Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 16 ноября 2015 г. N 0К/47692
Резолютивная часть решения оглашена: 09.11.2015
В полном объеме решение изготовлено: 16.11.2015 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела N 1-15-393/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии О.С. Корнеева - заместителя руководителя, членов Комиссии:
[.] (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-15-393/77-15, возбужденное по признакам нарушения антимонопольного законодательства Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы (адрес: 121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9), а именно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), путем невыполнения Департаментом обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, установила:
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дела N 08-21/41-14 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении администрации городского округа Балашиха Московской области (место нахождения: 143900, Московская область, г. Балашиха, пр. Ленина, д. 11) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установлено, что места установки рекламных конструкций, а именно:
1. МКАД 105,7 км внешняя сторона;
2. МКАД 103,8 км внешняя сторона;
3. МКАД 107,8 км внешняя сторона;
4. МКАД 107,4 км внешняя сторона;
5. МКАД 107,6 км внешняя сторона;
6. МКАД 106,2 км внешняя сторона;
7. МКАД 107 км внешняя сторона;
8. МКАД 107,2 км внешняя сторона относятся к территории г. Москвы.
В соответствии с пунктом 2.10 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, Московским областным УФАС дело N 08-21/41-14 было передано, а Московским УФАС России - принято на рассмотрение по подведомственности, присвоен учетный номер N 1-15-393/77-15, а Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (адрес: 121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9) (далее - Департамент) был привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика в связи с невыполнением Департаментом обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), что содержало признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения поступивших в материалы дела доказательств, доводов лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
Демонтаж рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями Закона о рекламе.
В соответствии с частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Закон о рекламе владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
Законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
В соответствии с частью 24 статьи 19 Закона о рекламе, положения указанной статьи, определяющие полномочия органов местного самоуправления, применяются к внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти указанных субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы координирует деятельность в области городской информации, рекламы и художественного оформления города Москвы, осуществляет установленные федеральным законодательством полномочия органов местного самоуправления в области рекламы, проводит мероприятия, направленные на формирование позитивного образа города Москвы.
Таким образом, Правительство г. Москвы в соответствии с частью 24 статьи 19 Закона о рекламе, в рамках своих полномочий, в целях упорядочения размещения и определения требований к размещению рекламных конструкций на территории города Москвы постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций" утвердило Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве (далее - Правила), согласно пункту 9.1 которых демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, в том числе по причине внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, либо эксплуатируемых без договора (самовольное размещение), производится собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции либо, если собственник или иной законный владелец рекламной конструкции не выявлен, собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за свой счет по предписанию Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ) в течение месяца со дня выдачи предписания ОАТИ.
В соответствии с пунктом 15 постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы" Департамент выступает в качестве собственника городского недвижимого имущества от имени Правительства Москвы в отношениях с заинтересованными лицами по вопросам размещения наружной рекламы на имуществе города Москвы.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.2.29 Положения о Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы, утвержденного постановлением правительства Москвы от 22.02.2011 N 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы", Департамент обеспечивает контроль за техническим состоянием, целевым использованием и внешним видом рекламных конструкций, установленных с нарушением порядка, определенного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП "Об утверждении Положения об Объединении административно-технических инспекций города Москвы" Объединение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций. При этом, согласно пункту 4.23 указанного постановления, Объединение и его должностные лица наделены полномочиями выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
В связи с этим, определением об отложении рассмотрения дела N 1-15-393/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства N ОК/20787 от 03.06.2015 Объединение административно-технических инспекций города Москвы (121099, г. Москва, ул. Новый Арбат, д.36) было привлечено в качестве ответчика.
Из материалов дела усматривается, что три рекламные конструкции (1-3) были установлены на территории г. Москвы на основании разрешений, выданных Департаментом. Разрешения на установку пяти (4-8) рекламных конструкций были выданы Администрацией городского округа Балашиха Московской области, а также между ООО "Фирма АНКО" и МУП "Рекламсервис" был заключен договор N ОУ-064 от 07.06.2010 г. о предоставлении услуг в области распространения наружной рекламы и информации на территории городского округа Балашиха.
Однако, постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 года утверждено изменение границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью в соответствии с согласованными между ними картографическими изображениями и картографическим описанием линии границы. Из соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью, утвержденного постановлениями Московской городской Думы от 06.07.2011 г. N 218 и Московской областной Думы от 07.07.2011 г. N 1/164-П следует, что граница между данными субъектами, проходящая по внешней границе полосы отвода МКАД рассчитывается с учетом 45-метровой зоны от существующей оси МКАД.
Из представленных фотоматериалов следует, что данные рекламные конструкции расположены в пределах полосы отвода МКАД, то есть находятся на территории принадлежащей городу Москве.
Таким образом обязанность осуществить демонтаж указанных рекламных конструкций возлагается на Департамент СМИ и рекламы г. Москвы по предписанию ОАТИ г. Москвы.
В месте с тем, решением Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и МО от 17.12.2013 N 108-ок "О совместном использовании рекламно-информационного пространства, расположенного на внешней стороне Московской кольцевой автомобильной дороги, и сотрудничестве за ее пределами" установлено до утверждения схемы размещения рекламных конструкций исключить возможность оформления разрешительной документации на вновь устанавливаемые рекламные конструкции в границах территории, расположенной на внешней стороне Московской кольцевой автомобильной дороги и граничащих территориях за ее пределами.
