Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 7 июля 2009 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 20 июля 2009 года.
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии 07 июля 2009 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Соколовой И.П. - руководителя Калининградского УФАС России,
Членов Комиссии:
Бобровой О.А. - заместителя руководителя Калининградского УФАС России,
Лысенко М.Б - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Сидоровой Ю.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Калининградского УФАС России,
Егоровой Н.С. - старшего государственного инспектора Калининградского УФАС России,
в присутствии представителей:
ответчика:
- Ю.И. Руди - руководителя МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал";
- О.С. Куртеевой - юрисконсульта МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал",
лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах: И.И. Маркеловой - директора ГОУСПОКТП Колледжа технологии и предпринимательства (далее - Колледж),
в отсутствие заявителей и представителя заявителей жильцов общежития, расположенного по адресу: г. Гурьевск, ул. Заречная д. 38 "а", надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев дело N АМЗ - 55/2009 по признакам нарушения МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" (238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Лесная, 13, ИНН 39175501998, КПП 391701001, ОГРН 1083925020024; далее - ответчик) части 1 статьи 10, Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), установила:
В Калининградское УФАС России поступило заявление жильцов общежитий, расположенных по адресу: г. Гурьевск, ул. Заречная д. 38 "а" на действия МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" в части взимания с них платы за водоотведение и водоснабжение, как с юридических лиц. По данному факту приказом антимонопольного органа от 11.06.2009 г. N 168 "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства" возбуждено дело N АМЗ - 55/2009 по признакам нарушения ответчиком части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
1. Существо дела в изложении заявителей:
Жильцы общежитий, расположенных по адресу г. Гурьевск, ул. Заречная 38 "а", которые относятся к ГОУСПОКТП Колледж технологии и предпринимательства не согласны с тарифами, в соответствии с которыми МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" начисляет им оплату за водоснабжение и водоотведение. Согласно письму Колледжа N 180 от 02.03.2009 Ответчик с жильцов данных общежитий взимает плату за водоснабжение и водоотведение по тарифу, применяемому для юридических лиц. Люди, проживающие в отдельных благоустроенных квартирах, в лучших условиях, платят меньше, чем граждане, проживающие в комнатах в данных общежитиях.
2. Представители ответчика в ходе проведения заседания Комиссии, а так же в предоставленных объяснениях по делу N АМЗ - 55/2009 пояснили следующее:
На основании Постановления администрации Гурьевского городского округа N 4702 от 22 авгу-ста 2008 года МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" осуществляет услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Гурьевского района, он не является правопреемником ранее существующих организаций водно-канализационного хозяйства: МУП ЖКХ "Теплогаз", МУП ЖКХ "Коммунальник" и МУП ЖКХ "Благоустройство".
Между муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства "Гурьев-ский водоканал" в лице директора Солонченко Геннадия Ивановича (в настоящее время Руди Юрий Иванович), и ГОУ СПО "Колледж технологии и предпринимательства", в лице директора Маркеловой Ирины Ивановны, заключен договор N 144-09/08 от 01 сентября 2008 года об оказании услуг водоснабжения и приема сточных вод.
При заключении настоящего договора директором Маркеловой И.И. в МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" по запросу абонентского отдела были предоставлены доку-менты для выставления лимита водопотребления и водоотведения, тарифов за фактически оказанные услуги.
Приложением к вышеуказанному договору является расчет потребления количества воды и приема сточных вод, где в качестве потребителей указаны в том числе и общежития NN 1 и 2, расположенные по адресу: г. Гурьевск, ул. Заречная д.38 "а", и тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения в размерах соответственно 12,57 руб./куб. м и 12,98 руб./куб. м, применяемые для расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения с юридическими лицами. Постановлением администрации Гурьевского городского округа N 7270 от 26 ноября 2008 г. на 2009 год утверждены тарифы за водоснабжение 1-м 3 - 13,80 руб., водоотведение 1 м3 - 14,25 руб.
