Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 18 ноября 2015 г. N 1-00-1928/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<> - заместителя руководителя Московского УФАС России, председателя Комиссии,
членов Комиссии:
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
<> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля торгов,
при участии:
от организатора торгов - АО "Промышленные инновации": <> (по доверенности от 04.06.2015 N 100-ЮО/2015), <> (по доверенности от 04.06.2015 N 101-ЮО/2015),
в отсутствие:
ООО "Монолит", ПАО "Новосибирский завод химконцентратов", ООО "Фабрикант.ру" (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 16.11.2015 N ИШ/45837),
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика - ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на строительство единого складского комплекса
ПАО "НЗХК" (реестровый N 150915/2442/657), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "Монолит" (далее - Заявитель) на заказчика - ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на строительство единого складского комплекса ПАО "НЗХК" (реестровый N 150915/2442/657) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в не допуске к участию в Закупке заявке ООО "Монолит", основаны на выставлении Заказчиком требований, не предусмотренных Закупочной документацией, что привело к нарушению действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: 1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; 2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам; 3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.
Согласно пояснениям организатора торгов АО "Промышленные инновации" размещена процедура закупки N 150915/2442/657 на официальном сайте закупок Госкорпорации "Росатом" по извещению N 124590/24 "Открытый одноэтапный запрос предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на строительство единого складского комплекса ПАО "НЗХК", с начальной максимальной ценой договора 48 665 990,70 рублей (сорок восемь миллионов шестьсот шестьдесят пять тысяч девятьсот девяносто рублей 70 копеек), включая НДС.
Данная закупочная процедура проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ЕОСЗ), утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37.
ЕОСЗ определяет правила осуществления закупочной деятельности в атомной отрасли и подлежит обязательному применению в Госкорпорации "Росатом", а также организациях Госкорпорации "Росатом".
В соответствии с пунктом 6.1.3 ЕОСЗ Заказчики атомной отрасли подразделяются на две группы:
заказчики первой группы - заказчики, закупки которых регулируются Законом о закупках и ЕОСЗ;
заказчики второй группы - заказчики, закупки которых не регулируются вышеуказанным законом.
ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" относится к Заказчикам второй группы, не публикует свои закупки на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт), поскольку не соответствует критериям, установленным в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Данный факт, в том числе, подтверждается письмом ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" (исх. от 23.01.2015 N 21/21-02/295). Обратного Заявителем не доказано, а Комиссией не установлено.
На заседании Комиссия, согласно пояснениям организатора торгов - АО "Промышленные инновации", установила, что ПАО "Машиностроительный завод" не входит в круг лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Кроме того, согласно реестру организаций - заказчиков, размещенному на Официальном сайте, ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" отсутствует среди зарегистрированных заказчиков, ведущих свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках. Также на Официальном сайте не размещено Положение о закупках ПАО "Новосибирский завод химконцентратов".
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обязательность процедуры Закупки в силу действующего законодательства.
Учитывая ранее изложенное, Комиссия установила, что ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" не входит в круг субъектов, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, соответственно, действия Закона о закупках на закупочную деятельность ПАО "Новосибирский завод химконцентратов" не распространяются, в связи с чем у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что в оспариваемых действиях Заказчика отсутствуют признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Как следует из материалов рассматриваемого дела, Заказчиком в Закупочной документации установлено требование о том, что участник Закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам Закупки (подпункт 1 пункта 2.1.1 Закупочной документации).
Согласно подпункту 1.6. пункта 2.1.1 Закупочной документации, участник должен обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а именно должен иметь соответствующие разрешающие документы, в том числе:
- лицензию МЧС на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, указанные выше требования означают, что участник Закупки должен располагать для заключения договора полной гражданской и специальной правоспособностью, т.е. иметь все разрешающие документы.
При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1.1 Закупочной документации, аналогичные требования установлены к привлекаемым субподрядчикам, но данные требования установлены с оговоркой об объеме выполняемых ими работ, который отражается в форме "План распределения видов и объемов выполняемых работ между участником закупки и привлекаемыми субподрядчиками".
Таким образом, субподрядчик должен иметь соответствующие разрешающие документы только в том случае, если он привлекается к выполнению работ, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия отмечает, что установление вышеуказанных требования Закупочной документации не приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
Как следует из материалов дела, в составе заявки Заявителем представлена лицензия МЧС России на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданная привлекаемому субподрядчику ООО "ССП ЖилКомРесурс". Лицензии МЧС России, выданной ООО "Монолит", в составе заявки представлено не было.
Таким образом, Заявителем не был представлен документ, требуемый Закупочной документацией, в связи с чем Заказчиком в соответствии с Закупочной документацией правомерно было принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке как несоответствующего требованиям Закупочной документации.
На основании изложенного и в соответствие с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, решила:
Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки без рассмотрения.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.11.2015 N ИШ/45837 .
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 ноября 2015 г. N 1-00-1928/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016