоленского УФАС России по рассмотрению дела N 04-01/11-2015, состоявшихся 11.11.2015 и 30.11.2015, представители Заявителя в полном объёме поддержали требования, изложенные в заявлении, и сообщили, что возникшие между ООО УК "Дорогобуж-Сервис" и ООО "Шанс" разногласия касаются мусоровозов, оборудованных устройством для сжатия отходов - пресс-плитой. По мнению ООО УК "Дорогобуж-Сервис" объём отходов, подлежащий размещению на полигоне, должен соответствовать объёму кузова мусоровоза согласно его техническим характеристикам, и не может превышать объём кузова мусоровоза. По мнению же ООО "Шанс" в расчётах должен применяться объём с учётом коэффициента уплотнения мусора в кузове мусоровоза.
В связи с тем, что ООО УК "Дорогобуж-Сервис" оплачивало ООО "Шанс" только за фактический объём отходов исходя из технических характеристик мусоровозов, последнее запретило въезд мусоровозов ООО УК "Дорогобуж-Сервис" на полигон.
Учитывая, что вышеуказанная ситуация могла негативно отразится на санитарно-эпидемиологическом состоянии населения г. Дорогобуж и п. Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области ООО УК "Дорогобуж-Сервис" обратилось в администрацию Дорогобужского района Смоленской области для разрешения данной ситуации.
11.06.2015 в Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области состоялось совещание по вопросу сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, на котором ООО УК "Дорогобуж-Сервис" обязали заключить дополнительное соглашение к договору от 2014 года, в соответствии с которым на полигон будут приниматься объёмы отходов с учётом коэффициента уплотнения - 2.
Однако до настоящего времени такое дополнительное соглашение к договору от 01.04.2014 N 03/2014 сторонами не достигнуто, так как стороны не договорились о всех условиях такого соглашения.
ООО УК "Дорогобуж-Сервис" с апреля 2015 года производит оплату только за размещение ООО "Шанс" фактического объёма ТБО, исходя из технических характеристик мусоровозов.
Представители Заявителя ходатайствовали перед Комиссией обязать ООО "Шанс" заключить договор на утилизацию отходов на условиях ООО УК "Дорогобуж-Сервис", то есть с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015 N 32/2015.
Представители Ответчика не согласились с наличием в действиях ООО "Шанс" признаков нарушения антимонопольного законодательства и сообщили, что при установлении Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для общества тарифов на услуги по утилизации отходов учитывался весь объём отходов, исходя из утверждённых среднегодовых норм накопления отходов на каждого жителя г. Дорогобуж и посёлка Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, по мнению Ответчика, учёту на полигоне должен подлежать весь объём отходов, собранный ООО УК "Дорогобуж-Сервис" от населения в неуплотнённом состоянии.
Кроме того, согласно "Технологическому регламенту ООО "Шанс" по текущей эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов (п. Верхнеднепровский)", учёт принимаемых на полигон ТБО ведётся в неуплотнённом состоянии, таким образом, при определении объёма ТБО, поставляемого на полигон специализированным автотранспортом, оборудованным устройством для сжатия, должны применяться коэффициенты уплотнении.
Ответчик также указал, что в кузов мусоровоза вмещается объём отходов больше, чем это указано в технических характеристиках, так как пресс-плита уплотняет загруженные отходы, указанное обстоятельство подтверждается актом, который имеется в материалах дела.
Представители ООО "Шанс" также сообщили, что Заявитель не выполняет решение, которое было принято 11.06.2015 на совещании в Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области.
Согласно протоколу вышеуказанного совещания, ООО "Шанс" и ООО УК "Дорогобуж-Сервис" должны были заключить дополнительное соглашение к договору от 01.04.2014 N 03/2014, согласно которому на полигон ООО "Шанс" принимает объём ТБО с учётом коэффициента равного 2, а ООО УК "Дорогобуж-Сервис", в свою очередь, должно оплачивать данный объём.
ООО УК "Дорогобуж-Сервис" уклоняется от заключения такого соглашения и производит оплату ООО "Шанс" только за объём ТБО, согласно геометрическим характеристикам кузова мусоровоза.
ООО "Шанс" несогласно принимать на полигон отходы на условиях Заявителя, так как это будет негативно влиять на финансовое состояние ООО "Шанс" и на выполнение им регламента по захоронению твёрдых бытовых отходов.
Определением от 11.11.2015 (исх. N 3388/04 от 13.11.2015) к рассмотрению дела N 04-01/11-2015 в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области.
