Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
(опубликовано 7 августа 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Коновалов М.А.- заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Семешко Т.М.- старший государственный инспектор;
Гагарина И.В. - государственный инспектор;
Мисюн Н.Н. - государственный инспектор;
Скобелева Е.А. - государственный инспектор,
в присутствии:
представителей ответчика по делу - МУП "Луч" - экономиста Вельматова А.П., действующего на основании доверенности N 1 от 27 мая 2009 года и юриста Барышевой Н.В., действующей на основании доверенности N 1 от 1 декабря 2008 года;
представителя Сафоновой Е.С. - Соколовой Е.В., действующей на основании доверенности N 45-01/112453 от 12 мая 2009 года,
рассмотрев дело N 67, возбужденное в отношении МУП "Луч" (место нахождения: 641150, Курганская обл., с.Целинное, ул.Советская, д.18) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на отопление собственнику жилого помещения многоквартирного дома, установила:
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", основанием для возбуждения дела N 67 явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП "Луч" в части нарушения установленными правовыми актами порядка ценообразования.
15 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление от жительницы с.Целинное Сафоновой Е.С. на действия МУП "Луч" по установлению размера платы за тепловую энергию на отопление за период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года.
В заявлении Сафонова Е.С. сообщила о том, что является наследницей Пасько В.И. На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 23.07.2008 г. Сафонова Е.С. вступила в наследство в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: 641150, Курганская обл., с.Целинное, ул.8 Марта, д.57, кв.13. По данным МУП "Луч" наследодатель - Пасько В.И. по состоянию на 1 мая 2008 года имела задолженность по оплате за тепловую энергию на отопление в размере 21891,87 руб.
В заявлении Сафонова Е.С. указала, что МУП "Луч" осуществляет расчеты размера платежа за тепловую энергию с нарушением требований, установленных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", неправильно применяет тариф на тепловую энергию, установленный Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области N13-19 от 16.11.2006 г., неправильно применяет норматив потребления тепловой энергии, установленный решением Целинной сельской Думы N 27 от 25.12.2006 г. На основании изложенного, Сафонова Е.С. просила признать в указанных выше действиях МУП "Луч" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении заявления Сафоновой Е.С. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлено, что в соответствии с уставом муниципального унитарного предприятия "Луч" одним из основных видов его деятельности является оказание юридическим и физическим лицам услуг по теплоснабжению, водоснабжению, канализации. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.07.2009 г. N 802, муниципальное унитарное предприятие "Луч" осуществляет следующие виды деятельности:
производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными - код ОКВЭД 40.30.14;
деятельность по обеспечению работоспособности котельных - код ОКВЭД 40.30.4;
деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей - код ОКВЭД 40.30.5.
МУП "Луч" занимает долю в размере 100% на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Целинное. На основании приказа заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 03.08.09 г. N 97 МУП "Луч" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Из материалов, представленных МУП "Луч" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, установлено следующее:
1) МУП "Луч" оказывало Пасько В.И. услугу по теплоснабжению на основании договора N 33, заключенного 10.09.2007 г.;
2) сумма платежа за услугу по теплоснабжению (отопление), начисленная Пасько В.И. в период с октября 2006 года по декабрь 2006 года включительно составила 2749,14 руб. и была рассчитана исходя из тарифа на отопление в размере 52,97 руб./м2;
3) сумма платежа за услугу по теплоснабжению (отопление), начисленная Пасько В.И. в период с января 2007 года по апрель 2007 года и с октября 2007 года по декабрь 2007 года включительно составила 3143,58 руб. и была рассчитана исходя из тарифа на отопление в размере 60,57 руб./м2;
4) сумма платежа за услугу по теплоснабжению (отопление), начисленная Пасько В.И. в период с января 2008 года по апрель 2008 года включительно составила 3519,86 руб. и была рассчитана исходя из тарифа на отопление в размере 67,82 руб./м2;
5) МУП "Луч" уменьшил плату за отопление с учетом количества дней, когда услуга по теплоснабжению не оказывалась: в октябре 2007 года - на 101,41 руб.; в апреле 2008 года - на 234,66 руб.;
6) МУП "Луч" самостоятельно рассчитал и установил указанные выше тарифы: в 2006 году - 52,97 руб./м2; в 2007 году - 60,57 руб./м2; в 2008 году - 67,82 руб./м2;
7) МУП "Луч" взимал плату за услугу по теплоснабжению в период её фактического предоставления, то есть с октября по апрель.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП "Луч" признается доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Целинное.