Согласно письменным пояснениям Департамента, одновременно с разработкой схемы размещения рекламных конструкций на данных территориях велась работа по подготовке к проведению аукционов на право размещения рекламных конструкций в соответствии с разрабатываемой схемой. На оперативном совещании Департамента СМИ и рекламы г. Москвы от 12.05.2014 Руководителем Департамента дано поручение при формировании плана демонтажей предусмотреть необходимость демонтажа незаконных рекламных конструкций, не включенных в схему размещения и аукционную документацию.
Приказом Департамента от 04.08.2014 N 02-55-180/14 объявлен открытый аукцион на право заключения договоров на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе города Москвы в количестве 1465 шт, в том числе на внешней стороне МКАД в пределах границы полосы отвода.
Вместе с тем, приказом Департамента СМИ и рекламы г. Москвы от 14.08.2014 N 02-55-197/14 "О внесении изменений в приказ Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы от 14 июня 2013 г.
N 246" в схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы включены рекламные места, находящиеся на внешней стороне МКАД, магистралях города и территориях города Москвы, находящихся за пределами МКАД, за исключением присоединенных к г. Москве территорий.
Приказом Департамента от 14.08.2014 N 02-55-198/14 внесены изменения в аукционную документацию по проведению открытого аукциона на право заключения договоров на право установки и эксплуатации рекламных конструкций на имуществе города Москвы, по результатам которого были заключены договоры на право эксплуатации рекламных конструкций на имуществе города Москвы от 31.10.2014.
Как следует из материалов дела, в период с 11.11.2014 по 27.11.2014 сотрудниками ГКУ "ГОРИНФОР" была проведена выездная проверка мест установки рекламных конструкций на внешней стороне МКАД. В результате проверки было установлено, что указанные рекламные конструкции эксплуатируются на территории г. Москвы без разрешительной документации.
Письмом N 02-10-18577/14 от 28.11.2014 Департамент проинформировал ОАТИ о фактах размещения незаконных рекламных конструкций по названным адресам, с просьбой выдать Департаменту предписание для организации работ по принудительному демонтажу.
В соответствии с разделом 9 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в г. Москве, утвержденных постановлением правительства Москвы от 12.12.2012 г. N 712-ПП "Об утверждении правил установки и эксплуатации рекламных конструкций" ОАТИ г. Москвы выдало предписание N 43-Б03-753 от 01.12.2014 г. о демонтаже рекламных конструкций, эксплуатируемых без действующей разрешительной документации, сроком исполнения предписания до 01.01.2015 г.
Демонтаж рекламных конструкций, установленных и/или эксплуатируемых в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, осуществляется в соответствии с планом-графиком демонтажа, составляемым на основании предписаний ОАТИ.
Рекламные конструкции были демонтированы в декабре 2014 г. (Таблица 1)
N п/п |
Место расположения рекламной конструкции |
Срок действия разрешения |
Демонтаж |
1 |
МКАД 105,7 км внешняя сторона |
26.04.2007 - 25.04.2012 |
05.12.2014 |
2 |
МКАД 103,8 км внешняя сторона |
02.10.2006 - 01.10.2011 |
05.12.2014 |
3 |
МКАД 107,8 км внешняя сторона |
26.04.2007 - 25.04.2012 |
03.12.2014 |
4 |
МКАД 107,4 км внешняя сторона |
27.06.2008 - 26.06.2013 |
08.12.2014 |
5 |
МКАД 107,6 км внешняя сторона |
27.06.2008 - 26.06.2013 |
04.12.2014 |
6 |
МКАД 106,2 км внешняя сторона |
27.06.2008 - 26.06.2013 |
06.12.2014 |
7 |
МКАД 107 км внешняя сторона |
27.06.2008 - 26.06.2013 |
05.12.2014 |
8 |
МКАД 107,2 км внешняя сторона |
27.06.2008 - 26.06.2013 |
07.12.2014 |
Таблица 1.
Таким образом, выдача предписания ОАТИ и демонтаж рекламных конструкций Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы были осуществлены в течение месяца с момента выявления Департаментом СМИ и рекламы г. Москвы рекламных конструкций, эксплуатируемых на территории г. Москвы без разрешительной документации.
Вместе с тем, в соответствии с письмом ФАС России от 20.08.2014 АК/33600/14 "О порядке демонтажа рекламных конструкций" демонтаж рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек, в случае, определенном Законом о рекламе, должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ. Такой срок, по мнению ФАС России, начинает исчисляться с момента выявления органом местного самоуправления рекламной конструкции, установленной и/или эксплуатируемой в отсутствие разрешения, срок действия которого не истек.
При этом, выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Так, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, учитывая изложенное, выдача предписания и демонтаж рекламных конструкций были осуществлены в течение месяца с момента выявления указанных конструкций, эксплуатируемых на территории
г. Москвы без разрешительной документации, что не повлекло недопущения, ограничения, устранения конкуренции, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Дело, возбужденное в отношении Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы (адрес: 121205, г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 36/9), по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем невыполнения Департаментом обязанности по демонтажу рекламных конструкций, срок действия разрешений на которые истек, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).
2. В отношении Объединения административно-технических инспекций города Москвы дело возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем невыполнения Департаментом обязанности по демонтажу рекламных конструкций, срок действия разрешений на которые истек, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии
|
|
Члены Комиссии
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 ноября 2015 г. N 0К/47692
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016