Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 3 декабря 2015 г. N АБ 07-06/2015-400 3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), кворум соблюден,
в присутствие представителя Администрации муниципального образования "Балезинский район" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 02.12.2015 г. N 6);
в отсутствие представителя ООО "Энергопроект" (далее - Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом - в деле имеется уведомление от 30.11.2015 г. N АБ 01-17-07/8952э),
рассмотрев жалобу ООО "Энергопроект" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Балезинский район" при проведении открытого конкурса на разработку схем водоснабжения и водоотведения МО "Балезинское" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113300013115000061, далее - Конкурса), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), установила:
26.11.2015 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергопроект" на положения документации об Аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушении части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе в пункте 10 информационной карты конкурсной документации неверно установлены критерии оценки заявок и их величин значимости. Кроме того, Заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о наличии действующего сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001 и сертификата прохождения курса обучения по программно-расчетному комплексу (ПРК) "ZuluHydro 7.0" (или эквивалент), что противоречит положениям части 5 статьи 31 Закона.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил в материалы дела письменные пояснения, а также устно пояснил, что фактически объектом закупки является выполнение научно-исследовательских работ, и предельные величины значимости критериев оценки конкурсных заявок установлены Заказчиком в полном соответствии с утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, согласно которым для выполнения научно-исследовательских работ установлена минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20%, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%.
Относительно установления таких нестоимостных критериев оценки конкурсной заявок, как наличие сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001 и сертификата прохождения курса обучения по программно-расчетному комплексу (ПРК) "ZuluHydro 7.0" (или эквивалент), представитель Заказчика пояснил следующее. По мнению Заказчика, наличие сертификата прохождения курса обучения по программно-расчетному комплексу "Геоинформационная системы Zulu 7,0" (или эквивалент), с пакетами "ZuluHydro" (или эквивалент), "ZuluDrain" (или эквивалент) является показателем квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов). Наличие сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001 установлен для подтверждения наиболее качественного оказания услуг исполнителем и в строго отведенный техническим заданием срок.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
24.11.2015 г. Заказчик разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Конкурса, а также конкурсную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 716 160,00 рублей.
02.12.2015 г. Заказчик извещение об отмене проведения Конкурса.
1. Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя о не правильном установлении Заказчиком критериев оценки заявок и их величин значимости, установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
Заказчиком в пункте 10.1 Информационной карты конкурсной документации установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки конкурсных заявок:
- Цена контракта - значимость критерия 20%;
- Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 80 %.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пунктом 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее - Правила) значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно Приложению к Правилам.
Так, согласно Приложению к Правилам установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки для работ, услуг, не отнесённых к отдельным видам работ, услуг:
минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 60%,
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.
Вместе с тем, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ согласно Приложению к Правилам отнесено к отдельному виду работ, относительно которого установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки:
минимальная значимость стоимостных критериев оценки - 20%,
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 80%.
Согласно статье 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;
поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 15.101-98 "Порядок выполнения научно - исследовательских работ" научно-исследовательская работа (НИР) - это комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 ГОСТ 15.101-98 "Порядок выполнения научно - исследовательских работ" основанием для выполнения НИР служит техническое задание на выполнение НИР и (или) контракт (договор) с заказчиком; в процессе выполнения НИР должны быть соблюдены следующие требования:
- по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;
- по экономическому и рациональному использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов при создании и эксплуатации создаваемой продукции.
Согласно пункта 1 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенная для хранения, мониторинга и актуализации информации о технико-экономическом состоянии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществления механизма оперативно-диспетчерского управления в указанных централизованных системах, обеспечения проведения гидравлических расчетов.
В соответствии частью 5 статьи 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат, в том числе, основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения; прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что целью разработки схем водоснабжения и водоотведения МО "Балезинское", установленной Заказчиком в Разделе II "Объекта закупки: Техническое задание" является выполнение научно-исследовательских работ (НИР) по разработке документа, содержащего совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения и направлений их развития МО "Балезинское" Балезинского района Удмуртской Республики на период 2016-2026 годы.
