Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 10 декабря 2015 г. N 203.03-14.3/203Р
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Виталий Геннадьевич Попов, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 203.03-14.3/203р, возбужденного в отношении должностного лица - <_> рекламной службы ООО СН ИСК "СОТА" <_> (далее - <_>), в связи с непосредственным обнаружением начальником отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России О. Г. Козининой, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <_> установил:
Решением от 12.11.2015 года N 551-168р Комиссии Воронежского УФАС России, реклама: "Служба недвижимости Сота, Квартиры в этом доме, т. 2-638-638, www.ksota.ru" (далее - рассматриваемая реклама N 1), размещенная с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и "Служба недвижимости Сота, Ипотека на квартиры в этом доме, т. 8-900-308-49-81" (далее - рассматриваемая реклама N 2), размещенная с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, признана ненадлежащей.
Решением от 12.11.2015 года N 551-168р установлено следующее.
Воронежским УФАС России 18.09.2015 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ выявлен факт распространения следующей информации: "Служба недвижимости Сота, Квартиры в этом доме, т. 2-638-638, www.ksota.ru" (далее - рассматриваемая информация N1) и "Служба недвижимости Сота, Ипотека на квартиры в этом доме, т. 8-900-308-49-81" (далее - рассматриваемая информация N2). Рассматриваемая информация N1 размещена с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б. Рассматриваемая информация N2 размещена с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация N1 и N2 обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N1, N2).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются служба недвижимости "СОТА", квартиры и способы их приобретения, в том числе, с использованием ипотечного кредитования.
13 октября 2015 года в отношении ООО СН ИСК "СОТА" вынесено определение о возбуждении дела N 551-168р по признакам нарушения законодательства о рекламе.
На рассмотрении дела представитель ООО СН ИСК "СОТА" по доверенности <_> факт нарушения признала.
Ознакомившись с материалами дела, комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N188-ФЗ (далее - ЖК РФ), квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Объектом рекламирования в спорной рекламе являются именно квартиры (т.е. обособленные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием).
В то же время, по состоянию на 18.09.2015 (дата фиксации антимонопольным органом распространения спорной рекламы), объект капитального строительства, расположенный по адресу Ленинский проспект 100Б, находился в стадии возведения (строительства).
Также, п. 2, ст. 4 ФЗ Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции" (далее ФЗ "О защите конкуренции") предусмотрено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно ч. 1, ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.
Слово "ипотека" в контексте спорной рекламы воспринимается потребителем как возможность приобретения жилья посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, т. е. как банковская услуга.
При этом рассматриваемая реклама N2 не содержит наименования лица, оказывающего финансовую услугу (ипотеку), что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно ст. 19 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет").
В рассматриваемой рекламе N1, N2 отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, что не допускается частью 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе N1, N2 отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", а также не содержится указания на способ приобретения квартир - возникновение права собственности у граждан на жилые помещения в многоквартирном доме на основании договора участия в долевом строительстве, что искажает смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы, в том числе, в части возможности приобретения готовых квартир на основании договоров купли-продажи, тем самым рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы N1, N2 является ООО СН ИСК "СОТА".
На основании ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Из материалов дела установлено, что в период распространения ненадлежащей рекламы должность <_> рекламной службы занимала <_> (копия приказа от 01.09.2014 "О назначении ответственного за соблюдение требований законодательства о рекламе").
10.12.2015 года в отношении должностного лица - <_> рекламной службы ООО СН ИСК "СОТА" <_> составлен протокол N 203.03 - 14.3/203р об административном правонарушении по части 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
10.12.2015 года от должностного лица - <_> рекламной службы ООО СН ИСК "СОТА" <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела N 203.03-14.3/203р об административном правонарушении 10.11.2015 года в 11 ч. 45 мин. (мск).
10.12.2015 года Воронежским УФАС России ходатайство удовлетворено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, <_> осуществив действия, связанные с ненадлежащим контролем за распространением 18.09.2015 года ненадлежащей рекламы "Служба недвижимости Сота, Квартиры в этом доме, т. 2-638-638, www.ksota.ru" (далее - рассматриваемая реклама N 1), размещенной с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и "Служба недвижимости Сота, Ипотека на квартиры в этом доме, т. 8-900-308-49-81" (далее - рассматриваемая реклама N 2), размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении Постановления учитываются все обстоятельства дела.
<_> могла должным образом проконтролировать содержание рассматриваемой рекламы N 1, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и рассматриваемой рекламы N 2), размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора и тем самым, принять зависящие от нее меры по соблюдению требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", но данным лицом не были приняты такие меры по их соблюдению.
На основании изложенного, действия <_> связанные с ненадлежащим контролем распространения 18.09.2015 года ненадлежащей рекламы N 1, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и рекламы N 2, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1, 7 ст. 28, ч. 7 ст. 5, ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 4.3, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - <_> рекламной службы ООО СН ИСК "СОТА" <_> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к <_> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 4 000 (Четырех тысяч) рублей.
3. Направить копию настоящего постановления <_> для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение Воронеж г. Воронеж
БИК - 042007001
Р/с - 40101810500000010004
ИНН - 3664022568
КПП - 366401001
ОКАТО - 204 01 000 000
КБК - 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 декабря 2015 г. N 203.03-14.3/203Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016