В адрес МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" поступило письмо входящий N 230 от 23.03.2009 г. с приложением выписки N 2027-О из реестра государственного имущества Калининградской области, согласно которой владельцем объекта по ад-ресу г. Гурьевск, ул. Заречная 38 "а" является Колледж (имущество находится в оперативном управлении). В письме директор Колледжа Маркелова И.И. просит произвести перерасчет за водоснабжение и водоотведение и составить дополнительное соглашение к договору N 144-09/08 от 01.09.2008 года.
На основании Постановления Правительства N 307 от 23.05.2006 г. перерасчет за холодное водо-снабжение и водоотведение возможен при условиях, указанных в Приложении N 1 пп. 1, 3 и 8 к данному Постановлению.
Ответчик просит учесть, что в период с 01 сентября 2008 года (с момента образования организации) по настоящее время директор Колледжа не обращалась с заявлением и необходимыми документами в адрес предприятия для изменения тарифа по расчет-заявке к договору N 144/09-08 от 01 сентября 2008 года, составленному с МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал".
Между организацией и администрацией Гурьевского района заключен генеральный договор N 54 на услуги водоснабжения и водоотведения от 16.02.2009, согласно которому администрация возмещает разницу в тарифах за предоставленные населению, проживающему на территории Гурьевского муниципального района, услуги по водоснабжению и водоотведению по установленному перечню объектов. Колледжа в этом перечне нет. По мнению ответчика, необходимо заключить дополнительное соглашение к генеральному договору о внесении в перечень объектов, по которым производится возмещение разницы в тарифах, общежитий Колледжа.
3. Существо дела в изложении лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:
Общежития NN 1 и 2 - типовой проект блочного типа. В каждом блоке - две изолированные жилые комнаты, площадью 10 и 18 кв.м., санузел и коридор 5 кв.м. В общежитиях NN 1, 2 проживают 64 обучающихся в 14 блоках, а остальные блоки занимают семьи работников колледжа и посторонние лица, многие из которых живут в общежитии более 10 лет. В прежние годы, когда хватало финансирования, расходы жильцов покрывались Колледжем по нормативу, который был установлен Администрацией Гурьевского района. Все, что потреблялось жильцами сверх норматива, покрывалось за счет областного бюджета по статье коммунальные расходы. Ситуация изменилась в 2007 году, когда при планировании бюджета возмещение затрат по коммунальным услугам стало осуществляться в зависимости от тех, кто их потребляет. В целях экономии бюджетных средств была начата работа по установке счетчиков на каждый объект отдельно. С высокими тарифами для населения Колледж не согласен, о чем написал всем подрядчикам и уведомил Прокуратуру Гурьевского района о завышении тарифов и нарушении законодательства. Администрация Колледжа будет добиваться перерасчета оплаты за коммунальные услуги с января 2009 года.
4. Обстоятельства дела, установленные Комиссией:
4.1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Часть 4 статьи 4 Закона устанавливает понятие товарного рынка: сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Хозяйствующий субъект МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующие положение на товарном рынке водоотведения и водоснабжения Гурьевского района.
4.2. МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" с администрацией Колледжа заключило договор N 144-09/08 от 01 сентября 2008 года об оказании услуг водоснабжения и приема сточных вод. Согласно п. 3.2 для заключения данного договора ГОУСПОКТП Колледж технологии и предпринимательства должен предоставить в адрес МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" следующие документы: заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных к системам водоснабжения и канализации, данных о субабонентах, а так же об объемах водопотребления и отведения сточных вод абонента и субабонентов, документы подтверждающие право собственности на устройства и сооружения для присоединения, разрешительную документацию на присоединение, схемы водоснабжения и водоотведения, план мероприятий по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод. Данный пункт договора соответствует п. 12 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" Директором Колледжа были предоставлены доку-менты по запросу абонентского отдела в МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" в полном объеме. В данный пакет документов, предоставленных в абонентский отдел МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал", входил расчет потребления количества воды согласно СНиП 2.04.01.- 85 с указанием потребителей воды, в том числе и двух общежитий.
