Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 27 ноября 2015 г. N 03-41/15РШ
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный в отношении индивидуального предпринимателя Данилова Аркадия Валерьевича, дата рождения 25.12.1968 г.р., г.Якутск, паспорт 98 13 515930, выдан МРО УФМС по Республике Саха (Якутия) в г.Якутске, 20.01.2014 г., зарегистрированного по адресу: г. Якутск, ул.Луговая, д.71, корп.Б, кв.13; ИНН 143501552694, ОГРНИП 304143510600238 и иные материалы дела N03-29/15Р, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил:
20.08.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе на территории г. Якутска, отслежена реклама финансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО МФО "ГИК-Финанс" с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра "Проспект", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, следующего содержания: "Денежные займы от 2 000 руб. до 25 000 руб. ГИК-Финанс. 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru" с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
25.08.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N03-29/15Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО МФО "ГИК-Финанс" с использованием рекламного панно, установленного над входной группой здания Торгового центра "Проспект", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", возбуждено производство по делу.
При этом антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела установлено, что аналогичная по содержанию реклама ООО МФО "ГИК-Финанс" с указанием суммы займа "от 2 000 руб. до 25 000 руб." также распространяется с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на козырьке входной группы (на двух боковых и лицевой сторонах) и на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62.
06.10.2015 г. Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу N03-36/15Р от 08.10.2015 г. реклама микрофинансовых услуг, оказываемых ООО МФО "ГИК-Финанс", с использованием рекламного панно, установленного на фасаде здания торгового центра "Проспект", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Курашова, д.6, а также с использованием рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на входной группе Торгового центра "Дом связи", а именно на козырьке с боковых сторон и на перилах лестницы с боковых сторон, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова, д.62, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По факту нарушения законодательства о рекламе ведущим специалистом экспертом отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Ивановой В.А. в отношении ИП Данилова А.В. 16.11.2015 г. составлен протокол по делу N03-41/15РШ об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
27.11.2015 г. на рассмотрение дела об административном правонарушении N03-41/15РШ ИП Данилов А.В. не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с уважительной причиной, пояснив, что вину в совершении административного правонарушения признает, ранее к административной ответственности не привлекался.
Изучив протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Реклама, распространенная с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62, привлекает внимание потребителей рекламы к микрофинансовым услугам, оказываемым ООО МФО "ГИК-Финанс", объектом рекламирования в рекламе выступают денежные займы, выдаваемые гражданам по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62 по условиям от 2 000 руб. до 25 000 руб., указаны номера телефонов и сайт организации 45-55-00, 25-12-19. www.gikfinance.ru". Вся информация, размещенная в рекламе в совокупности направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, на формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению деятельности ООО МФО "ГИК-Финанс" на рынке на месте фактического осуществления деятельности, а именно г.Якутск, ул.Курашова, д.6.
Поскольку в рекламе сообщается о потребительских займах, выдаваемых ООО "ГИК-Финанс" по адресу г.Якутск, ул.Курашова, д.6, при наличии в рекламе информации о сумме займа в размере от 2 000 руб. до 25 000 руб., в ней отсутствуют иные существенные условия, как срок и процентная ставка по рекламируемому займу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального Закона "О защите конкуренции" финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организаций" микрофинансовой деятельностью признается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
Рассматриваемая реклама способствует продвижению финансовых услуг, предоставляемых ООО "ГИК-Финанс" по выдаче займа по условиям от 2 000 рублей до 25 000 рублей, при этом, существенные условия оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка отсутствуют, что нарушает требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе".
Согласно пункту 2.1. Общих условий договора потребительского микрозайма, предоставляемого ООО МФО "ГИК-Финанс", утвержденного 30.06.2014 г. приказом генерального директора ООО МФО "ГИК-Финанс" 30.06.2014 г., Общество предоставляет нецелевые потребительские микрозаймы в сумме от 2 000 до 25 000 рублей на срок от 5 до 21 дня. Материалами дела также установлено, что процентная ставка по займу составляет 2% от суммы займа за каждый день использования денежными средствами или 730 (732)% годовых.
Часть существенных условий влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а именно срок и процентная ставка, в рассматриваемой рекламе займа ООО МФО "ГИК-Финанс" отсутствуют, следовательно, реклама вводит потребителей рекламы в заблуждение, что нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе".