Письмом от 23.11.2015 N 4221 Администрация муниципального образования" Дорогобужский район" Смоленской области сообщила Смоленскому УФАС Росси, что на основании протестов прокуратуры Дорогобужского района Смоленской области от 15.04.2014 N 37-2014 и от 11.06.2014 N54-14 нормы накопления твёрдых бытовых отходов были отменены решениями Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 29.04.2014 N 7 и от 27.06.2014 N 418.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Смоленского УФАС России приходит к следующему.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона. Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Согласно части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3); экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (пункт 5).
В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 24.04.2013 N 15, заключённому между Муниципальным образованием "Дорогобужский район" Смоленской области и ООО "Шанс", последнему передано в аренду муниципальное имущество - полигон ТБО, площадью 62175 кв.м., с кадастровым номером 67:06:0030201:130, расположенный по адресу: Смоленская область, Дорогобужский район, Михайловское сельское поселение, с целевым назначением - под полигон твёрдых бытовых отходов.
Смоленским УФАС России был проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по размещению (захоронению) отходов на мусорных полигонах и установлено наличие признаков доминирующего положения ООО "Шанс" в 2014 году и в период январь-июнь 2015 года на указанном рынке в географических границах административных границ муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области с долей 100% (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Комиссия Смоленского УФАС России установила, что ООО "Шанс" занимает доминирующее положение на рынке услуг по размещению (захоронению) отходов на мусорных полигонах в географических границах административных границ муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области с долей 100%.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО "Шанс" выдана бессрочная лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов III-IV классов опасности от 18.06.2014 N067 84.
Комиссией Смоленского УФАС России было установлено, что между Заявителем и ООО "Шанс" был заключён договор на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.04.2014 N 03/2014 (с дополнительным соглашением от 12.03.2015 N01/2015), которым был установлен фиксированный объём ТБО, подлежащий ежемесячному размещению на полигоне, в размере 1650 м?
Письмом от 17.04.2015 N 235 Заявитель обратился в ООО "Шанс" о внесении изменений в вышеуказанный договор, предусматривающих размещение на полигоне фактического объёма твёрдых бытовых отходов (л. д. 6).
Изменения в вышеуказанный договор Заявитель предложил изложить в новой редакции договора.
Согласно пункту 1.3 договора на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО, в редакции Заявителя, транспортировка отходов на полигон ТБО осуществляется транспортными средствами Заказчика (ООО УК "Дорогобуж-Сервис") указанными в Приложении N1 настоящего договора,
В приложении N 1 к договору Заявитель указал перечень специализированного транспорта, доставляющего ТБО на полигон, и объём отходов, подлежащий размещению на полигоне, равный объёму кузова мусоровоза согласно его техническим характеристикам (исходя из вместимости кузова).
Письмом от 21.07.2015 N 19 ООО "Шанс" направило Заявителю подписанный с протоколом разногласий договор на размещение ТБО от 01.01.2015 N 32/2015.
ООО "Шанс" изложило в своей редакции приложение N1 к договору на размещение отходов от 01.01.2015 N 32/2015.
Как следует из приложения N 1 к договору от 01.01.2015 N 32/2015, в редакции ООО "Шанс", размещению на полигоне подлежит объём ТБО с учётом коэффициента уплотнения (обоснование применения такого коэффициента - письмо Мценского завода коммунального машиностроения от 30.06.2015 N р/533/7) (л.д. 10-11).
Так, например, для мусоровоза марки "КАМАЗ" КО 440-7 (регистрационный знак Т 236 РН) объем отходов, подлежащих приёму на полигон, составляет 40 куб. м. (где 16,0 - объём кузова согласно техническим характеристикам машины, а 2,5 - коэффициент уплотнения).
Заявитель письмом от 06.08.2015 N391 направил ООО "Шанс" протокол согласования разногласий к протоколу разногласий к договору от 01.04.2015 N 32/2015, в котором предложил оставить приложение N1 к договору на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.01.2015 N 32/2015 в своей редакции.
Ответ о результатах рассмотрения ООО "Шанс" вышеуказанного протокола согласования разногласий в адрес Заявителя не поступал, материалы дела также не содержат каких-либо документов, подтверждающих, что ООО "Шанс" рассмотрело вышеуказанный протокол согласования разногласий.