Таким образом, на момент заключения договора между МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" и Колледжем, МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" было известно о нахождении на территории Колледжа объектов (общежитий), непосредственно присоединенных к его системам водоснабжения и канализации.
4.3. В соответствии со статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
Частями 3, 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно п. 6.1 договора N 144-09/08 от 01 сентября 2008 года об оказании услуг водоснабжения и приема сточных вод расчеты за водопотребление и сброс сточных вод осуществляются согласно утвержденной калькуляции. Согласно приложению N 1 данного договора, на 01 сентября 2008 года тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению без НДС составил: водоснабжение, 1 м3 - 12,57 руб., водоотведение, 1 м3 - 12,98 руб. (при изменении тарифов стоимость услуг подлежит уточнению). Данный тариф соответствует распоряжению администрации Гурьевского городского округа N 814 от 13 октября 2008 года и применялся для расчета за услуги водоснабжения и водоотведения с юридическими лицами.
Цены на коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 подлежат государственному регулированию.
Согласно статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Администрацией Гурьевского городского округа постановлением N 7270 от 26.11.2008 утверждены тарифы на 2009 год на услуги водоснабжения и водоотведения для потребителей МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" и уровень платежей граждан в процентах к тарифу на водоснабжение и водоотведение для МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал". Тариф для граждан, согласно данного постановления, составил: водоснабжение - 11,59 руб./куб. м, водоотведение - 12,63 руб./куб. м.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами. Выписка N 2090-О из реестра государственного имущества Калининградской области подтверждает, что общежития Колледжа являются государственной собственностью. Следовательно, данные общежития относятся к государственному жилому фонду, и жильцы общежитий должны оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения в размерах, установленных для граждан (соответственно 84% и 88,6% тарифа), а не для юридических лиц.
Таким образом, МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" с 01.01.2009 года по настоящее время неправомерно с жильцов общежитий NN 1 и 2 Колледжа взимает плату за водоснабжение и водоотведение по тарифу, применяемому для юридических лиц.
4.4. Порядок ценообразования - это соответствие процесса формирования и применения цен (надбавок, скидок) федеральному законодательству, регламентирующему его. Следовательно, ценообразование включает не только обоснование размера тарифа и его установление, но и порядок применения соответствующего тарифа. Таким образом, неправильное применение тарифа (стоимости оплаты коммунальных услуг) является нарушением порядка ценообразования.
Материалами дела подтверждается, что МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" нарушило установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, чем ущемило права и законные интересы граждан, проживающих в общежитиях, расположенных по адресу: г. Гурьевск, ул. Заречная д.38 "а", следовательно, злоупотребило доминирующим положением, то есть нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" (238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Лесная, 13, ИНН 39175501998, КПП 391701001, ОГРН 1083925020024) нарушившим пункт 10 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, нарушающих установленный нормативными актами порядок ценообразования на услуги водоснабжения и водоотведения по объектам, относящимся к жилому фонду в соответствии с договором N 144-09/08 от 01.09.2008 с ГОУСПОКТП Колледжем технологии и предпринимательства.
2. Выдать МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, для чего:
2.1. в срок до 01.08.2009 направить проект дополнительного соглашения к договору N 144-09/08 от 01.09.2008, предусматривающего применение для расчета платы за услуги водоснабжения и водоотведения по объектам Колледжа, относящимся к жилищному фонду, тарифов для населения, утвержденных Администрацией Гурьевского городского округа,
2.2. информацию об исполнении предписания (с копиями счетов на оплату) представить в Калининградское УФАС России до 20.08.2009.
3. Передать материалы дела N АМЗ - 55/2009 должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении МУП ЖКХ "Гурьевский водоканал" к административной ответственности.
Председатель комиссии И.П. Соколова
Члены комиссии: О.А. Боброва
М.Б. Лысенко
Н.С. Егорова
Ю.А. Сидорова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 7 июля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016