Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
N 5/04 (опубликовано 6 мая 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Полякова В.И. - начальник Управления по работе с кредитными организациями Главного Управления Банка России по Тамбовской области;
Мазаева С.В. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Тамбовского УФАС России;
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тамбовского УФАС России,
рассмотрев дело от 20.02.2009 N 5/04 по признакам нарушения Сбербанком России (ОАО) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Тамбовское УФАС России поступило заявление Производственного кооператива "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" (вх. от 25.11.2008 N 6975) (далее - ПК "Милорем") с жалобой на действия Мичуринского ОСБ N 141 Сбербанка России (ОАО) по навязыванию невыгодных условий договора банковского кредита.
Заявитель сообщает, что Мичуринское ОСБ N 141 на письменное обращение заявителя о возможности предоставления кредита сообщило об условиях предоставления кредита, в том числе указало следующие условия: обеспечить долю поступлений по расчетным счетам завода в Мичуринском ОСБ N 141 в общем объеме поступлений по всем расчетным счетам в размере не менее 90 % оборота; обеспечить реализацию услуги Сбербанка "Зарплатный проект".
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представители ПК "Милорем": первый заместитель генерального директора <> (доверенность от 22.04.2009 б/н) и юрисконсульт <> (доверенность от 11.01.2009 N 29-юр);
- представители Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество): начальник отдела правового обеспечения юридического управления Центрально-Черноземного банка (г.Воронеж) Сбербанка России (ОАО) <> (доверенность от 12.01.2009 N ДО-3-29/3059) и начальник юридического отдела Тамбовского отделения N8594 Сбербанка России (ОАО) <> (доверенность от 07.10.2008 N ДО-3-29/3609).
На рассмотрении дела представители ПК "Милорем" сообщили, что требования, выдвигаемые Мичуринским ОСБ N 141 для принятия положительного решения о предоставлении кредита, ущемляли интересы ПК "Милорем". В связи с этим ПК "Милорем" направило заявление в Тамбовское УФАС России. В настоящее время банк открыл кредитную линию для ПК "Милорем" на новых условиях, которые приемлемы для ПК "Милорем".
Представители Сбербанка России на рассмотрении дела сообщили, что обращение ПК "Милорем" в Мичуринское ОСБ N 141 не является заявкой на выдачу кредита. Правила рассмотрения вопроса предоставления кредита прописаны в пункте 5.1.1. Порядка корпоративного кредитования. Требования закрепления оборотов по счетам ПК "Милорем" в Мичуринском ОСБ N 141 обоснованы интересами банка. Банк выдвигает эти требования исходя из мотивированного суждения своей кредитной службы, согласно которому, предприятию присвоена та категория "проблемности", при которой банку необходимо иметь информацию о наличии у предприятия выручки, для контроля возвратности кредита. Условие реализации "Зарплатного проекта" внесено как в интересах банка, так как он уже понёс расходы, связанные с организацией расчёта пластиковыми картами, так и в интересах ПК "Милорем", по мнению банка, реализация проекта снизит издержки предприятия.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
Мичуринское ОСБ N 141 осуществляет банковскую деятельность в соответствии с Положением, утвержденным правлением Сбербанка России (постановление от 02.04.1998 N 170).
Согласно Положению Мичуринское ОСБ N 141 осуществляет от имени Банка банковские операции и сделки, предусмотренные положением (пункт 1.4).
ПК "Милорем" 7.11.2008 (исх. N761/32ф) обратился в Мичуринское ОСБ N 141 с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении кредита в ноябре 2008 года и известить о размере процентной ставки и комиссий по выдаваемому кредиту.
14.11.2008 ПК "Милорем" повторно (исх. N 789/32ф) обратился в Мичуринское ОСБ N 141 с просьбой представить информацию о возможности получения кредита, размере процентной ставки с учетом всех комиссий, в связи с тем, что на первое обращение ответ не получен, и завод не может подготовить необходимые документы для получения кредита и своевременно представить их на рассмотрение банку.