Техническим заданием предусмотрено разработка и утверждение следующих разделов схемы водоснабжения:
- Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения;
- Направления развития централизованных систем водоснабжения;
- Баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды;
- Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
- Экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения;
- Оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения;
- Целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения;
- Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
Также Техническим заданием предусмотрено разработка и утверждение следующих разделов схемы водоотведения:
- Существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа;
- Балансы сточных вод в системе водоотведения;
- Прогноз объема сточных вод;
- Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения;
- Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения;
- Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения;
- Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения;
- Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию.
Кроме того, заказчиком в Техническом задании установлено требование к последовательности разработки схем водоснабжения и водоотведения:
1) Разработчику проекта необходимо произвести обследование системы водоотведения.
2) Разработать электронную карту поселения с указанием высотных отметок и последующем построением рельефа местности. Отобразить на разработанной электронной карте существующие объекты недвижимости и осуществить привязку водопроводных сетей и сооружений на них к данной карте.
3) Системы инженерно-технического обеспечения и трассировку сетей разработать в границах территории в соответствии с утвержденным проектом планировки и техническими условиями подключения к инженерным сетям, источникам энергоснабжения.
4) Учесть планы комплексной застройки свободных территорий муниципального образования.
5) Инженерное оборудование предварительно согласовать с заказчиком.
6) Разработчик проекта согласовывает схему водоотведения с Заказчиком
7) Графические материалы выполнить в масштабе 1:2000; 1:5000 (либо иных согласованных с заказчиком масштабах).
Таким образом, принимая во внимание, что предмет закупки включает деятельность, направленную на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, социально - экономических, социальных, гуманитарных проблем, осуществляемую в форме теоретических и экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных и путей создания (модернизации) существующей в муниципальном образовании "Балезинское Удмуртской Республики схемы водоснабжения и водоотведения, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что предметом закупки является выполнение научно-исследовательских работ, а также к выводу о том, что при установлении предельных величин значимости критериев оценки конкурсных заявок в пункте 10.1 информационной карты конкурсной документации Заказчиком не было допущено нарушений Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы Заявителя признается Комиссией Удмуртского УФАС России необоснованным.
2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необоснованном установлении Заказчиком требования к участникам закупки о наличии действующего сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001 и сертификата прохождения курса обучения по программно-расчетному комплексу (ПРК) "ZuluHydro 7.0" (или эквивалент), Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе, требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, предусмотренные статьей 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Перечень обязательных требований к участникам закупки предусмотрен частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком ни в извещении о проведении Конкурса, ни в конкурсной документации не установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные Законом о контрактной системе.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что требование о наличии у участников закупки в собственности программно-расчетного комплекса "Геоинформационная система Zulu 7,0" (или эквивалент) с пакетами "ZuluHydro" (или эквивалент), "ZuluDrain" (или эквивалент) и действующего сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001 установлено Заказчиком в качестве нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, что не является препятствием для участие в закупке.
На основании вышеизложенного, довод заявителя о наличии в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 31 Закона, признается Комиссией Удмуртского УФАС России необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика, установившего в качестве критериев оценки участников закупки требование о наличии у участников закупки в собственности программно-расчетного комплекса "Геоинформационная система Zulu 7,0" (или эквивалент) с пакетами "ZuluHydro" (или эквивалент), "ZuluDrain" (или эквивалент) и действующего сертификата в системе менеджмента качества ГОСТ Р ISO 9001, содержатся признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергопроект" на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Балезинский район" при проведении открытого конкурса на разработку схем водоснабжения и водоотведения МО "Балезинское" (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0113300013115000061) необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти Удмуртского УФАС для проведения внеплановой проверки по признакам нарушения заказчиком - Администрации муниципального образования "Балезинский район" статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
____________ <_>
|
Члены Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 3 декабря 2015 г. N АБ 07-06/2015-400 3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016