Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
(опубликовано 8 июля 2009 г.)
Решение изготовлено в полном объеме 08.07.2009 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>, в присутствии от ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод": <_>,
рассмотрев дело N 03-03/43-09 по признакам нарушения ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
дело N 03-03/43-09 возбуждено по признакам нарушения ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" части 1 статьи 10, пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в оказании услуг по передаче электрической энергии ООО "Радиал Центр Мастер" по договору N 1247ИВ от 30.12.2005 года с взиманием платы в размере, не установленном в соответствующем порядке уполномоченным органом в области регулирования тарифов.
Представители ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" пояснили следующее. Общество владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства. Взимание денежных средств в оплату услуг по передаче электрической энергии по договору N 1247ИВ от 30.12.2005 года действительно производилось без установления тарифа уполномоченным органом. До 01.01.2008 года ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" осуществляло одновременно деятельность по купле-продаже электрической энергии и деятельность по передаче электрической энергии, начиная с 01.01.2008 года во исполнение решения ФАС России от 31.05.2007 года N АГ/8720 о принудительной реорганизации общество прекратило деятельность по купле-продаже электрической энергии. Также, начиная с 01.01.2008 года ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" осуществляет услуги по передаче электрической энергии без взимания платы. Договор N 1247ИВ от 30.12.2005 года был заключен по взаимному согласию сторон. Тарифы на передачу электрической энергии, самостоятельно рассчитанные ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод", были ниже, чем максимально возможные тарифы, действовавшие на тот момент времени. Стоимость передачи 1 кВтч электроэнергии была единая для всех субъектов, которым оказывались соответствующие услуги.
Представитель ООО "Радиал Центр Мастер" также подтвердил, что договор N 1247ИВ от 30.12.2005 года заключен по взаимному согласию сторон. Каких-либо претензий к ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" по уровню тарифов за передачу электрической энергии ООО "Радиал Центр Мастер" не имеет. В настоящее время услуги по передаче электрической энергии ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" оказывает безвозмездно.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила следующее.
ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" владеет на праве собственности рядом объектов электросетевого хозяйства.
Согласно представленной ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" схеме электроснабжения с энергоснабжающими организациями и субабонентами объекты ООО "Радиал Центр Мастер" подключены к электрическим сетям ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод".
Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике" услугами по передаче электрической энергии признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Функциональное назначение услуг по передаче электрической энергии с точки зрения потребителя состоит в возможности получения электроэнергии через принадлежащие иным организациям электротехнические устройства и кабельные линии, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя. Технологически услуги по передаче электрической энергии конкретному потребителю можно оказать только через присоединенную электрическую сеть.
Таким образом, географические границы рынка услуг по передаче электрической энергии определяются фактической и потенциальной возможностью покупателя получать эти услуги от определенного продавца в границах присоединенных электрических сетей. Альтернативные варианты для потребителя в формах строительства собственных локальных источников электроэнергии, организации сети в условиях состоявшегося технологического присоединения не приемлемы по причине естественно-монопольного характера услуги по передаче электрической энергии, экономической, технической неэффективности и нецелесообразности. Технологические особенности производства услуг по передаче электрической энергии определяют эффективность функционирования данного товарного рынка в отсутствие конкуренции в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства. Кроме того, требуется преодоление ряда административных барьеров.
Таким образом, на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" является единственным продавцом услуги.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со статьей 3 указанного Закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии. В силу части 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей.
Между ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" и ООО "Радиал Центр Мастер" 30.12.2005 года заключен договор N 1247ИВ на отпуск электроэнергии. Согласно пункту 3.2. Договора расчеты за потребленную электрическую энергию производятся по тарифам, утвержденным Региональной (Федеральной) энергетической комиссией. Расчеты за передачу электрической энергии производятся в объеме прямых затрат, понесенных абонентом в отчетный период.
Так, ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" представлена калькуляция стоимости передачи 1 кВтч электроэнергии, утвержденная директором по экономике и финансам ОАО "ЯШЗ" А.Ю. Федоровым и введенная в действие с 01 января 2007 года. Согласно калькуляции стоимость передачи 1 кВтч электроэнергии составляет 0,20 руб.
В материалах дела имеются документы, подтверждающие факт взимания платы за поставку и передачу электрической энергии с ООО "Радиал Центр Мастер". ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" выставило в адрес ООО "Радиал Центр Мастер" на основании договора N 1247ИВ от 30.12.2005 года следующие счета-фактуры:
- счет-фактура N 2440 от 31.05.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1175,40 рублей без НДС, 1386,97 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 9586/9655 от 31.07.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 552,42 рублей без НДС, 651,86 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 10065/10403 от 30.09.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 778,86 рублей без НДС, 919,05 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 10268/10995 от 31.10.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 832,14 рублей без НДС, 981,93 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 10517/11361 от 30.11.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 3543,66 рублей без НДС, 4181,52 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 8886/9826 от 31.12.2006 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1125,72 рублей без НДС, 1328,35 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 766/3061 от 31.01.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1282,80 рублей без НДС, 1513,70 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 1389/3181 от 28.02.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 990,40 рублей без НДС, 1168,67 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 2664/3267 от 31.03.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1320,40 рублей без НДС, 1558,07 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 3667/3431 от 30.04.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1051,20 рублей без НДС, 1240,42 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 4656/3537 от 31.05.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1568,00 рублей без НДС, 1850,24 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 5795/3738 от 30.06.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 4794,40 рублей без НДС, 5657,39 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 7007/3843 от 31.07.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 2157,40 рублей без НДС, 2545,73 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 7895/3940 от 31.08.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 2666,80 рублей без НДС, 3146,82 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 8989/4101 от 30.09.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 2526,40 рублей без НДС, 2981,15 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 9887/4226 от 31.10.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 2055,40 рублей без НДС, 2425,37 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 11038/4345 от 30.11.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 1413,60 рублей без НДС, 1668,05 рублей с учетом НДС;
- счет-фактура N 11886/4475 от 31.12.2007 года, стоимость услуг по передаче электрической энергии 2219,40 рублей без НДС, 2618,89 рублей с учетом НДС.
