Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 7 декабря 2015 г. N 636
Комиссия Иркутского УФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Иркутского УФАС России), в составе:
Председателя Комиссии: <_>
Членов Комиссии: <_> <_>
при участии представителя ООО "Химсервис" <_> действующего на основании доверенности от 03.12.2015 г.
Представителей ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" в лице ИАЗ - филиала ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут": <_> действующей на основании доверенности от 17.09.2015 г.
N 272-И, <_> действующего на основании доверенности от 07.12.2015 г.
N 286-И, в присутствии <_> <_>
рассмотрев жалобу ООО "Химсервис" (далее - Заявитель) на положения документации, действия ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут" (далее - ПАО "Корпорация "Иркут", Заказчик) в лице Иркутского авиационного завода - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (далее - ИАЗ - филиал ПАО "Корпорация "Иркут", Организатор), руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
26.11.2015 г. в Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Химсервис" на положения документации, действия ПАО "Корпорация "Иркут" в лице ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (с дополнениями от 27.11.2015), связанные с проведением запроса предложений на поставку противогазов типа ГП-7 или эквивалент для защиты органов дыхания, лица и глаз от отравляющих веществ для нужд ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут", извещение N 31502980293, а именно: в документации Заказчиком установлено конкретное требование к техническим характеристикам противогазов в виде наличия цельнометаллической фильтро-поглощающей коробки с металлическим донышком и металлически экраном входного отверстия, тогда как на рынке имеются противогазы с аналогичными потребительскими свойствами, но с композитной фильтро-поглощающей коробкой.
Рассмотрение жалобы назначено на 11 часов 07.12.2015 г., при котором Комиссией Иркутского УФАС России выявлены обстоятельства, не позволяющие рассмотреть жалобы по существу, в связи с чем, Комиссией Иркутского УФАС России объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 07.12.2015 г. После перерыва рассмотрение изложенных в жалобе вопросов рассматривалось с учетом представленных сторонами сведений и документов.
В ходе рассмотрения жалобы Заявитель поддержал изложенные в жалобе доводы и пояснил, что данная закупка проведена повторно, первичная закупка (извещение N 31502782490) была объявлена 23.09.2015 г., поступило 5 заявок на участие: ЗАО "Химкомплектзащита", ЗАО "Тамбовмаш-Защита", ЗАО НПК "НГС Техно", ООО "Спецпрофит", ООО "Химсервис", однако Комиссией по закупкам ИАЗ принято решение об отказе в её проведении в связи с необходимостью внесения изменений в Документацию и проведении закупки повторно. Заявитель считает, что Заказчиком установлены требования, не влияющие на назначение, эксплуатационные и потребительские свойства товара, что ограничивает участие в закупке участников, предложивших эквивалентную продукцию с композитной фильтро-поглощающей коробкой, тем самым, действия Заказчика привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, на основании чего, просит признать недействительным указанный запрос предложений.
ПАО "Корпорация "Иркут" в лице ИАЗ-филиала ПАО "Корпорация "Иркут" с доводами жалобы ООО "Химсервис" не согласен, считает, что требования к наличию цельнометаллической коробки в составе противогаза ГП-7 (эквивалента) установлены обоснованно. Данное требование является для него важным и необходимым, т.к. противогаз прошел испытания на длительность хранения (до 25 лет) в различных климатических условиях, стойкость на отравляющие вещества. На основании изложенного, ПАО "Корпорация "Иркут" в лице ИАЗ-филиала ПАО "Корпорация "Иркут" считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав имеющиеся материалы и пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Во исполнение Закона о закупках Советом директоров ПАО "Корпорация "Иркут" (Протокол от 25.12.2012 г. N 7) утверждено Положение о закупочной деятельности ПАО "Корпорация "Иркут" (с изменениями от 13.11.2014 и 13.11.2014) (далее - Положение).
На основании данного Положения разработана Документация о закупке N 1395 на поставку противогазов типа ГП-7 или эквивалент для защиты органов дыхания, лица и глаз от отравляющих веществ для нужд ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (далее - Документация).
20.11.2015 г. на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) опубликовано Извещение N 31502980293, согласно которому дата окончания подачи заявок - 23.11.2015 г., дата вскрытия заявок 04.12.2015 г.; срок рассмотрения заявок и подведение итогов - до 18.12.2015 г. Начальная (максимальная) цена договора составляет 1248500 руб., включая НДС.
Согласно представленному на рассмотрение жалобы журналу регистрации поступивших заявок, Протоколу N 112-1395/К от 04.12.2015 г. заседания Комиссии по закупкам по вскрытию конвертов с заявками на участие в запросе предложений, 30.11.2015 г. на участие в запросе предложений поступила одна заявка - ЗАО "Тамбовмаш-Защита", предложенная цена составила 1038000 рублей, данная заявка направлена на экспертизу для проведения отборочного этапа рассмотрения заявок.
