Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 26 ноября 2015 г. N 04-01/06-2015
Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2015 года.
В полном объёме решение изготовлено 26 ноября 2015 года.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
в присутствии лиц, участвующих в деле:
от Заявителя (ООО "Нефтика-С") - <_> (доверенность, паспорт);
от Ответчика (ООО "РН-Карт-Смоленск") - <_> (решение, паспорт), <_> (доверенность, паспорт);
от Ответчика (ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт") - <_> (доверенность, паспорт), <_> (доверенность, паспорт),
рассмотрев дело N 04-01/06-2015, возбужденное по признакам нарушения группой лиц (ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт") пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Смоленское УФАС России поступило заявление ООО "Нефтика-С", касающееся отказа ООО "РН-Карт-Смоленск" в заключении с Заявителем договора о продаже моторного топлива.
Из заявления и представленных по запросам Смоленского УФАС России документов следовало, что ООО "Нефтика-С", ознакомившись на официальном сайте ООО "РН-Карт-Смоленск" в сети Интернет с публичным предложением по продаже нефтепродуктов на АЗС НК "Роснефть", обратилось к обществу для заключения соответствующего договора.
2 апреля 2015 года ООО "Нефтика-С" посредством электронной почты получило от ООО "РН-Карт-Смоленск" для подписания проект договора NT/714/5760315/5310Д (далее - Договор), который не был подписан стороной, отправившей его.
После этого ООО "Нефтика-С" были переданы ООО "РН-Карт-Смоленск" все документы, обозначенные в проекте договора, и 15.04.2015 подписанный со стороны ООО "Нефтика-С" проект договора был передан лично руководителю ООО "РН-Карт-Смоленск".
5 мая 2015 года ООО "Нефтика-С" письмом от 05.05.2015 N 55 обратилось в ООО "РН-Карт-Смоленск" с просьбой предоставить подписанный договор либо обосновать отказ в его заключении.
Письмом от 07.05.2015 N 615 ООО "РН-Карт-Смоленск" сообщило ООО "Нефтика-С", что во исполнение корпоративных требований принято решение отказать ООО "Нефтика-С" в заключении договора.
Затем ООО "Нефтика-С" письмом от 01.06.2015 N 42 обратилось к ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (позднее переименовано в ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт"), как к владельцу моторного топлива и АЗС НК "Роснефть", с просьбой заключить договор на поставку нефтепродуктов с АЗС НК "Роснефть" на территории Смоленской области для обеспечения собственного и арендованного транспорта дизельным топливом и бензинами.
Письмом от 02.06.2015 N 1934 ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" отказало ООО "Нефтика-С" в заключении данного договора, сославшись на действующий в ОАО "НК "Роснефть" Стандарт на отпуск нефтепродуктов юридическим лицам по безналичному расчёту на АЗС, согласно которому такой отпуск предусмотрен посредством заправки автотранспорта с использованием топливных карт в рамках существующей Корпоративной системы безналичных расчётов. В письме указано, что для заключения договора на поставку нефтепродуктов с АЗС ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" Заявителю необходимо обращаться в ООО "РН-Карт-Смоленск".
На запрос Смоленского УФАС России по обоснованию отказа ООО "Нефтика-С" в заключении договора ООО "РН-Карт-Смоленск" письмом от 29.05.2015 N 701 сообщило о свободе заключения такого договора со ссылкой на статью 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и о том, что законодательством не предусмотрена обязанность предоставлять заявителю мотивированное обоснование отказа в заключении договора.
Письмом ООО "РН-Карт-Смоленск" от 17.06.2015 N 779 было сообщено Смоленскому УФАС России о том, что указанное общество является агентом по реализации нефтепродуктов юридическим лицам с использованием топливных карт в соответствии с агентским договором, заключённым с ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", согласно которому агент реализует нефтепродукты по договорам поставки от своего имени, но за счёт принципала. Также были представлены реестр договоров, заключённых ООО "РН-Карт-Смоленск" с покупателями автомобильных бензинов и дизельного топлива за период с 01.04.2014 по 01.06.2015, и финансовые документы.
Письмом от 19.06.2015 N 2154 ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" было сообщено Смоленскому УФАС России, что общество не заключает договоров поставки топлива через АЗС по безналичному расчёту (по пластиковым картам), поскольку не имеет для этого технической возможности. Общество осуществляет только отпуск товара на основании агентского договора от 01.06.2008 N Д-1/714Ю. Технические средства и программное обеспечение, с помощью которых происходит отпуск нефтепродуктов по безналичному расчёту на АЗС/АЗК ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", находятся в собственности, технологическом и техническом обслуживании ООО "РН-Карт-Смоленск".
