Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 27 мая 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: |
|
Корнеев В.Г., руководитель Ростовского УФАС России |
Члены комиссии: |
|
Кожемяко Н.А., начальник отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России Колокольцева М.Н., ведущий специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России Багдасарова Э.С., специалист 1 разряда отдела изучения и контроля товарных рынков Ростовского УФАС России |
рассмотрев дело N 136 по признакам нарушения ОАО "Ростовоблгаз" (344022, г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, 40а) в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" (346630, Ростовская область, г. Семикаракорск, ул. Островского, 1) ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон)
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступил депутатский запрос депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (пятого созыва) Коломейцева Н.В. (вх.1310 от 12.02.2009 г.) о неправомерных действиях ОАО "Ростовоблгаз" в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него при заключении договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно - диспетчерское обеспечение (далее - Договор ВДГО и АДО).
Раздел 4 типового Договора ВДГО и АДО "Порядок расчетов" содержит пункт 4.2, на основании которого: "Заказчик производит оплату услуг Исполнителю по техническому обслуживанию ВДГО в порядке предоплаты, в размере 100 % стоимости услуг, указанных в п. 1.1 данного Договора, при заключении настоящего Договора". Пункт 4.5 Договора ВДГО и АДО предусматривает пересмотр стоимости услуг Исполнителем в связи с изменением ценообразующих факторов.
В раздел 5 "Ответственность сторон" типового Договора ВДГО и АДО в пункты 5.1. и 5.2 включены условия о том, что при неперечислении Заказчиком предварительной оплаты Исполнитель вправе не преступать к выполнению услуг по ТО ВДГО и АДО, также при невнесении предварительной платы в день заключения Договора ВДГО и АДО данный договор считается незаключенным.
Включение в Договор ВДГО и АДО вышеназванных условий послужило основанием возбуждения в отношении ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" настоящего дела.
В отзыве по настоящему делу ответчик привел следующие доводы:
ОАО "Ростовоблгаз" является одной из организаций, имеющих полномочия оказывать услуги по техническому обслуживанию общедомового газового оборудования. Для оказания данных услуг ОАО "Ростовоблгаз" были разработаны типовые формы Договоров на ВДГО и АДО. В связи с тем, что для оказания данных услуг ОАО "Ростовоблгаз" понесло расходы по приему на работу специалистов, их обучению и обеспечению необходимыми инструментами, а бюджет ОАО "Ростовоблгаз" не предусматривал данные расходы, в типовых формах договоров предусмотрено условие о 100 % предоплате. Действующее законодательство не запрещает установление в договоре предварительной оплаты за оказание услуг. Договор на ВДГО и АДО не является публичным и обязательным для ОАО "Ростовоблгаз". ОАО "Ростовоблгаз" были разработаны типовые формы протоколов разногласия, которые предлагались одновременно с самим Договором ВДГО и АДО. Если гражданина не устраивают условия указанные в протоколе разногласий, то он может направить свой вариант протокола разногласий. Кроме того, население может заключить аналогичный договор с другой организацией оказывающей такие услуги.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, комиссия пришла к следующим выводам.
По настоящему делу проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления услуги населению по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - ТО ВДГО и АДО) в географических границах Семикаракорского района Ростовской области, согласно требованиям Порядка проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006 N 108. В результате анализа установлено, что ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" является единственным исполнителям вышеназванных услуг, и его доля на данном рынке составляет 100 %.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по ТО ВДГО и АДО в географических границах Семикаракорского района Ростовской области.
В этой связи, в соответствии с ч. 1 ст.5 Закона, п.33 Приказа N108, положение ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" на указанном рынке является доминирующим.
Услуга по ТО ВДГО и АДО может быть оказана только в месте нахождения газового оборудования и закупка рассматриваемой услуги в соответствии с "Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденными Постановлением Правительсва РФ N549 от 21.07.20008г. (далее - Правила поставки газа) возможно только у специализированной организации - газораспределительной организации, допущенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющей аварийно- диспетчерскую службу либо заключившей договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
На территории Семикаракорского района Ростовской области ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз".