При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя сумма займа, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламы, как сроки и минимальная максимальная процентная ставка.
Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или пользования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Реклама микрофинансовых услуг ООО МФО "ГИК-Финанс" вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку не содержит части существенной информации о рекламируемом займе, а именно срок и процентную ставку, что вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Кроме того в рекламе, продвигающей финансовые услуги ООО МФО "ГИК-Финанс", а именно предоставления займа в размере от 2 000 руб. до 25 000 руб., в нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" при наличии фирменного логотипа компании с указанием названия "ГИК Финанс", отсутствует полное наименование финансовой организации.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Согласно пункту 1.2 Устава ООО МФО "ГИК-Финанс" полное наименование Общества - Общество с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация "ГИК-Финанс", в силу пункта 1.3 сокращенное наименование Общества - ООО МФО "ГИК-Финанс".
Согласно статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Таким образом, в рекламе микрофинансовых услуг, а именно займа, оказываемых ООО МФО "ГИК-Финанс", распространенная с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62, отсутствуют наименование финансовой организации, а также иные существенные условия рекламируемого займа, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, что нарушает требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу требований части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, пунктом 6 части 5, частями 9,10, 10.1 и 10.2 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 4 и 9 статьи 19, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 5 статьи 21, частями 7 - 9 статьи 24,статьей 25, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8, 11 и 13 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29, частями 1 и 2 статьи 30.1 ответственность несет рекламораспространитель.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Материалами дела, а именно письменными и устными пояснениями ООО МФО "ГИК-Финанс", ИП Данилова А.В., договором на оказание услуг от 30.05.2015 г., заключенного с ИП Даниловым А.В., актом приема-передачи N63 от 03.06.2015 г., приходно-кассовым ордером, квитанцией к нему, установлено, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы ООО МФО "ГИК-Финанс", распространенной с использованием двух рекламных конструкций (типа щитовой баннер), установленных на перилах лестницы (с обеих сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", г.Якутск, ул.Лермонтова, д.62, выступает ИП Данилов А.В.
При этом согласно части 8 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 данной статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Материалами дела установлено, что ИП Данилов А.В. изготовил макет рекламы на основании договора на оказание услуг от 30.05.2015 г. ООО МФО "ГИК-Финанс", после чего без письменного утверждения заказчиком макет рекламы был отправлен на печать, размещен и распространен с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62, что подтверждается устными и письменными пояснениями ИП Данилова А.В., представителя по доверенности ООО МФО "ГИК-Финанс" Сейфутдинова Р.С., актом приема-передачи N63 от 03.06.2015 г., приходно-кассовым ордером, квитанцией к нему.
Следовательно, материалами дела установлено, что рекламопроизводителем рассматриваемой ненадлежащей рекламы, распространенной с использованием рекламной конструкции (типа щитовой баннер), установленной на перилах лестницы (с двух боковых сторон) входной группы здания торгового центра "Дом связи", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Лермонтова, д.62, является ИП Данилов А.В.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, материалами дела установлено, что ИП Данилов Аркадий Валерьевич, являясь рекламопроизводителем, а именно лицом, определившим содержание рекламы финансовых услуг ООО МФО "ГИК-Финанс" без наименования финансовой организации, а также без указания иных существенных условий рекламируемого займа, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, нарушил требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность следует отнести признание вины в совершении административного правонарушения, а также то, что ранее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не привлекался.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.2, 4.1, 4.2, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10, 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Данилова Аркадия Валерьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Согласно ч.1. ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суммы штрафов за нарушения законодательства РФ о рекламе, зачисляются в бюджет по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по РС(Я) (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) л/с 04161705470)
ИНН 1435137122
КПП 143501001
Банк получателя
ГРКЦ НБ РЕСП. САХА (ЯКУТИЯ) БАНКА РОССИИ Г. ЯКУТСК
Р/с 40101810100000010002
БИК 049805001
ОКТМО 98701000
КБК 161 11626000016000140
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе согласно постановления N03-41/15РШ от 27.11.2015 г.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст.30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Постановление вступило в законную силу "06" декабря 2015 г.
Заместитель руководителя А.Д. Кузьмин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 ноября 2015 г. N 03-41/15РШ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016