Всего на основании договора N 1247ИВ от 30.12.2005 года ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" выставлено в адрес ООО "Радиал Центр Мастер" в 2006 - 2007 годах счетов-фактур на услуги по передаче электрической энергии на сумму 32054,40 рублей без НДС, 37824,18 рублей с учетом НДС. Указанные счета-фактуры оплачены, что подтверждается платежными документами, имеющимися в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17.08.1995 года, частью 1 статьи 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 года передача электрической энергии является услугой естественно-монопольного характера и подлежит государственному регулированию.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.
В соответствии с Положением о Департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденным Постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.2004 года N 141 "Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием" Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, а также органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Ярославской области и данным Положением, в том числе функции по государственному регулированию тарифов на электрическую (тепловую) энергию и услуги по их передаче. Таким образом, установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти.
Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области тариф на передачу электрической энергии ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" не установлен. ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" самостоятельно определило стоимость услуг по передаче электрической энергии и затем согласовало ее с контрагентом по договору.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (в ред. от 27.12.2004 года) услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт (импорт) электрической энергии, энергосбытовым организациям и гарантирующим поставщикам.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в ред. от 31.08.2006) потребители услуг, присоединенные к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки электрических станций, оплачивают услуги по передаче электрической энергии по тарифам, устанавливаемым в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти по тарифам.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в ред. от 21.03.2007, в ред. от 26.07.2007, в ред. от 14.02.2009) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Также согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (в ред. от 21.03.2007, в ред. от 26.07.2007, в ред. от 14.02.2009) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Комплексное толкование норм Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", положений, установленных Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг позволяет сделать вывод о том, что оказание услуг по передаче электрической энергии на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии является правомерным только после установления уполномоченным органом тарифа на передачу электрической энергии и в соответствии с этим тарифом.
Таким образом, Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу о том, что действия ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" (фактическое оказание услуг по передаче электрической энергии ООО "Радиал Центр Мастер" по договору N 1247ИВ от 30.12.2005 года с взиманием платы не по надлежащим образом установленному тарифу на передачу электрической энергии) образуют нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Применение свободного (договорного) тарифа вместо регулируемого государством при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
На основании вышеизложенного доход ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" от услуг по передаче электрической энергии, оказанных по договору N 1247ИВ от 30.12.2005 года с ООО "Радиал Центр Мастер", электросетевое оборудование которого технологически присоединено к сетям ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод", за период с 2006 по 2007 годы, составляющий 32054 рубля 40 копеек, получен вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Во исполнение решения ФАС России от 31.05.2007 года N АГ/8720 о принудительной реорганизации ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" прекратило деятельность по купле-продаже электрической энергии. 10.01.2008 года ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" направило письмо N 14-1-30/2 о прекращении поставки электрической энергии по договору N 1247ИВ от 30.12.2005 года. Плата за передачу электрической энергии с 01.01.2008 года ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" с ООО "Радиал Центр Мастер" не взимается. Таким образом, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в действиях ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" по применению во взаимоотношениях с ООО "Радиал Центр Мастер" при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии свободного (договорного) тарифа вместо установленного в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов, с 01.01.2008 года прекращено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 года.
по делу N 03-03/43-09 о нарушении антимонопольного законодательства
24 июня 2009 года г. Ярославль
Предписание изготовлено в полном объеме 08.07.2009 года
Комиссия Ярославского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 24 июня 2009 года по делу N 03-03/43-09 о нарушении ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
предписывает:
ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" перечислить в федеральный бюджет доход в размере 32054 рубля 40 копеек, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в применении при взимании платы за оказанные услуги по передаче электрической энергии свободного (договорного) тарифа вместо установленного в соответствующем порядке уполномоченным органом государственной власти в области регулирования тарифов, в срок до 31 июля 2009 года.
Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства должен быть перечислен в федеральный бюджет
по коду 16111602010010000140
Получатель: ИНН 7604009440 КПП 760401001
ОКАТО 78401000000
УФК МФ РФ по Ярославской области
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области
БИК 047888001
р/сч 40101810700000010010
в полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКАТО.
Предписание
2. Выдать ОАО "Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской революции шинный завод" предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (опубликовано 8 июля 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016