В последующем, после вмешательства в спор Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области ООО "Шанс" стало предъявлять счета и акты выполненных работ, согласно которым предъявлялись требования оплаты за услуги по захоронению ТБО из расчёта объёмов с учётом коэффициента уплотнения отходов равного 2.
Данное обстоятельство подтверждено представителями сторон.
Письмом от 06.08.2015 N 362 Заявитель направил ООО "Шанс" возражения к акту выполненных работ (услуг) от 03.08.2015 N 09, в котором указал, что между сторонами отсутствует подписанное дополнительное соглашение к договору от 2014 года, которым бы стороны договорились о применении в расчётах коэффициента уплотнения равного 2, в связи с чем объём ТБО, предъявленный к оплате, является завышенным. Заявитель просил ООО "Шанс" произвести перерасчет предъявленного к оплате объёма ТБО исходя из технических характеристик специализированной техники и применять расчётах по мусоровозу марки "КАМАЗ КО 440-7" объём равный 16 куб.м., а по мусоровозу марки "МАЗ КО 449-41" - 13 куб.м.
ООО "Шанс" письмом от 28.08.2015 N24 указало Заявителю о необходимости в срок до 01.09.2015 произвести оплату по акту выполненных работ от 03.08.2015 N09 по договору от 01.04.2014 N03/2014, в противном случае исполнитель (ООО "Шанс) прекращает приём и размещение ТБО с 01.09.2015 от ООО УК "Дорогобуж-Сервис".
Согласно позиции ООО "Шанс", изложенной в письмах от 03.09.2015 N17 и от 19.10.2015 N20, а также поддержанной представителями Ответчика при рассмотрении настоящего дела, следует, что так как Заявитель осуществляет транспортировку ТБО на полигон специализированным транспортом, оборудованным гидравлической плитой в кузове, то коэффициент уплотнения прямо влияет на объём загруженных в транспортное средство твёрдых бытовых отходов, а объём утилизируемых отходов не должен занижаться. Занижение объёма утилизируемых твёрдых бытовых отходов будет негативно влиять на финансовое состояние полигона и выполнение регламента по захоронению твёрдых бытовых отходов. На основании протокола совещания, состоявшегося 11.06.2015 в Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, ООО "Шанс" применяет в расчётах с Заявителем коэффициент уплотнения равный 2.
ООО "Шанс" также сообщило, что Заявитель, якобы, согласился с применением в расчётах коэффициента - 2, как экономически обоснованного и выгодного обеим сторонам, что подтверждается, подписанным со стороны Заявителя, соглашением к договору на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.04.2014 N03/2014.
Между тем, материалы дела не содержат документального подтверждения, свидетельствующего о наличии заключенного между Заявителем и Ответчиком соглашения к договору на размещение твёрдых бытовых отходов от 01.04.2014 N03/2014.
Указанное обстоятельство также подтверждено представителями Заявителя при рассмотрении настоящего дела.
В материалах дела имеется, представленный Ответчиком журнал учёта поступающих на полигон ТБО, из которого следует, что ООО "Шанс" учитывает следующие объёмы ТБО, доставляемые Заявителем на полигон специализированным автотранспортом, оборудованным пресс-плитой, по мусоровозу марки "КАМАЗ КО 440-7" (регистрационный знак Т236 РН) - 32 куб.м., по мусоровозу марки "МАЗ КО-449-41" (регистрационный знак Т 464 РН) - 26 куб.м. (л. д. 27-43).
Вместе с тем, согласно техническим характеристикам мусоровозов марки "КАМАЗ КО 440-7" и "МАЗ КО-449-41" вместимость кузова указанной специализированной техники составляют соответственно 16 куб.м. и 13 куб. м. (л.д. 104-105).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к мнению, что ООО "Шанс" уклоняется от заключения договора на размещение отходов, с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015 N32/2015, направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N391, навязывая при этом Заявителю невыгодные условия такого договора, а именно использование в расчётах коэффициентов уплотнения, с которыми Заявитель категорически не соглашается.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона N210-ФЗ признается организацией коммунального комплекса.
