Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 10 декабря 2015 г. N 204.03-14.3/204Р
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) Виталий Геннадьевич Попов, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 204.03-14.3/204р, возбужденного в отношении должностного лица - <_> ООО АН "Цитадель" - <_> (далее - <_>), в связи с непосредственным обнаружением начальником отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Воронежского УФАС России О. Г. Козининой, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <_> установил:
Решением от 17.11.2015 года N 550-169р Комиссии Воронежского УФАС России, реклама: "ЦИТАДЕЛЬ. Продажа квартир с отделкой, паркинг, ипотека. 300-33-99, 294-17-70. Скидка 10% на квартиры и нежилые помещения. Ипотека 11.9%" с использованием логотипов финансово - кредитных организаций (далее - рассматриваемая реклама N1), размещенная с использованием рекламных плакатов (баннеров), размещенных на фасаде объекта капитального строительства, по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и "Офис продаж квартир и нежилых помещений в этом доме находится по адресу: ул. Карла Маркса, д. 112. ЦИТАДЕЛЬ. тел. 222-47-83. тел. 300-30-99." (далее - рассматриваемая реклама N2) размещенная с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, признана ненадлежащей.
Решением от 17.11.2015 года N 550-169р установлено следующее.
Воронежским УФАС России 18.09.2015 г. в ходе мониторинга соблюдения требований законодательства РФ выявлен факт распространения следующей информации: "ЦИТАДЕЛЬ. Продажа квартир с отделкой, паркинг, ипотека. 300-33-99, 294-17-70. Скидка 10% на квартиры и нежилые помещения. Ипотека 11.9%" с использованием логотипов финансово - кредитных организаций (далее - рассматриваемая информация N1) и "Офис продаж квартир и нежилых помещений в этом доме находится по адресу: ул. Карла Маркса, д. 112. ЦИТАДЕЛЬ. тел. 222-47-83. тел. 300-30-99." (далее - рассматриваемая информация N2). Рассматриваемая информация N1 размещена с использованием рекламных плакатов (баннеров), размещенных на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б. Рассматриваемая информация N2 размещена с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация N1 и N2 обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама N1, N2).
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются агентство недвижимости "Цитадель", квартиры и способы их приобретения, в том числе, с использованием ипотечного кредитования.
13 октября 2015 года в отношении ООО АН "Цитадель" вынесено определение о возбуждении дела N 550-169р по признакам нарушения законодательства о рекламе.
10 ноября 2015 года в связи с необходимостью предоставления ООО "Цитадель" требуемых сведений (информации, документов) запрошенных определением N 550-169р, Комиссия определила:
1. Объявить перерыв в заседании.
2. Рассмотрение дела N 550-169р в отношении ООО "Цитадель" назначить на 12 часов 30 минут "12" ноября 2015 года в помещении Воронежского УФАС России.
На рассмотрении дела должностное лицо - <_> ООО АН "Цитадель" <_> факт нарушения признал.
Ознакомившись с материалами дела, комиссия установила следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 N188-ФЗ (далее - ЖК РФ), квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Объектом рекламирования в спорной рекламе являются именно квартиры (т.е. обособленные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием).
В то же время, по состоянию на 18.09.2015 (дата фиксации антимонопольным органом распространения спорной рекламы), объект капитального строительства, расположенный по адресу Ленинский проспект 100Б, находился в стадии возведения (строительства).
Также, п. 2 ст. 4 ФЗ N 135 от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции" предусмотрено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Слово "ипотека" в контексте спорной рекламы воспринимается потребителем как возможность приобретения жилья посредством долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, т. е. как банковская услуга.
Согласно п. 1 и 2 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах; фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".
Из содержания рассматриваемой рекламы N1 следует, что организационно-правовая форма финансовых организаций "Сбербанк", "ВТБ", "Банк Москвы", предоставляющих ипотечное кредитование, не указывается ни в полном, ни в сокращенном варианте.
Наличие в рекламе логотипов указанных банков не является надлежащим исполнением требований ч. 1 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, реклама N1 содержит признаки нарушения ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе", поскольку в ней отсутствует полное наименование лиц, оказывающих финансовую услугу - ипотечное кредитование.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Согласно ст. 19 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет").
В рассматриваемой рекламе N1, N2 отсутствуют сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, что не допускается ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рассматриваемой рекламе N1, N2 отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной ч. 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", а также не содержится указания на способ приобретения квартир - возникновение права собственности у граждан на жилые помещения в многоквартирном доме на основании договора участия в долевом строительстве, что искажает смысл информации, вводит в заблуждение потребителя рекламы, в том числе, в части возможности приобретения готовых квартир на основании договоров купли-продажи, тем самым рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с ч. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе".
Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы N1, N2 является ООО АН "Цитадель".
На основании ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Из материалов дела установлено, что в период распространения ненадлежащей рекламы должность <_> ООО АН "Цитадель" занимал <_> (выписка из ЕГРЮЛ, https://egrul.nalog.ru/).
10.12.2015 года в отношении должностного лица - <_> ООО АН "Цитадель" - <_> составлен протокол N 204.03 - 14.3/204р об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
10.12.2015 года от должностного лица - <_> ООО АН "Цитадель" - <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела N 204.03-14.3/204р об административном правонарушении 10.11.2015 года в 12 ч. 00 мин. (мск).
10.12.2015 года Воронежским УФАС России ходатайство удовлетворено.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, <_> осуществив действия, связанные с ненадлежащим контролем за распространением 18.09.2015 года ненадлежащей рекламы "ЦИТАДЕЛЬ. Продажа квартир с отделкой, паркинг, ипотека. 300-33-99, 294-17-70. Скидка 10% на квартиры и нежилые помещения. Ипотека 11.9%" с использованием логотипов финансово - кредитных организаций (далее - рассматриваемая реклама N1), размещенной с использованием рекламных плакатов (баннеров), размещенных на фасаде объекта капитального строительства, по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и "Офис продаж квартир и нежилых помещений в этом доме находится по адресу: ул. Карла Маркса, д. 112. ЦИТАДЕЛЬ. тел. 222-47-83. тел. 300-30-99." (далее - рассматриваемая реклама N2) размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении Постановления учитываются все обстоятельства дела.
<_> мог должным образом проконтролировать содержание рассматриваемой рекламы N 1, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и рассматриваемой рекламы N 2, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора и тем самым, принять зависящие от него меры по соблюдению требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1, 7 ст. 28 ФЗ "О рекламе", но данным лицом не были приняты такие меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии <_> всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства о рекламе не предоставлено. <_> не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той или иной степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего соблюдения законодательства о рекламе, что свидетельствует о виновности <_> в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, действия <_> связанные с ненадлежащим контролем распространения 18.09.2015 года ненадлежащей рекламы N 1, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера), размещенного на фасаде объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, д. 100Б и рекламы N 2, размещенной с использованием рекламного плаката (баннера) на внешней стороне забора, ограждающего указанный выше объект капитального строительства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1, 7 ст. 28, ч. 7 статьи 5, ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ст. 4.3, 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - <_> ООО АН "Цитадель" - <_> виновного в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к <_> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 8 000 (восьми тысяч) рублей.
3. Направить копию настоящего постановления <_> для исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: Отделение Воронеж г. Воронеж
БИК - 042007001
Р/с - 40101810500000010004
ИНН - 3664022568
КПП - 366401001
ОКАТО - 204 01 000 000
КБК - 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 20701000
Получатель: УФК по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 10 декабря 2015 г. N 204.03-14.3/204Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016