Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
от 8 июля 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 8 июля 2009 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 24 июня 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Бобровой О.А. - ВрИО руководителя Калининградского УФАС России,
членов Комиссии:
Лысенко М.Б. - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Егоровой Н.С. - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Васейко Д.Е. - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
рассмотрев дело N АМЗ - 33/2009 по признакам нарушения ОАО "Янтарьэнерго" (236000, г. Калининград, ул. Театральная, 34; далее - Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон),
УСТАНОВИЛА:
1. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 02.03.2009 поступило заявление В.Г. Фатеева (далее - Заявитель) на действия ОАО "Янтарьэнерго" в части проверки обоснованности заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям и отказа в изменении технических условий.
Приказом Калининградского УФАС России от 5 мая 2009 года N 108 возбужденно дело N АМЗ - 33/2009 по признакам нарушения ОАО "Янтарьэнерго" части 1 статьи 10 Закона.
2. Существо дела в изложении Заявителя
Заявителем по договору купли продажи, заключенному с администрацией Гурьевского городского округа Калининградской области, для строительства индивидуального жилого дома 14.02.2008 с аукциона приобретен в собственность земельный участок, расположенный в пос. Шоссейное Гурьевского района по ул. Лесной, N 18.
С целью обеспечения электроэнергией строительства дома и последующей подачи электроэнергии в жилой дом, В.Г. Фатеевым в ОАО "Янтарьэнерго" подано заявление на технологическое присоединение к электрическим сетям от 12.05.2008 (вх. Западное ПЭС N 11/564 от 12.05.2008). Бланк заявления В.Г. Фатеев получил в ОАО "Янтарьэнерго".
17.06.2008 между Заявителем и ОАО "Янтарьэнерго" заключен договор N 52/08-У технологического присоединения энергоустановки жилого дома мощностью 5 кВт к электрическим сетям.
В соответствии с техническими условиями N Z -1078/08 от 29.05.2008 (далее - ТУ), которые являются приложением к указанному договору, Заявитель обязан построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ; от ВЛ 15-180 до указанного ТП построить ВЛ 15 кВ на ж.б. опорах; выполнить СИП или КЛ соответствующей пропускной способности ответвление к дому. Пунктом 7.3 ТУ Заявителю предписывалось разработать схему электроснабжения квартала застройки, а в пункте 7.5 указывалось, что аналогичные требования содержатся в технических условиях, выданных в адрес других застройщиков в данном районе.
ТУ N Z -1078/08 от 29.05.2008 полностью повторяют ТУ N Z-1370/07 от 04.09.2007, которые были выданы ОАО "Янтарьэнерго" администрации МО "Гурьевский городской округ" при проведении работ по формированию единого земельного участка под квартал застройки более чем из 20 индивидуальных жилых домов и были рассчитаны на присоединение 50 кВт мощности, обеспечивающей энергоснабжение всего квартала.
Сметная стоимость перечисленных в ТУ N Z -1078/08 от 29.05.2008 работ превышает сметную стоимость строительства самого жилого дома Заявителя.
После заключения договора технологического присоединения Заявителю стало известно, что имеется техническая возможность технологического присоединения энергоустановки жилого дома мощностью 5 кВт к электросетям ОАО "Янтарьэнерго" по другой схеме: от действующей ТП 180-1, Л-1 с точкой присоединения на опоре N 4-10 ВЛ 0,4 кВ. Для осуществления указанной схемы присоединения необходимо произвести замену воздушного кабеля по существующим опорам на действующей ВЛ 0,4 кВ: данные работы более чем в 20 раз дешевле, чем обязательства, предусмотренные договором технологического присоединения и ТУ N Z -1078/08 от 29.05.2008.
В.Г. Фатеев обратился в ОАО "Янтарьэнерго" с заявлением об изменении выданных ранее ТУ N Z -1078/08 от 29.05.2008 (вх. ОАО "Янтарьэнерго" от 17.12.2008 N 1148-у), однако получил отказан в связи с отсутствием технической возможности (исх. Ответчика от 15.01.2009 г. N 120).
