Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 24 июня 2009 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело N 05-ФАС22-НК/06-09 по признакам нарушения ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии:
представителя заявителя - ООО "Издательство "Экспресс"" - директора;
представителя ответчика - ООО "Издательский дом Бийская пресса"" в лице представителя по доверенности; установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступило письменное заявление ООО "Издательство "Экспресс"" о недобросовестной конкуренции, выразившейся в указании завышенных данных о фактическом тираже газеты "Товары и услуги" в различных источниках средств массовой информации.
Согласно материалам дела, фактически тираж газеты "Товары и услуги" в 2008 г. составил 35 000 экземпляров, и только в 2009 г., согласно счету-фактуре от 05.01.2009 г., тираж газеты составил 20 200 экземпляров.
В выходных данных газеты "Товары и услуги" N 1 от 07.01.2009 г. указан официальный тираж 20 200 экземпляров, тогда как в этом же номере, на странице 4, в рекламе, обозначен тираж 35 000 экземпляров. Кроме того, в различных источниках СМИ размещена противоречивая информация относительно этой характеристики издания. Так, по состоянию на 20.01.2009 г. на Интернет сайте общероссийской системы подачи рекламы в региональные СМИ www.reklama-online.ru размещены сведения о еженедельном выходе газеты общим тиражом 35 000 экземпляров. В разделе с более подробным описанием издания указаны данные, согласно которым тираж газеты "Товары и услуги" составляет 44 000 экземпляров. Такие же сведения опубликованы в рекламном буклете о печатной продукции ООО "Издательский дом "Бийская пресса".
Кроме того, в буклете Издательского дома "Бийская пресса" содержится информация о том, что газета "Товары и услуги" распространяется в г.Бийске, г.Белокурихе, г.Горно-Алтайске, селах Смоленское, Алтайское, Майма, Катунское, М.-Енисейское.
На странице 4 газеты "Товары и услуги в Бийске и Республике Алтай" N 1 от 07.01.2009 г., также опубликовано утверждение, что указанная газета распространяется в селах Советское, Алтайское, Катунское, М.-Енисейское, в Майме, г.Белокуриха и г.Горно-Алтайске.
В письменном объяснении ИП Саламатов А.В. не признал факт нарушения Федерального закона "О защите конкуренции", пояснив, что буклет Издательского дома "Бийская пресса" был напечатан и распространен рекламодателям в апреле 2007 г. и тираж газеты "Товары и услуги в Бийске и Республике Алтай" тогда действительно был 44 000 экземпляров. За информацию Интернет сайта "Реклама Онлайн" он ответственность не несет, газеты рекламное агентство получает от него регулярно, соответственно о тираже извещено.
На запрос антимонопольного органа ООО "Реклама Онлайн" сообщило, что размещение на сайте общероссийской подачи рекламы в региональные СМИ компании "Реклама Онлайн" информации о печатном средстве массовой информации "Товары и услуги" осуществляется без заключения договоров. Данное издание является многолетним партнером ООО "Реклама Онлайн" с 2003 г. сотрудники отдела медиапланирования Компании запрашивают тарифы на публикацию в печатных СМИ один раз в двенадцать месяцев. При изменении тарифов в течение этого периода СМИ самостоятельно сообщают ООО "Реклама Онлайн" о новых расценках, изменении тиража и т.д.
На заседании Комиссии, директор ООО "Издательство "Экспресс"" поддержал доводы, изложенные в заявлении, добавив, что рекламный буклет Издательского дома "Бийская пресса" распространяется в настоящее время в отделениях Сбербанка России в г.Бийске.
Представитель ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" также поддержал доводы, ранее изложенные в письменном объяснении ИП Саламатова А.В., представив счет-фактуру N 134 от 04.04.2007 г., свидетельствующий о том, что рекламный буклет Издательского дома "Бийская пресса" был напечатан и распространен в 2007 г. Для ООО "Реклама Онлайн" газеты регулярно отправляются для отчета, информация, которая на основании указанных газет размещается на Интернет сайте "Реклама Онлайн", не отслеживается.
В части касающейся географии распространения газеты "Товары и услуги" нарушение ответчиком по делу, признано.