Получив уведомление Иркутского УФАС России, Заказчик, руководствуясь ч. 18 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, приостановил проведение процедуры закупки, итоги закупки не подводились.
Основным доводом заявителя является внесение дополнительных требований о наличии цельнометаллической фильтро-поглощающей коробки, не влияющие на назначение, эксплуатационные и потребительские свойства товара, в Документацию при проведении повторной закупки на поставку противогазов типа ГП-7 или эквивалент для защиты органов дыхания, лица и глаз от отравляющих веществ для нужд ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут". Так, первая закупка (извещение N 31502782490) была объявлена 23.09.2015 г. Согласно протоколу N 924-1395/К от 09.10.2015 г. заседания Комиссии по закупкам ИАЗ по вскрытию конвертов на участие в первичной закупке поступило 5 заявок: ЗАО "Химкомплектзащита", ЗАО "Тамбовмаш-Защита", ЗАО НПК "НГС Техно", ООО "Спецпрофит", ООО "Химсервис". Согласно протоколу N 924-1395/К от 09.10.2015 г. Комиссией по закупкам ИАЗ принято решение об отказе в её проведении и проведении закупки повторно.
Кроме того, п. 7.10.1 Документации дополнен двумя техническими условиями - ТУ Г-10-1103-82 и ТУ Г-10-1104-82, которым должно соответствовать качество поставляемого товара, тогда как при первой закупке документации был указан только ГОСТ Р 22.9.19-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях".
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России исследована заявка участника повторной закупки - ЗАО "Тамбовмаш-Защита", при этом установлено, что участником предложен противогаз ГП-7 с требуемой (цельнометаллической) фильтро-поглощающей коробкой, гарантийный срок хранения - 12 лет, т.е. соответствующий по техническим характеристикам требованиям п. 7.8. Документации.
На рассмотрение жалобы представителем Заявителя представлены сведения о том, что противогазы с цельнометаллической фильтро-поглощающей коробкой марки ГП-7 изготавливаются на заводах: АО "Тамбовмаш", АО "Сорбент", АО "Электростальский химико-механический завод им. Н.Д. Зелинского", а также о том, что данные лица являются аффилированными. Так, АО "Тамбовмаш" по состоянию на 30.09.2015 г. является владельцем более 20% акций ОАО "Электростальский химико-механический завод". ООО "Химсервис" заявку на участие в повторном запросе предложений не подавало и считает, что внесение Организатором изменений в Документацию о наличии цельнометаллической фильтро-поглощающей коробки ограничивает допуск к участию в закупке.
В ходе рассмотрения жалобы Организатором, в подтверждение своих доводов, предоставлены пояснения о том, что противогаз ГП-7, как единственный гражданский противогаз, изготавливаемый из отечественных материалов и имеющий требования на особый период, включен в номенклатуру изделий мобилизационного назначения, выпускаемых предприятиями по планам расчетного года. Аналоги противогаза ГП-7, марки ГП-7Б, ГП-7БВ, таковыми не являются, т.к. не имеют специальных требований к порядку разработки конструкторской документации на особый период, в том числе запрет на использование импортных материалов. Противогаз ГП-7 прошел испытания на длительность хранения (до 25 лет) в различных климатических условиях, а также стойкость к отравляющим веществам, что ведет к целевому и экономически эффективному расходованию денежных средств на приобретение противогазов и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Указанные доводы Организатора признаны Комиссией Иркутского УФАС России необоснованными, поскольку п. 7.8. Документации о закупке N 1395 предусмотрен гарантийный срок хранения противогазов 12 лет. Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что производство противогазов ГП-7, соответствующих техническим характеристикам, установленным Документацией, осуществляет несколько хозяйствующих субъектов. Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Химсервис" документов, подтверждающих ограничение конкуренции и числа участников, не добыто.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Законом о закупках запрета на участие аффилированных лиц в закупках не установлено. Вместе с тем, Заказчиком при проведении второй закупки внесены изменения в Документацию путем предъявления иных требований к техническим характеристикам противогазов, таких как: наличие цельнометаллической фильтро-поглощающей коробки с металлическим донышком и металлически экраном входного отверстия, не влияющих на назначение, эксплуатационные и потребительские свойства товара, в то время как предмет закупки остался прежним. На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России полагает, что требуется дополнительное расследование по признакам нарушения ПАО "Корпорация "Иркут" в лице ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия Иркутского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Химсервис" на положения документации, действия ПАО "Корпорация "Иркут" в лице ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" (с дополнениями от 27.11.2015), связанные с проведением запроса предложений на поставку противогазов типа ГП-7 или эквивалент для защиты органов дыхания, лица и глаз от отравляющих веществ для нужд ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут", извещение N 31502980293 необоснованной.
Копию решения направить сторонам по жалобе.
Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного контроля Иркутского УФАС России для проведения антимонопольного расследования по признакам нарушения требований ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии: <_>
Члены комиссии: <_> <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 декабря 2015 г. N 636
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016