Для проверки наличия технической возможности технологического присоединения от действующей ТП 180-1, Л-1 с точкой присоединения на опоре N 4-10 ВЛ 0,4 кВ Заявитель обратился в УТЭН Ростехнадзора по Калининградской области. По итогам рассмотрения заявления УТЭН Ростехнадзора по Калининградской области В.Г. Фатееву дан ответ (исх. от 31.03.2009 N 1987) об отсутствии технической возможности технологического присоединения в указанной выше точке присоединения.
Заявитель считает, что на момент первичного обращения в ОАО "Янтарьэнерго" имелась техническая возможность технологического присоединение энергоустановки его жилого дома от действующей ТП 180-1, Л-1 с точкой присоединения на опоре N 4-10 ВЛ 0,4 кВ при условии реконструкции ВЛ 0,4 кВ, осуществляющей энергоснабжение жилых домов по ул. Лесной. Провести указанную реконструкцию за собственный счет Заявитель согласен.
В письме ОАО "Янтарьэнерго" от 15.01.2009 N 120 указано, что присоединение жилого дома В.Г. Фатеева и строительной площадки возможно при условии согласования точки подключения с заказчиком строительства ТП 15/0,4, которым является застройщик одного из участков, выделенных в данном квартале застройки.
Однако согласно действующему законодательству технологическое присоединение осуществляют только сетевые организации.
Возможности обратиться в другую сетевую организацию с целью технологического присоединения В.Г. Фатеев лишен, т.к. в месте расположения принадлежащего ему земельного участка ОАО "Янтарьэнерго" является единственной сетевой организацией.
На основании изложенного Заявитель считает, что требование ОАО "Янтарьэнерго" о согласовании точки подключения с заказчиком строительства ТП 15/0,4 и ВЛ 15 кВ необоснованно и противоречит действующему законодательству.
05.06.2009 Заявитель представил в антимонопольный орган ходатайство о прекращении рассмотрения дела N АМЗ - 33/2009 в связи с удовлетворением его требований Ответчиком.
3. Существо дела в изложении Ответчика
В 2007 году администрации МО "Гурьевский городской округ" для проведении работ по формированию единого земельного участка под квартал застройки индивидуальных жилых домов по ул. Лесной в п. Шоссейное Гурьевского района Ответчиком были выданы технические условия на технологическое присоединение N Z-1370/07 от 04.09.2007 с заявленной мощностью 50 кВт, содержащие обязательства по строительству ТП 15/0,4 кВ.
Выполнение администрацией МО "Гурьевский городской округ" указанных технических условий обеспечило бы энергоснабжения строящегося квартала и создало нормальные условия функционирования жилого сектора.
Однако, работы по строительству ТП 15/0,4 кВ, вмененные согласно ТУ N Z-1370/07 в обязанность администрации, не выполнены. При этом земельные участки, входящие в квартал застройки, реализованы администрацией с аукциона в 2008 году.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации ОАО "Янтарьэнерго" не вправе отказывать в технологическом присоединении лицу, самостоятельно обращающемуся за технологическим присоединением индивидуального жилого дома, входящего в квартал застройки (на который органом местного самоуправления уже были выданы технические условия), при наличии технической возможности технологического присоединения.
В 2008 году в ОАО "Янтарьэнерго" с заявкой на технологическое присоединение (вх. N 11/564 от 12.05.2008) энергопринимающих устройств индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Гурьевский район, пос. Шоссейное, ул. Лесная, 18, обратился В.Г. Фатеев. В пункте 5 заявки Заявитель самостоятельно указал в качестве желаемой точки присоединения опору N 56 ВЛ 15-180, а также выразил свое согласие на строительство ТП 15/0,4 кВ.
Включение пункта 5 в заявление на технологическое присоединение к электрическим сетям осуществлено в рамках подпункта "г" пункта 14 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861, в редакции постановления Правительства РФ от 26 июля 2007 N 484, действовавшей в спорный период, (далее - Правила), в соответствии с которым в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях присоединения энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, указывается максимальная мощность энергопринимающих устройств - величина мощности, обусловленная составом энергопринимающего оборудования и технологическим процессом потребителя, исчисляемая в мегаваттах.
На основании поданной В.Г. Фатеевым заявки и, учитывая сложившиеся между Обществом и администрацией МО "Гурьевский городской округ" отношения, ОАО "Янтарьэнерго" руководствуясь пунктом 22 Правил, подготовило соответствующий проект договора и технических условий, который был подписан Фатеевым В.Г. в редакции ОАО "Янтарьэнерго".