Рассмотрев материалы дела и заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Учредителем газеты "Товары и услуги в Бийске и Республике Алтай" является гражданин Российской Федерации.
Издателем - ООО "Издательский дом "Бийская пресса"".
В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации N ПИ 12-2104 от 03.11.2003 г., примерная тематика газеты "Товары и услуги в Бийске и Республике Алтай" - информационно-рекламная, реклама более 40%. Территория распространения - Алтайский край.
Согласно уставу ООО "Издательский дом "Бийская пресса"", основными видами деятельности общества являются: производство, выпуск и распространение средств массовой информации, издательская деятельность, рекламная деятельность.
Согласно уставу ООО "Издательство "Экспресс"", основными видами деятельности Общества являются:
- издательская деятельность;
- рекламная деятельность;
- оказание информационно-справочных услуг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.06.2007 г. - основной вид деятельности Общества - издание газет.
На основании вышеизложенного, ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" и ООО "Издательство "Экспресс"" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном рынке - рынке издательства печатных СМИ на территории Алтайского края, в связи с чем, являются конкурентами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О средствах массовой информации" тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем.
Фактически тираж газеты "Товары и услуги" в 2008 г. составил 35 000 экземпляров, в 2009 г. - 20 200 экземпляров (N 1 от 07.01.2009 г.).
В буклете издательского дома "Бийская пресса" указан тираж газеты "Товары и услуги" - 44 000 экземпляров.
Доказательств того, что в настоящее время рассматриваемый буклет Издательского дома "Бийская пресса" не распространяется, не представлено.
В буклете также не содержится сведений о том, что он изготовлен с учетом показателей деятельности ООО "Издательский дом "Бийская пресса" за 2007 г.
На Интернет сайте общероссийской системы подачи рекламы в региональные СМИ www.reklama-online.ru по состоянию на 20.01.2009 г. размещены сведения о еженедельном выходе газеты общим тиражом 35 000 экземпляров. В разделе с более подробным описанием издания указаны данные, согласно которым тираж газеты "Товары и услуги" составляет 44 000 экземпляров.
Довод ответчика по делу о том, что он не несет ответственности за информацию о газете "Товары и услуги", размещенную на Интернет сайте "Реклама Онлайн", не может быть принят Комиссией, в связи с тем, что средства массовой информации самостоятельно информируют ООО "Реклама Онлайн" об изменениях характеристик изданий - тиража и т.д.
В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации территория распространения указанной газеты - Алтайский край.
Таким образом, газета "Товары и услуги", согласно свидетельству о регистрации СМИ может распространяться на территории Алтайского края. Доказательств того, что данная газета распространяется в с. Майма и г. г.Горно-Алтайске ответчиком по делу не представлено.
Также не представлено доказательств того, что указанная газета распространяется в селах Смоленское, Алтайское, Катунское, М.-Енисейское.
На основании вышеизложенного, информация о том, газета "Товары и услуги" распространяется в с. Майма и г. г.Горно-Алтайске, а также в селах Смоленское, Алтайское, Катунское, М.-Енисейское, размещенная в рекламном буклете и в газете "Товары и услуги" N 1 от 07.01.2009 г., является недостоверной, что не оспаривается представителем ООО "Издательский дом "Бийская пресса"".
Таким образом, ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" распространило посредством распространения буклета и информации на сайте www.reklama-online.ru недостоверную информацию о фактическом тираже издания, а также о географических границах распространения данной газеты, что ставит конкурентов газеты в неравные экономические условия.
Указанные действия являются недобросовестной конкуренцией в форме введения в заблуждение в отношении количества товара, а именно о фактическом тираже газеты "Товары и услуги", а также в отношении территории распространения данной газеты и направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности, так как своими действиями данный хозяйствующий субъект может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, предлагающим услуги по размещению рекламы и указывающим фактический тираж, а именно - ООО "Издательство "Экспресс"".
Кроме того, данная ситуация осложняет рекламную деятельность на рынке в связи с введением потенциальных рекламодателей в заблуждение относительно географии распространения издания и количества потенциальных потребителей рекламы.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" - нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Издательский дом "Бийская пресса"" предписание о прекращении нарушения п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 24 июня 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016