Объем оказанных ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" услуг по ТО ВДГО и АДО на территории Семикаракорского района Ростовской области за период с 01.01.2008 по 13.03.2009 в натуральном выражении составил 2486 Договоров ВДГО и АДО, в том числе 2 Договора ВДГО и АДО были заключены с протоколом разногласий по п. 4.2., согласно которым "заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО в момент получения данных услуг от Исполнителя по договору".
ОАО "Ростовоблгаз" были разработаны две типовые формы протокола разногласий, которыми предлагалось внести изменения в пункт 4.2: "Заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО в следующем порядке: 50 % стоимости услуг, установленных п.1.1 настоящего договора в момент заключения договора; 50% в момент получения данных услуг от Исполнителя по договору" или "заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО в момент получения данных услуг от Исполнителя по договору".
При заключении Договора ВДГО и АДО с момента вступления в действие "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 549 от 21.07.2008 г. (далее - Правила поставки газа) наличие Договора ВДГО и АДО является обязательным условием для поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с п.п. б) п. 13 Правил поставки газа, отсутствие у физического лица Договора ВДГО и АДО является основанием для отказа поставщика газа от заключения договора поставки газа.
Согласно п.п. е) п. 45 Правил поставки газа в случае отсутствия у абонента Договора ВДГО и АДО, заключенного со специализированной организацией, поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента.
По информации представленной ООО "Ростоврегионгаз" до 07.05.2009 г. ограничения поставки газа абонентам по причине отсутствия Договора ВДГО и АДО не производились в связи с отопленным периодом. В связи с завершением отопительного периода ООО "Ростоврегиогаз" вправе производить отключения подачи газа абонентам, не исполняющим обязанности, предусмотренные Правилами поставки газа.
Обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования и своевременно заключать Договор ВДГО и АДО установлена п.п. к) п. 21 Правил поставки газа.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что Договор ВДГО и АГО относится к публичным договорам, таким образом в случае отказа потребителя проавансировать работу, исполнитель не вправе отказаться от заключения договора по причине несогласия с данной позицией, поскольку в силу ст. 426 Гражданского кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Так же в соответствии с абз. 2 ст. 37 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей": "Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса". Однако, ОАО "Ростовоблгаз" лишило контрагентов права выбора условия оплаты по договору, включив условие о 100 % предоплате в типовую форму Договора ВДГО и АДО.
В ходе рассмотрения дела 27.05.2009 г. ОАО "Ростовоблгаз" представило новую редакцию Договора ВДГО и АДО в соответствии с которой: "Заказчик производит оплату за техническое обслуживание ВДГО в момент получения данных услуг от Исполнителя по договору. Подтверждением оплаты за получение услуги является выданная Исполнителем квитанция".
Заключение ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" в период с 01.01.2008 по 13.03.2009 г. 2484 Договоров ВДГО и АДО с условием 100 % предоплаты из 2486 всего заключенных договоров, свидетельствует о нарушении запрета, установленного ч. 1 ст. 10 Закона, в соответствии с которой запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренные законодательством.
Однако принимая во внимание факт введения в действие новой редакции Договора ВДГО и АДО, соответствующей требованиям законодательства, комиссия пришла к выводу о необходимости прекращения производства по делу.
В связи с тем, что ОАО "Ростовоблгаз" не представило доказательств об исполнении возложенных на себя обязательств по Договорам ВДГО и АДО, заключенным в период с 01.01.2008 г. по 13.03.2009 г., комиссия пришла к выводу о нецелесообразности выдачи ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50
РЕШИЛА:
1. Признать ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" нарушившими ч.1 ст.10 Закона в части навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных законодательством.
2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства ОАО "Ростовоблгаз" в лице филиала "Семикаракорскрайгаз" не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Ростовского ФУАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: |
|
В.Г. Корнеев |
Члены комиссии: |
|
Н.А. Кожемяко |
|
|
М.Н. Колокольцева Э.С. Багдасарова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 мая 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016