Пункт 4 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, предусматривает, что технические условия, выданные В.Г. Фатееву не должны противоречить техническим условиям, ранее полученным им от администрации МО "Гурьевский городской округ".
У ОАО "Янтарьэнерго" имелась техническая возможность технологического присоединения энергоустановки Фатеева В.Г. к электросети 15 кВ, т.к. соблюдались все критерии, указанные в пункте 28 Правил.
Основания для обращения в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту у Общества отсутствовали, т.к. присоединение энергопринимающих устройств ИЖД Фатеева В.Г. к воздушной линии 15 кВ не требовало строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства ОАО "Янтарьэнерго", не включенного в инвестиционную программу Общества на очередной период регулирования.
В то же время, технические условия, содержащие аналогичные обязательства, выданы Ответчиком ещё 21 заказчику, одним из которых уже разработан и согласован проект на электроснабжение квартала застройки.
В декабре 2008 года В.Г. Фатеев обратился в ОАО "Янтарьэнерго" с заявлением (вх. N 1148-у от 17.12.2008) по вопросу изменения технических условий в части технологического присоединения энергопринимающих устройств строительной площадки индивидуального жилого дома к ВЛ 0,4 кВ отТП 180-1 (Л-1).
Содержание каждых конкретных технических условий зависит от наличия свободной трансформаторной мощности на ближайшей подстанции и степени загрузки существующих электрических сетей 0,4 кВ.
Техническая возможность технологического присоединения к воздушной линии (ВЛ) 0,4 кВ отсутствует.
15 января 2009 года Фатееву В.Г. было сообщено о невозможности присоединения энергопринимающих устройств строительной площадки ИЖД в связи с ограничениями на технологическое присоединение дополнительной мощности к вышеуказанной В Л 0,4 кВ.
Присоединение дополнительной мощности к указанной ВЛ приведет к снижению качества электроэнергии (пониженному напряжению), надежности электроснабжения у существующих потребителей и жалобам и не создаст условий нормального электроснабжения индивидуального жилого дома Заявителя.
В инвестиционной программе ОАО "Янтарьэнерго" на 2008-2009 годы замена провода ВЛ 0,4 кВ (Л-1 от ТП 180-1) не предусмотрена. Согласия на реконструкцию ВЛ 0,4 кВ от В.Г. Фатеева в ОАО "Янтарьэнерго" до обращения в антимонопольный орган не поступало.
Технические условия N Z-1078/08, являющиеся приложением к договору технологического присоединения к электрическим сетям N 52/08-У от 17.06.2008, не содержат обязательств по согласованию точки присоединения с заказчиком строительства ТП 15/0,4 кВ.
Внесение изменений в ранее заключенный договор должно разрешаться сторонами в порядке, предусмотренном статьями 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. по соглашению сторон.
В связи с внесением постановлением Правительства от 21 апреля 2009 N 334 изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N861, Заявитель и Ответчик заключили соглашение от 05.06.2009 о расторжении договора технологического присоединения к электрическим сетям N 52/08-У. Сторонами заключен договор N 526/09 технологического присоединения к электрическим сетям от 09.06.2009.
4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией.
4.1. Частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественных монополий в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.12.1997 N 127/8, ОАО "Янтарьэнерго" признано субъектом естественной монополии в сфере услуг по передаче электрической и (или) тепловой энергии и включено в Раздел I Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 39.1.1.
Решением Правления энергетической комиссии Калининградской области от 24.02.2000 N10-1/100 ОАО "Янтарьэнерго" включено в Реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Таким образом, ОАО "Янтарьэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг передачи электрической энергии в географических границах расположения своих электрических сетей.
Вместе с тем, по смыслу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии осуществляется только с помощью технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Технологическое присоединение осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
- правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;
- процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
- правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;
- состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;
- ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения.
Согласно понятию сетевой организации, приведенному в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от 27 декабря 2004 N 861, в редакции постановления Правительства РФ от 26 июля 2007 N 484 (действовавшей в спорный период), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии, и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В статье 3 Закона об электроэнергетике определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861, в редакции постановления Правительства РФ от 26 июля 2007 N 484, действовавшей в спорный период, (далее - Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Исходя из пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
На основании изложенного наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельного рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению, невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора на технологическое присоединение сетевой организацией, которой подана заявка, и обусловив возможность заключения договора на передачу электрической энергии необходимостью заключения договора на технологическое присоединение.