В соответствии с пунктами 8 и 12 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (тарифы на услуги по утилизации) устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за осуществление утилизации, обезвреживания и захоронения 1 куб. метра или 1 тонны твердых бытовых отходов. Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам могут дифференцироваться с учетом различий в стоимости производства и реализации услуг для различных категорий потребителей.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэфективности, тарифной политике от 27.02.2015 N 25 "Об установлении тарифов на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов ООО "Шанс" (дер. Казимирово, Руднянский район)" для общества с 01.04.2015 установлены тарифы на услуги по утилизации твёрдых бытовых отходов для расчёта с потребителями, которые никак не дифференцированы, и установлены из расчёта платы за 1 куб. м.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пунктам 1.1.1 и 1.1.2 "Технологического регламента ООО "Шанс" по текущей эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов (п. Верхнеднепровский)" (далее - Регламент), которым Ответчик руководствуется в своей деятельности, на полигоне ТБО выполняются следующие основные виды работ: приём, складирование и изоляция ТБО. Учёт принимаемых ТБО ведётся по объёму в неуплотнённом состоянии. Отметка о принятом количестве ТБО делается в Журнале приёма твёрдых бытовых отходов, который ведёт эксплуатирующая организация.
Согласно пункту 1.3.4 Регламента уплотнение уложенных на рабочей карте ТБО слоями по 0,5 м осуществляется тяжелыми бульдозерами массой 14 тонн и на базе тракторов мощностью 75 - 100 кВт (100 - 130 л.с.) или катками-уплотнителями КМ-305 и др. Уплотнение слоями более 0,5 м не допускается. Уплотнение осуществляется 2-4-кратным проходом бульдозера (катка) по одному месту. Бульдозеры (катки), уплотняющие ТБО, должны двигаться вдоль длинной стороны карты. При 2-кратном проходе бульдозера уплотнение ТБО составляет 570 - 670 кг/куб. м, при 4-кратном проходе - 670 - 800 кг/куб. м. Катом КМ-305 за четыре прохода уплотняет слой ТБО 0,5 м до 850 кг/куб.м.
Промежуточная и окончательная изоляция уплотнённого слоя ТБО осуществляется грунтом (пункт 1.3.6 Регламента).
Учитывая пункты 1.3.4 и 1.3.6 Регламента следует, что перед изоляцией твёрдых бытовых отходов ООО "Шанс" производит уплотнение уложенных на полигоне ТБО посредством неоднократного прохода бульдозером по складированным ТБО, после чего происходит засыпка отходов грунтом (т.е. выгруженные из мусоровоза отходы подвергаются максимально возможному уплотнению на полигоне до изоляции отходов).
Учитывая вышеизложенное, Комиссий приходит к мнению, что уплотнение твёрдых бытовых отходов на рынке услуг по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов производится самим Ответчиком после приёмки мусора от контрагентов, до фактической изоляции отходов на полигоне. При этом объём фактически изолированных ТБО на полигоне будет меньше, чем объём ТБО выгруженных из мусоровоза.
Таким образом, передача Обществу твёрдых бытовых отходов от контрагентов для последующего захоронения происходит в неуплотнённом состоянии независимо каким способом и каким транспортом отходы были доставлены на полигон.
Технические характеристики мусоровозов, к которым относится коэффициент уплотнения отходов в кузове мусоровоза, никакого отношения к рынку услуг по захоронению ТБО не имеют. К тому же, такой коэффициент уплотнения влияет только на массу перевозимых ТБО, а не на объём перевозимого мусора.
Таким образом, довод Ответчика, что размещению на полигоне подлежит объём с учётом коэффициентов уплотнения ТБО в кузове мусоровоза, собранный Заявителем в момент загрузки отходов в мусоровоз на смежном рынке - рынке услуг по сбору, транспортировке и размещению ТБО, является ошибочным.
Следует отметить, что отношения между Ответчиком и Контрагентом (Заявителем) на рынке услуг по утилизации (захоронению) ТБО возникают не в момент загрузки отходов в мусоровоз, а в момент приёма отходов на полигон (в момент выгрузки отходов из мусоровоза), когда и начинается зона ответственности общества.
Указанное обстоятельство соотносится и с Регламентом ООО "Шанс", в соответствии с которым на полигоне Ответчиком выполняются следующие основные виды работ: приём, складирование и изоляция ТБО.
Учитывая, что постановлением Департамента по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для Ответчика установлены тарифы на услуги по утилизации ТБО только из расчёта платы за 1 куб. м, то и учёту подлежит фактический объём ТБО в куб. м, а он для одного рейса не может быть больше вместимости кузова мусоровоза.
Довод Ответчика о том, что размещению на полигоне подлежит весь объём ТБО, исходя из утверждённых на территории Дорогобужского района Смоленской области норм накопления на каждого жителя г. Дорогобуж и посёлка Верхнеднепровский Дорогобужского района Смоленской области, так как указанный объём был включён в тариф на утилизацию ТБО, отклоняется комиссией, так как выходит за пределы рассмотрения данного дела.