Также сообщено, что ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" не имеет действующих договоров с клиентами на отпуск нефтепродуктов по безналичному расчёту на АЗС/АЗК.
Согласно приказу Смоленского УФАС России от 10.03.2010 N 31 ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов - на рынке розничной торговли моторным топливом (код ОКВЭД 50.50) в географических границах Смоленской области с долей более 50%.
При проведении анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива за период с 01.04.2013 по 31.03.2014 Смоленским УФАС России установлено наличие признаков доминирующего положения ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (с участием агента ООО "РН-Карт-Смоленск") на данных рынках в географических границах Смоленской области.
В ходе проведения такого анализа ООО "РН-Карт-Смоленск" письмом от 15.04.2014 N 945 было сообщено Смоленскому УФАС России, что свою деятельность ООО "РН-Карт-Смоленск" осуществляет в качестве региональной фирмы-агента в составе корпоративной системы безналичных расчётов (КСБР) ОАО "НК "Роснефть" в соответствии с нормативными документами, действующими в компании, которые определяют функции и подчинённости участников КСБР, условия работы с клиентами.
ООО "РН-Карт-Смоленск" не является собственником топлива, а осуществляет его розничную поставку на основании заключённого с ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" агентского договора и заключённого с ООО "РН-Карт" субагентского договора для клиентов, заключивших договор с ООО "РН-Карт-Смоленск".
ООО "РН-Карт-Смоленск" собственных или арендуемых АЗС не имеет. К письму был приложен реестр договоров, заключённых ООО "РН-Карт-Смоленск" с покупателями автомобильных бензинов и дизельного топлива в период с 01.04.2013 по 31.03.2014, и перечень лиц, входящих в одну с ООО "РН-Карт-Смоленск" группу по утверждённой приказом ФАС России от 20.11.2006 N 293 форме, согласно которому ООО "РН-Карт-Смоленск" и ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" входят в одну группу лиц.
Исследовав представленные ООО "РК-Карт-Смоленск" и ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" документы, в том числе агентский договор от 01.06.2008 N Д-1/714, в соответствии с условиями которого ООО "РН-Карт-Смоленск" (агент) реализует нефтепродукты по договорам поставки от своего имени, но за счёт принципала (ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт"), а приобретатели моторного топлива (юридические лица) получают его непосредственно на АЗС, и право собственности на топливо переходит к ним от принципала в момент непосредственного получения топлива на АЗС, Смоленское УФАС России пришло к мнению, что рассматриваемые действия группы лиц (ООО "РН-Карт-Смоленск" и ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт") по отказу ООО "Нефтика-С" в заключении договора о продаже моторного топлива с АЗС ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" указывают на наличие признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и являются в соответствии с частью 2 статьи 39.1 названного Федерального закона основанием для выдачи заявителям предупреждения о прекращения действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с этим группе лиц (ООО "РН-Карт-Смоленск" и ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт") было выдано предупреждение от 26.06.2015 N1939/04, согласно которому в тридцатидневный срок со дня получения такого предупреждения ООО "РН-Карт-Смоленск" необходимо подписать с ООО "Нефтика-С" Договор.
Данное предупреждение выполнено не было, что было подтверждено поступившим в Смоленское УФАС России письмом ООО "Нефтика-С" от 07.08.2015 N 116. После чего Смоленским УФАС России было возбуждено настоящее дело. Рассмотрение дела проходило 29.09.2015, 28.10.2015, 19.11.2015 (объявлялся перерыв до 23.11.2015).
В ходе рассмотрения дела представитель Заявителя сообщил, что моторное топливо необходимо ООО "Нефтика-С" не для его перепродажи, а для эксплуатации автомобильного транспорта посредством заливки его в топливные баки автомобилей на АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт". Также сообщил, что Договор до настоящего времени не заключён, в связи с чем ходатайствовал о понуждении Ответчиков заключить его.
Представители Ответчиков подтвердили факт не заключения с ООО "Нефтика-С" Договора. Отказ Заявителю в заключении Договора обосновывали статьёй 421 ГК РФ, считая, что приобретение Заявителем моторного топлива с АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" при безналичной форме оплаты производится не на розничном рынке. Указали, что ООО "РН-Карт-Смоленск" действует на ином рынке - рынке оптовой поставки моторного топлива с автозаправочных станций с использованием топливных карт, в связи с чем, считают, что Ответчики не занимают доминирующее положение на рынке, на котором заключается Договор. В материалы дела представлены письменные пояснения Ответчиков (л.д.209-218).