Таким образом, поскольку оказание услуг передачи электрической энергии в силу положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обусловлено необходимостью технического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям энергоснабжающей организации, то ОАО "Янтарьэнерго" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг технологического присоединения в географических границах расположения своих электрических сетей, в том числе в пос. Шоссейное Гурьевского района.
4.2. 12.05.2008 В.Г. Фатеевым в ОАО "Янтарьэнерго" подано заявление на технологическое присоединение к электрическим сетям от 12.05.2008 (вх. Западное ПЭС N 11/564 от 12.05.2008).
В соответствии с пунктом 14 Правил в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях присоединения энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, должны быть указаны:
а) фамилия, имя, отчество заявителя;
б) место нахождения заявителя;
в) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации
г) сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
д) максимальная мощность энергопринимающих устройств.
В силу пункта 11 Правил сетевая организация не вправе требовать представления сведений, не предусмотренных Правилами.
В то же время формуляр заявления на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "Янтарьэнерго", выданный В.Г. Фатееву Ответчиком, содержал требования о представлении следующей информации и документов в нарушение пунктов 11, 14 Правил:
- информации о точке присоединения объекта к электрической сети с указанием технических параметров элементов электрических установок, присоединяемых в конкретной точке электрической сети;
- копий правоустанавливающих документов на земельный участок;
- копии гражданского паспорта с пропиской (для внесения в текст договора данных заказчика);
- доверенность на право представления интересов заказчика (при необходимости).
- 4.3. 17.06.2008 между Заявителем и Ответчиком заключен договор технологического присоединения к электрическим сетям N 52/08-У, приложением к которому являются технические условия N Z-1078/08 от 29.05.2008 (далее - ТУ).
- В соответствии с ТУ для присоединения энергопринимающих устройств объекта Заявителю следует осуществить следующие мероприятия:
- построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ;
- от ВЛ 15-180 до ТП построить ВЛ 15 кВ с проводом АС-50 на ж.б. опорах;
- разработать схему электроснабжения квартала застройки.
Согласно пункту 7.5 ТУ аналогичные требования содержатся в технических условиях, выданных в адрес других застройщиков.
Правила, в соответствии с пунктом 1, регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
При этом технические условия N Z-1370/07 от 04.09.2007, ранее выданные Ответчиком администрации МО "Гурьевский городской округ", не освобождают ОАО "Янтарьэнерго" от обязанности руководствоваться положениями Правил при формировании технических условий по заявлению В.Г. Фатеева, равно как и иных лиц.
В соответствии с пунктом 25 Правил в технических условиях должны быть указаны:
а) схемы выдачи или приема мощности и точки присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы);
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией;
в) требования к устройствам релейной защиты, регулированию реактивной мощности, противоаварийной и режимной автоматике, телемеханике, связи, изоляции и защите от перенапряжения, к контролю и поддержанию качества электроэнергии, а также к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной);
г) требования к присоединению энергопринимающих устройств к устройствам противоаварийной и режимной автоматики, требования к подключению всей присоединяемой мощности энергопринимающих устройств, но не ниже уровня аварийной или технологической брони, к устройствам автоматики отключения нагрузки энергопринимающих установок при снижении частоты электрического тока или напряжения в прилегающей электрической сети, требования к характеристикам генераторов;
д) требования к оснащению энергопринимающих устройств устройствами релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая размещение устройств, обеспечивающих дистанционный ввод графиков временного отключения потребления с диспетчерских центров в соответствии с требованиями соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления.
При этом в силу пункта 26 Правил требования подпунктов "а", "б" пункта 25 Правил обязательны для выполнения сетевой организацией. Однако в нарушение пункта 25 Правил ОАО "Янтарьэнерго" в технических условиях N Z-1078/08 от 29.05.2008 переложило обязанности, предусмотренные законодателем для сетевой организации, на Заявителя, предписав последнему разработать схему электроснабжения квартала застройки, построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ; построить ВЛ 15 кВ от ВЛ 15-180 до ТП с проводом АС-50 на ж.б. опорах.