Мичуринское ОСБ N 141 письмом (исх. от 18.11.2008 N 01-00-02/253) сообщило, что готово рассмотреть вопрос о предоставлении нового кредита на определенных условиях, в том числе:
- доля поступлений по расчетным счетам завода в Мичуринском ОСБ N 141 в общем объеме поступлений по всем расчетным счетам должна быть не менее 90 % оборота;
- реализация услуги Банка - "Зарплатный проект".
Порядком корпоративного кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сбербанком России и его филиалами (от 30.03.2007 N 931-3-р) установлено, что в договоре о предоставлении кредита может быть закреплено обязательство заемщика по обеспечению ежемесячных (ежеквартальных) кредитных оборотов или поступлений выручки по контрактам (договорам) внешнего и/или внутреннего рынка на счета Заемщика и/или поручителя в банке, к которым оформлены Соглашения о праве Банка на безакцептное списание средств. Рекомендуемый размер оборотов или поступлений выручки на счета в Банке в период кредитования - не менее 12,5 % от объема обязательств по кредиту ежемесячно либо не менее 37,5 % от объема обязательств по кредиту ежеквартально.
По данным ПК "Милорем" (исх. от 13.04.2009 N 421/32ф) обороты по счетам в Мичуринском ОСБ N 141 составляли в 2008 году от 67 до 92 % от общего объема по всем расчетным счетам.
Действующим законодательством и внутренними нормативными документами Банка не предусмотрено заключение договора "зарплатный проект" в качестве обязательного условия принятия положительного решения по предоставлению кредитов юридическим лицам.
По данным Мичуринского ОСБ N 141, между Сбербанком России и ПК "Милорем" заключен договор на реализацию "Зарплатного проекта", но фактически не работает. Условие о реализации "Зарплатного проекта" не включено ни в один кредитный договор.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что в действиях Мичуринского ОСБ N 141 по установлению вышеназванных условий получения кредита ПК "Милорем" усматривались признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно ущемление интересов ПК "Милорем" при приобретении финансовой услуги (получение кредита) и навязывание невыгодных условий кредитного договора.
Однако, в соответствии с Порядком корпоративного кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сбербанком России и его филиалами от 30.03.2007 N 931-3-р для инициирования рассмотрения Банком вопроса о предоставлении кредита потенциальный заемщик подает в Банк Заявление на получение кредита в произвольной форме с указанием суммы, цели, срока, обеспечения и источников погашения кредита.
Согласно Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами от 30.06.2006 N 285-5-р (пункт 4.1.2) решение о предоставлении кредита принимает Кредитный комитет с учетом лимитов и ограничений, установленных Сбербанком России. В данном Регламенте дано понятие Кредитного комитета - это постоянно действующий коллегиальный орган Банка, к компетенции которого относится принятие решений по вопросам кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Исходя из данных требований, письма ПК "Милорем" (исх. от 7.11.2008 N761/32ф и от 14.11.2008 N 789/32ф) в адрес Мичуринского ОСБ N 141 не являются заявками на получение кредита, поскольку не содержат сведений о сумме, цели, сроках, обеспечении и источниках погашения кредита.
Соответственно, Сбербанк России в лице Мичуринского ОСБ N 141 не рассматривал заявку на получение кредита от ПК "Милорем" в ноябре 2008 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что Сбербанк России не отказывал заводу "Милорем" в удовлетворении кредитной заявки и не выставлял требований о доле поступлений по расчетным счетам завода в Мичуринском ОСБ N 141 в общем объеме поступлений по всем расчетным счетам в размере не менее 90 % оборота и о реализации услуги Банка - "Зарплатный проект" при рассмотрении заявки завода на получение нового кредита.
При рассмотрении дела не подтвердилось наличие в действиях банка злоупотребление доминирующим положением, а также навязывание ПК "Милорем" невыгодных условий кредитного договора.
Кроме того, в марте 2009 года ПК "Мичуринский локомотиворемонтный завод "Милорем" обратился в Сбербанк России с заявкой на получение кредита на тех условиях, которые для него были приемлемыми, кредитная заявка была рассмотрена, кредитный договор подписан 06.03.2009.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N5/04 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Сбербанка России (ОАО).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области N 5/04 (опубликовано 6 мая 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016