Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 23 ноября 2015 г. N 1-00-1943/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,
членов Комиссии:
<> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля торгов,
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии:
от организатора торгов - ООО "Аукционторг": <> (по доверенности от 20.11.2015 N 7/2015),
в отсутствие:
Быкова В.В., ООО "Центр реализации" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 18.11.2015 N ИШ/46353),
рассмотрев жалобу Быкова В.В. на действия организатора торгов - ООО "Аукционторг" при проведении торгов по продаже имущества ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ" посредством публичного предложения, лот N 1 (реестровый N 0015184), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Быкова В.В. (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - ООО "Аукционторг" (далее - Организатор торгов) при проведении торгов по продаже имущества ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ" посредством публичного предложения, лот N 1 (реестровый N 0015184) (далее - Торги).
По мнению Заявителя, Организатором торгов необоснованно признан победителем Торгов участник - Роголь Р.В.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, антимонопольный контроль торгов, проводимых в рамках процедуры банкротства, делегирован антимонопольным органам. Полномочия антимонопольного органа предусмотрены статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, согласно которым антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2014 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органом.
Согласно части 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном частями 3 - 19 статьи 110 и частью 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.
В соответствии с частью 18 статьи 110 Закона о банкротстве в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия. Повторные торги проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Начальная цена продажи предприятия на повторных торгах устанавливается на десять процентов ниже начальной цены продажи предприятия, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом на первоначальных торгах.
Согласно части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Комиссия установила, что Торги были объявлены в соответствии с Определением Арбитражного суда Краснодарского края делу NАЗ2-39697/2013 (шифр судьи 8-70 "Б") об утверждении начальной цены, и в соответствии с Положением о порядке, условиях и сроках реализации имущества ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ", находящегося в залоге у ОАО "Сбербанк России", утвержденным Решением кредитора ОАО "Сбербанк России" требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
Информационное сообщение о проведении публичного предложения по продаже вышеуказанного имущества было опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 132 (5642) от 25/07/2015 (сообщение 77031567888), в газете "Тульские известия" N106 (6312) и в газете "Кубанские новости" N 110 от 25.07.2015.
Имущество реализуемое на Торга: Нежилое помещение Х, общая площадь 440,9 кв. м, этаж цокольный, лит. А, адрес: Тульская область, г. Тула, Зареченский район, ул. Максима Горького, д. 1б, кадастровый (или условный) номер 71:30:010223:5869.
Начальная цена продажи 7 835 092 рубля 56 копеек, НДС не облагается.
Дата и время начала представления заявок на участие в торгах по продаже имущества посредством публичного предложения и предложений о цене имущества: 25.08.2015 г., 00.00 мск, с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается, но не позднее даты и времени окончания представления заявок и предложений о цене имущества: 02.11.2015 г., 24.00 мск. Прием заявок на участие в торгах и предложений о цене имущества, подведение итогов производится по адресу: http://www.bankrupt.CenterR.ru.
Так как сообщение о продаже имущества должника посредством публичного предложения опубликовано в официальном издании после 22 июня 2015 года и начало процедуры торгов установлено после 22 июня 2015, следовательно, применяются положения пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 22.12.2014 N 432-ФЗ.
В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 139 Закона о банкротстве рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляется в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Согласно части 12 статьи 110 Закона о банкротстве, решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Таким образом, протокол об определении участников торгов формируется организатором торгов после рассмотрения каждой из заявок на участие в торгах и подтверждения поступления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов.
Представитель Организатора торгов пояснил, что подвести результаты торгов (сформировать протокол о результатах торгов), не рассмотрев все поступившие на торги заявки, Организатор торгов не имеет право и технической возможности. Электронная площадка не допустит формирования Протокола результатов торгов - будет возникать предупреждение: "Вам необходимо рассмотреть все заявки, поданные на данный торг".
Комиссия отмечает, что остановить прием заявок после поступления первой заявки Организатор торгов и оператор электронной площадки не в праве, так как в соответствии с частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве прием заявок прекращается только с момента формирования протокола о результатах проведения открытых торгов (определения победителя).
Из возражений Организатора торгов следует, что по мере поступления заявок на участие в Торгах и получения от конкурсного управляющего подтверждения поступления задатков на счет должника, Организатор торгов производил допуск заявителей к участию в Торгах.
Как следует из материалов дела, участниками Торгов признаны:
Быков Владислав Владимирович предложил 3 213 013 рублей, дата подачи заявки - 12 октября 2015 года в 16 час.47мин.48 сек. Протокол об определении участника торгов подписан Организатором торгов 14.10.2015.
Цена имущества ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ", на интервале с 06.10.2015 00:00 по 13.10.2015 00:00 3 134 037 рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Аникушин Алексей Михайлович предложил 2501000 рублей, дата подачи заявки - 13 октября 2015 года в 00 час.00мин.22 секунды. Протокол об определении участника торгов подписан Организатором торгов 15.10.2015.
Роголь Роман Викторович предложил 3612000 рублей, дата подачи заявки - 15 октября 2015 года в 02 час.50мин.36 сек. Протокол об определении участника торгов подписан Организатором торгов 15.10.2015.
Осейко Владимир Сергеевич предложил 2402000 рублей, дата подачи заявки - 14 октября 2015 года в 23 час.07мин.19 сек. Протокол об определении участника торгов подписан Организатором торгов 16.10.2015.
При этом, цена имущества ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ", на интервале с 13.10.2015 00:00 по 20.10.2015 00:00 2 350 527 рублей 74 копейки, НДС не облагается.
Так как все участники Торгов представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, то в соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.
В соответствии с частью 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.
Комиссия установила, что к моменту формирования протокола об определении участника торгов Осейко B.C. нерассмотренных заявок не осталось, и электронная площадка автоматически перешла в режим определения победителя торгов.
Протокол о результатах проведения открытых Торгов от "16" октября 2015 года, сформированный средствами электронной площадки "Торги по банкротству. Центр Реализации", был подписан Организатором торгов 16.10.2015 в 17:01.
В соответствии с частью 4 статьи 139 Закона о банкротстве с момента формирования протокола о результатах проведения открытых торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекратился.
Победителем Торгов признан участник - Роголь Роман Викторович, предложивший максимальную цену за имущество ООО "СТАЛЬ ИНВЕСТ".
Превышение цены, предложенной победителем - Роголь Роман Викторович, над ценой, предложенной Быковым В.В., составило 398 987 рублей (12,5%).
Комиссия отмечает, что положения части 4 статьи 110 Закона о банкротстве, регулирующие проведение публичных торгов, способствуют достижению целей и задач конкурсного производства - пополнению конкурсной массы должника, обеспечение максимального удовлетворения требований кредиторов.
Проведение торгов и совершение сделки по купле-продаже имущества должника по максимальной цене отвечает основной цели конкурсного производства, интересам должника и кредиторов.
Заявка Роголь Р.В. содержала наиболее выгодное ценовое предложение, позволяющее максимальным образом увеличить поступления в конкурсную массу должника.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Признание победителем Торгов участника, предложившего наибольшую цену, соответствует целям и задачам конкурсного производства.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия установила, что жалоба Заявителя необоснованна, так как действия Организатора торгов по определению победителя Торгов соответствуют действующим нормам законодательства и целям конкурсного производства.
На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Оператора при проведении Торгов необоснованной
Снять ограничения на размещение Торгов, наложенные письмом Московского УФАС России от 18.11.2015 N ИШ/46353.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 ноября 2015 г. N 1-00-1943/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016