4.4. Поскольку работы, указанные в пунктах 7.1, 7.2 ТУ, не включены в инвестиционные программы ОАО "Янтарьэнерго" на 2008 и 2009 годы, Ответчику в отношениях с Заявителем, связанных с заключением договора технологического присоединения, следовало руководствоваться пунктом 30 Правил, определяющим следующий процедурный порядок.
Сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, определенном указанным уполномоченным органом, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора.
При этом сетевая организация выдает заявителю индивидуальные технические условия для технологического присоединения к электрическим сетям. Исполнение указанных в технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем по выбору последнего. При утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя.
Ответчик, в нарушение пункта 30 Правил, в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы Заявителю за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не обращался.
Вышеназванные действия ОАО "Янтарьэнерго" по включению в технические условия N Z-1078/08 от 29.05.2008, выданные В.Г. Фатееву, требований к осуществлению работ, возложенных пунктом 25 Правил на сетевую организацию, и бездействие по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, являются злоупотреблением хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующие положение на рынке по предоставлению услуг технологического присоединения в пос. Шоссейное Гурьевского района, своим положением. Указанные нарушения Ответчиком Правил могли привести к ущемлению интересов В.Г. Фатеева, в том числе экономического характера.
Таким образом, данные действия ОАО "Янтарьэнерго" являются нарушением части 1 статьи 10 Закона.
4.5. В.Г. Фатеев обратился в ОАО "Янтарьэнерго" с заявлением об изменении точки присоединения строительной площадки по договору N 52/08-У. Заявитель выразил желание осуществить технологическое присоединение к опоре "N 4-10 89 ТП-180-1". Письмом от 15.01.2009 N 120 Ответчик уведомил заявителя об отсутствии технической возможности технологического присоединения в указанной точке.
Руководствуясь пунктом 31 Правил Заявитель обратился в УТЭН Ростехнадзора по Калининградской области для проверки наличия технической возможности технологического присоединения от действующей ТП 180-1, Л-1 с точкой присоединения на опоре N 4-10 ВЛ 0,4 кВ. По итогам рассмотрения заявления УТЭН Ростехнадзора по Калининградской области В.Г. Фатееву дан ответ (исх. от 31.03.2009 N 1987) об отсутствии технической возможности технологического присоединения в указанной выше точке присоединения.
Заявителем не представлено документального подтверждения обращения к Ответчику с намерением за свой счет реконструировать ВЛ 0,4 кВ Л-1 от ТП 180-1 до обращения в антимонопольный орган.
Таким образом, в действиях ОАО "Янтарьэнерго" по отказу в технологическом присоединении объекта Заявителя с точкой присоединения на опоре N 4-10 ВЛ 0,4 кВ от действующей ТП 180-1, Л-1 отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
4.6. Заявитель и Ответчик заключили соглашение от 05.06.2009 о расторжении договора технологического присоединения к электрическим сетям N 52/08-У.
05.06.2009 Заявитель представил в антимонопольный орган ходатайство о прекращении рассмотрения дела N АМЗ - 33/2009 в связи с удовлетворением его требований Ответчиком.
Между Заявителем и Ответчиком 09.06.2009 заключен договор N 526/09 технологического присоединения к электрическим сетям.
Приложением к указанному договору являются технические условия N Z-853/09 от 05.06.2009. Обязанность по строительству трансформаторной подстанции, электросетей и разработке схемы электроснабжения квартала жилых домов в указанных технических условиях возложена на ОАО "Янтарьэнерго".
Принимая во внимание изложенное, Комиссия считает, что Ответчиком добровольно устранены указанные в пункте 4.3 нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО "Янтарьэнерго", выразившиеся в выдаче В.Г. Фатееву технических условий N Z-1078/08 от 29.05.2008, не соответствующих требованиям Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N от 27 декабря 2004 N 861, в редакции постановления Правительства РФ от 26 июля 2007 года N 484 (действовавшей в спорный период), нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
2. Прекратить рассмотрение дела N АМЗ - 33/2009 в связи с добровольным устранением ОАО "Янтарьэнерго" нарушения антимонопольного законодательства. Предписание ОАО "Янтарьэнерго" не выдавать.
3. Передать материалы дела N АМЗ - 33/2009 должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии О.А. Боброва
Члены комиссии: М.Б. Лысенко
Н.С. Егорова
Д.Е. Васейко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 8 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016