Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
N 08-87/2015 (опубликовано 26 ноября 2015 г.)
В соответствии с ч. 1 и ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит его собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом.
Статья 608 ГК РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендаторами могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Согласно Письма ФАС России от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 "О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.
Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 24.12.2013) "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества") (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2010 N 16386) следует, что правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Кроме того, как следует из материалов дела, 22.07.2015 в адрес МУП "Бани-2" прокуратурой города Южно-Сахалинска вынесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, выразившееся в заключении договора аренды помещений общей площадью 22.5 кв.м. между МУП "Бани-2" и ИП Михеевым А.А. без проведения конкурсных процедур.
07.09.2015 первым заместителем прокурора города Южно-Сахалинска возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МУП "Бани-2" по факту неисполнения представления прокурора. Кроме того Постановлением Южно-Сахалинского городского суда от 29.10.2015 по делу N 5-2740/15 в рамках административного материала прокуратуры города Южно-Сахалинска МУП "Бани-2" были признаны нарушившими требования действующего законодательства, в том числе заключения договора аренды на нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 84, а также назначен административный штраф в размере 50 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу, МУП "Бани-2" не обжаловалось, кроме того назначенный штраф был уплачен, что подтверждается платежным поручением от 16.11.2015.
Анализируя материалы дела, пояснения заинтересованных лиц, а также нормативно правовые акты по данному вопросу, Комиссия полагает, что МУП "Бани-2" совершила действия, нарушающие требования п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона "О защите конкуренции", которые выразились в заключении ответчикам договоров аренды недвижимого имущества, а именно части нежилых помещений в здании (Бани) общей площадью 22.5 кв.м., не проведя при этом конкурсных процедур на право заключения таких договоров. При этом, исходя из представленных документов МУП "Бани-2" фактически согласились с вменяемым им нарушением, поскольку уплатили штраф.
С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела N 08-87/2015, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Ответчика, Муниципальное унитарное предприятие "Бани-2" городского округа "Южно-Сахалинск" нарушившим требования п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в заключении ответчикам договоров аренды недвижимого имущества, а именно части нежилых помещений в здании (Бани) общей площадью 22.5 кв.м., не проведя при этом конкурсных процедур на право заключения таких договоров.
2. Передать материалы должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении юридического лица МУП "Бани-2".
3. Выдать МУП "Бани-2" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области N 08-87/2015 (опубликовано 26 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016