Комиссией рассматриваются отношения, возникшие между Заявителем и Ответчиком в процессе заключения договора на утилизацию ТБО, заключение которого для ООО "Шанс" в силу статьи 445 ГК РФ является обязательным.
Более того, Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области письмом от 23.11.2015 N4221 сообщила Смоленскому УФАС России, что в период с 29.09.2006 по 29.04.2014 на территории Дорогобужского городского поселения были утверждены, в том числе и для жилого фонда, нормы накопления твёрдых и крупногабаритных бытовых отходов (решение Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 29.09.2006 N38, далее - Решение от 29.09.2006 N38).
15.04.2014 прокуратура Дорогобужского района Смоленской области вынесла протест на Решение от 29.09.2006 N38, в соответствии с которым указанное решение подлежало отмене как незаконное.
Решением Совета депутатов Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области от 29.04.2014 N7 Решение от 29.09.2006 N38 было признано утратившим силу.
Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области также сообщила, что в настоящее время на территории Дорогобужского городского поселения Дорогобужского района Смоленской области какие-либо нормы накопления не установлены.
Довод Ответчика о том, что ООО УК "Дорогобуж-Сервис" необходимо исполнять решение, принятое на совещании, состоявшемся 11.06.2015 в Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, является ошибочным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 14 части 12 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно протоколу совещания по вопросу сбора, вывоза и утилизации отходов на территории муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, состоявшегося 11.06.2015 в Администрации муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, было принято решение о необходимости заключения между ООО УК "Дорогобуж-Сервис" и ООО "Шанс" дополнительного соглашения к договору на размещение ТБО на полигоне, со сроком действия с 01.04.2015, с условием, что ООО "Шанс" будет принимать, а ООО УК "Дорогобуж-Сервис" оплачивать ТБО в следующих объёмах: по мусоровозу марки "КАМАЗ" - 32 куб. м, а по мусоровозу марки "МАЗ" - 26 куб. м.
Учитывая, что Администрация муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области не вправе вмешиваться в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, вышеуказанный протокол совещания не имеет никакой юридической силы.
Более того, стороны не реализовали решение, принятое Администрацией муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области на указанном совещании.
Учитывая вышеизложенное, Комиссий приходит к мнению, что Ответчик злоупотребил доминирующим положением в отношении Заявителя, ущемляя права последнего, необоснованно уклоняется от заключения договора на размещение (захоронение) ТБО на условиях Заявителя, одновременно навязывая ему невыгодные условия такого договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Шанс" по уклонению от заключения с ООО УК "Дорогобуж-Сервис" договора на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО (с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015N32/2015), направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N391, и по навязыванию ООО УК "Дорогобуж-Сервис" невыгодных условий договора на размещение отходов путём определения объема твёрдых бытовых отходов, подлежащего размещению на полигоне, с учётом коэффициента уплотнения отходов в кузове мусоровозов, злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Шанс" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N04-01/11-2015
10 декабря 2015 г. |
г. Смоленск |
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России <_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 11 декабря 2015 года делу N04-01/11-2015 о нарушении ООО "Шанс" (216772, Смоленская обл., Руднянский район, д. Казимирово) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "Шанс" в срок до 01.01.2016 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением в части уклонения от заключения с ООО УК "Дорогобуж-Сервис" договора на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО (с учётом протокола согласования разногласий к проекту договора от 01.04.2015 N32/2015), направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N391, и навязывания ООО УК "Дорогобуж-Сервис" невыгодных условий договора на размещение отходов путём определения объема твёрдых бытовых отходов, подлежащего размещению на полигоне, с учётом коэффициента уплотнения отходов в кузове мусоровозов, а именно:
заключить с ООО УК "Дорогобуж-Сервис" договор на размещение (утилизацию) твёрдых бытовых отходов на полигоне ТБО от 01.04.2015 N32/2015 путём подписания протокола к проекту договора, направленного ООО УК "Дорогобуж-Сервис" письмом от 06.08.2015 N391, и прекратить требовать от ООО УК "Дорогобуж-Сервис" оплачивать услуги размещения отходов исходя из определения объёма твёрдых бытовых отходов, подлежащего размещению на полигоне, с учётом коэффициента уплотнения отходов в кузове мусоровозов.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 10 декабря 2015 г. N 04-01/11-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016