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав лиц, участвующих в деле, комиссия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
Материалами дела подтверждается, что ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" входят в группу лиц ВИНК ОАО "НК "Роснефть" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции совокупность данных юридических лиц признаётся группой лиц.
Согласно общедоступным сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" является розничная торговля моторным топливам (ОКВЭД ОК 029-2001 КДЕС. Ред. 1).
Вместе с тем, материалами дела и представителями ООО "РН-Карт-Смоленск" подтверждено, что ООО "РН-Карт-Смоленск" от своего имени не осуществляло и не осуществляет розничную торговлю моторным топливом.
ООО "РН-Карт-Смоленск" было зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 05.05.2008.
1 июня 2008 года между ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (Принципал) и ООО "РН-Карт-Смоленск" (Агент) заключён агентский Договор N Д-1/714.
В данном договоре сторонами определены следующие значимые термины:
- "Товар" - все виды моторного топлива;
- "Карта (топливная карта, смарт-карта)" - пластиковая карта с микрочипом, которая является основанием для совершения сделок за безналичный расчёт в рамках настоящего договора, техническим средством учёта совершённых сделок, и не является платёжным средством;
"Клиент" - юридическое или физическое лицо, использующее топливные карты для получения товаров на ТО;
- ТО (Точка обслуживания) - автозаправочные станции, на которых Принципал обязуется совершать сделки с Держателями карты;
- "Сделка" - отпуск Принципалом на ТО Товаров Держателям карт в рамках настоящего договора;
- "Держатель карты" - физическое лицо, получившее Карту от Клиента и предъявившее Карту оператору-кассиру на ТО для совершения Сделки за безналичный расчёт.
Согласно предмету Договор N Д-1/714 Агент обязуется от своего имени, но за счёт Принципала реализовывать Товары Принципала от своего имени (пункт 1.1.1), осуществлять действия по поиску и привлечению Клиентов на ТО Принципала (пункт 1.1.2), заключать с юридическими лицами (Клиентами) договоры на поставку Товаров на ТО Принципала по Картам, либо иные договоры, характерные для выполнения поручений Принципала (пункт 1.1.3), обеспечить своевременный документооборот с Клиентами и Принципалом (пункт 1.1.4), осуществлять сбор, обработку и предоставление информации Принципалу о Сделках, совершённых Клиентами с использованием Карт на ТО Принципала (пункт 1.1.5), участвовать в расчётах за Товары, приобретаемые Клиентами у Принципала (пункт 1.1.6).
Как следует из пункта 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершаемой агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Однако из отдельных условий Договора N Д-1/714 не следует, что Агент с третьими лицами (Клиентами) должен реализовывать Товары от своего имени.
Так, пунктом 1.3 Договора N Д-1/714 установлено, что Клиент получает Товары непосредственно на ТО. Право собственности на Товары, полученные на условиях Договора, переходит от Принципала к Клиенту в момент их непосредственного получения на ТО.
Согласно пункту 1.6 Договора N Д-1/714 Агент обязуется по письменному требованию Принципала приостановить отпуск Товаров Клиентам, которые имеют задолженность перед Принципалом.
Договором N Д-1/714 также предусмотрена обязанность Принципала возместить ущерб, причинённый Клиенту в результате использования некачественных Товаров, полученных на ТО (пункт 3.4).
Учитывая это и фактические обстоятельства реализации моторного топлива Агентом, комиссия приходит к мнению, что отдельные условия Договора N Д-1/714 содержат признаки договора поручения.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо судебные акты, подтверждающие проверку судами условий Договора N Д-1/714 в порядке статей 431 и 431.1 ГК РФ, такая информация участниками рассмотрения дела не представлена.
Материалами дела подтверждено, что, выполняя участниками КСБР условия Договора N Д-1/714, ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" не заключает с юридическими лицами договоры на продажу с АЗС моторного топлива с оплатой по безналичному расчёту. Такие договоры Принципалом поручено заключать Агенту (ООО "РН-Карт-Смоленск"). Реестр таких договоров, заключённых ООО "РН-Карт-Смоленск" с юридическими лицами в период с 01.04.2014 по 01.06.2015, имеется в материалах дела (л.д.31-38).
Технические средства и программное обеспечение, с помощью которых происходит отпуск нефтепродуктов по безналичному расчёту на АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", находятся в собственности, технологическом и техническом обслуживании ООО "РН-Карт-Смоленск". Данные обстоятельства были также подтверждены представителями Ответчиков в ходе рассмотрения настоящего дела.
Как следует из материалов дела, согласно приказу Смоленского УФАС России от 10.03.2010 N 31 ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" включено в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов - на рынке розничной торговли моторным топливом (код ОКВЭД 50.50) в географических границах Смоленской области с долей более 50% (л.д.45-46).
По результатам проведённого Смоленским УФАС России анализа оценки состояния конкурентной среды на розничных рынках автомобильных бензинов и дизельного топлива за период с 01.04.2013 по 31.03.2014 в географических границах административных границ Смоленской области было признано доминирующее положение хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ВИНК ОАО "НК "Роснефть": ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (с участием ООО "РН-Карт-Смоленск) и ЗАО "Петрол Комплекс Эквипмент Кампани".
Согласно данному анализу ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (с участием ООО "РН-Карт-Смоленск) имело следующие доли на рассматриваемых рынках: по автомобильному бензину марки АИ-92 - <_> по автомобильному бензину марки АИ-95 - <_> по автомобильному бензину марки АИ-98 - <_>%; по дизельному топливу - <_>%.
На основании заявления ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" об исключении его из данного реестра Смоленским УФАС России был проведён анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива за периоды с 01.01.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 по 30.06.2015, по результатам которого в географических границах административных границ Смоленской области было признано доминирующее положение хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц ВИНК ОАО "НК "Роснефть": ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (с участием ООО "РН-Карт-Смоленск), АО "Петрол Комплекс Эквипмент Кампани" и АО "РН-Москва"
Согласно данному анализу ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" (с участием ООО "РН-Карт-Смоленск) в периоды с 01.01.2014 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 по 30.06.2015 имело следующие доли на рассматриваемых рынках: по автомобильному бензину марки АИ-92 - <_>% и <_>%, соответственно; по автомобильному бензину марки АИ-95 - <_>% и <_>%, соответственно; по автомобильному бензину марки АИ-98 - <_>% и <_>%, соответственно; по дизельному топливу - <_> % и <_>%, соответственно.
Согласно аналитическим отчётам (л.д.57-65,197-207) в объёмах реализованного ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" моторного топлива учитывались объёмы нефтепродуктов, которые были реализованы Агентом (ООО "РН-Карт-Смоленск") юридическим лицам по условиям Договора N Д-1/714, что указывает на наличие доминирующего положения у группы лиц (ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" и ООО "РН-Карт-Смоленск").
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3, 6 и 6.1 настоящей статьи случаев.
Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
Допустимых доказательств того, что Ответчики не занимают доминирующее положение на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, комиссии не представлено.
Доводы Ответчиков о том, что ООО "РН-Карт-Смоленск" (Агент) в отношениях с юридическими лицами (Клиентами) действует на рынке оптовой поставки моторного топлива с автозаправочных станций с использованием топливных карт, являются ошибочными.
Материалами дела и представителями ООО "РН-Карт-Смоленск" подтверждено, что общество получает выручку в виде вознаграждения агента согласно пункту 4.4 Договора N Д-1/714.
ООО "РН-Карт-Смоленск" (Агент) заключает с юридическими лицами (Клиентами) договоры на поставку Товаров на АЗС, позиционируя себя как поставщик такого товара. ООО "РН-Карт-Смоленск" представило в качестве образца в материалы дела заключённый с ООО "Смальта" договор от 07.08.2015 N Т/714/5760315/5722Д (л.д.152-165), который идентичен проекту договора NT/714/5760315/5310Д (л.д.6-19).
Комиссия, проанализировав условия такого договора, приходит к мнению, что он не отвечает признакам договора поставки.
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Комиссией установлено, что нефтепродукты Агентом не производятся, не закупаются у Принципала или каким-либо иным образом не передаются от Принципала к Агенту. Товар, принадлежащий Принципалу, передаётся Принципалом в собственность покупателям (Клиентам) на АЗС Принципала, персоналом Принципала по установленным Принципалом розничным ценам (руб./литр) на момент отпуска Товара (заправки автотранспорта). Топливная карта является лишь техническим средством учёта по сделке количества и марки моторного топлива исходя из установленных лимитов по карте. Получение покупателем Товара на АЗС подтверждается терминальным чеком (пункт 3.7 договора от 07.08.2015 N Т/714/5760315/5722Д), который выдаётся также Принципалом.
Комиссия приходит к мнению, что юридическими лицами (Клиентами) моторное топливо фактически приобретается у Принципала (ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт"), который реализует его в розницу, с участием посредника (ООО "РН-Карт-Смоленск"), оформляющего договорные отношения, осуществляющего сбор и обработку информации о Сделках и использующего "внешний" расчётный счёт.
Представителем Заявителя подтверждено, что обращение ООО "Нефтика-С" к Ответчикам было связано с необходимостью приобретения в розницу моторного топлива по розничным ценам, информация о которых содержится на АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт".
Таким образом, рассматриваемые отношения сторон по настоящему делу регулируются нормами о розничной купле-продаже (параграф 2 главы 30 ГК РФ). Данный вывод относительно квалификации правоотношений согласуется с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 постановления от 22.10.1997 N 18.
Согласно части 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В связи с тем, что реализация нефтепродуктов через АЗС является розничной торговлей, договор по продаже нефтепродуктов на АЗС НК "Роснефть" является публичным.
В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Материалами дела подтверждено, что в рамках существующей в ОАО "НК "Роснефть" Корпоративной системы безналичных расчётов договоры о реализации товара, принадлежащего ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", с юридическими лицами фактически заключает ООО "РН-Карт-Смоленск". Наличие обращения ООО "Нефтика-С" за заключением такого договора к Ответчикам подтверждается письмами от 05.05.2015 N 55 (л.д.1) и от 01.06.2015 N 42 (л.д.24). Отказ в заключении договора, оформленный письмами ООО "РН-Карт-Смоленск" от 07.05.2015 N 615 (л.д.2) и ОАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" от 02.06.2015 N 193 (л.д.25), создающий невозможность приобретения Заявителем моторного топлива, принадлежащего ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", является необоснованным и формальным.
Таким образом, отказ в заключении с ООО "Нефтика-С" Договора является недопустимым в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Довод представителя ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" о том, что отказ Заявителю от заключения договора обоснован получением ненадлежащей оферты, так как обращение Заявителя не содержало вид и количество нефтепродуктов, которые требуются Заявителю, отклоняется комиссией.
ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", действуя на рынках розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива, предлагает к продаже Товар через специализированные магазины (АЗС), то есть посредством публичной оферты товара в соответствии со статьёй 494 ГК РФ. Группа лиц (ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" и ООО "РН-Карт-Смоленск") участвует в КСБР ОАО "НК "Роснефть", в связи с чем ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" поручило ООО "РН-Карт-Смоленск" заключать договоры на продажу моторного топлива с юридическими лицами. ООО "РН-Карт-Смоленск" осуществляет свою деятельность на данных рынках, не являясь самостоятельным участником таких рынков (ООО "РН-Карт-Смоленск" не владеет ни Товаром, ни АЗС). Форма договора на данном рынке единая и разработана ООО "РН-Карт-Смоленск". ООО "РН-Карт-Смоленск" передало Заявителю не подписанный со своей стороны Договор. Из данного Договора не следует, что вид и количество нефтепродуктов, как и цена, являются существенными условиями такого договора.
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что Количество и вид Товаров, подлежащих поставке, покупатель определяет самостоятельно, исходя из установленных лимитов по Картам, в соответствии с заявкой на изготовление Карт.
Как следует из пункта 2.1 Договора, подача заявки на изготовление Карт и подготовка Карт с установлением на них лимитов являются действиями сторон, связанными с исполнением Договора.
Пунктом 5.2 Договора установлено, что цена на Товары соответствует их розничной цене за наличный расчёт, установленной на ТО на момент получения Товаров.
Следует отметить, что согласно пункту 3.2 Договора N Д-1/714 Принципал (ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт") имеет право в одностороннем порядке устанавливать и(или) изменять розничную стоимость Товаров без уведомления Агента о таком изменении, с обязательным одновременным выставлением соответствующих цен на оборудовании по приему Карт (терминале).
Обращение ООО "Нефтика-С" к Ответчикам за заключением договорных отношений в письменной форме расценивается комиссией принятием Заявителем условий публичной оферты.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России решила:
1. Признать действия группы лиц ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" по отказу ООО "Нефтика-С" в заключении договора о продаже моторного топлива с АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" злоупотреблением доминирующим положением и недопустимыми в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать группе лиц ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-01/06-2015
26 ноября 2015 г. |
г. Смоленск |
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела N 04-01/06-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
<_> главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; <_> ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России, |
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26 ноября 2015 года по делу N 04-01/06-2015 о нарушении группой лиц ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт"
Группе лиц ООО "РН-Карт-Смоленск" и ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт" в течение 10 календарных дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в отказе ООО "Нефтика-С" в заключении договора о продаже моторного топлива с АЗС ПАО "НК "Роснефть"-Смоленскнефтепродукт", а именно:
- подписать проект договора ООО "РН-Карт-Смоленск" от 02.04.2015 N Т/714/5760315/5310Д.
О выполнении настоящего предписания сообщить Смоленскому УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив документальное подтверждение его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 26 ноября 2015 г. N 04-01/06-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016