2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно постановлению Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 12 октября 2006 г. N 16-1 МУП "Луч" включено в Реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним.
Тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Луч" установлены следующими постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, действующими в период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года:
1) постановление от 16 ноября 2006 года N 19-13 об установлении тарифов с 17 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года и с 1 января 2007 года;
2) постановление от 27 сентября 2007 года N 17-3 об установлении тарифов с 1 января 2008 года.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.05.09 г. N 08/1113 (вх.2370 от 02.06.09), постановлением от 16.11.2006 г. N 19-13 тарифы на тепловую энергию для потребителей МУП "Луч" (с.Целинное) установлены впервые и составляют для группы "иные потребители", к которой относится население:
1) с 17 декабря 2006 года по 31 декабря 2006 года - 1400,04 руб./Гкал.;
2) с 1 января 2007 года - 1483,38 руб./Гкал.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 27.09.07 г. N 17-3 с 1 января 2008 года установлен тариф на тепловую энергию для потребителей МУП "Луч" (с.Целинное), входящих в группу "иные потребители", в размере 1660,82 руб./Гкал.
Тариф на тепловую энергию для потребителей МУП "Луч" был установлен Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области впервые с 17 декабря 2006 года. МУП "Луч" вправе взимать с потребителей плату за услугу по теплоснабжению с 17 декабря 2006 года, в том числе и с Пасько В.И.
Следовательно, МУП "Луч" необоснованно предъявлял Пасько В.И. плату за услугу по теплоснабжению за октябрь 2006 года, ноябрь 2006 года и с 1 декабря 2006 года по 16 декабря 2006 года включительно.
3. В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ, нормативы потребления коммунальных услуг, за исключением нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаются органами местного самоуправления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", норматив отопления представляет собой среднемесячное потребление тепловой энергии из расчета за год, из чего следует, что в случае, если многоквартирные и жилые дома не оборудованы приборами учета, оплата услуг по теплоснабжению потребителями должна осуществляться в течение всего года, то есть в течении 12 месяцев.
Норматив потребления услуг по теплоснабжению для потребителей МУП "Луч" утвержден решением Целинной Сельской Думы от 25 декабря 2006 года N 27. До указанного решения Целинной Сельской Думы действовал норматив потребления услуг по теплоснабжению для потребителей МУП "Луч", утвержденный Постановлением Главы муниципального образования Целинного района от 30 декабря 2004 года N 58.
В соответствии с письмом Администрации муниципального образования Целинного сельсовета от 01.06.09 г. N 2289 (вх.3 2418 от 04.06.09 г.), указанный выше норматив потребления тепловой энергии на отопление установлен исходя из распределения платы за тепловую энергию на отопление на 12 месяцев, то есть, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306.
4. Порядок определения размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома установлен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставлении коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действия Правил предоставления коммунальных услуг распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживание граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, МУП "Луч" является одновременно исполнителем и ресурсоснабжающей организацией по отношению к Пасько В.И.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам предоставления коммунальных услуг и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Следовательно доводы представителей ответчика о том, что плата за услугу по теплоснабжению взималась на основании договора, заключенного с собственником жилого помещения, являются несостоятельными.
5. В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 27 Правил предоставления коммунальных услуг величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктом "а" пункта 19, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за отопление определяется исходя из площади квартиры, норматива потребления в Гкал/м2, установленного органом местного самоуправления в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 и тарифа на тепловую энергию в руб/Гкал, установленного в соответствии с законодательством РФ.
На основании изложенных выше норм права, ежемесячная плата Пасько В.И. МУП "Луч" за услугу теплоснабжения должна была составлять:
Период |
Площадь квартиры, м2 |
Тариф, руб./Гкал |
Нормативный документ, устанавливающий тариф |
Норматив потребления, Гкал./м2 |
Нормативный документ, устанавливающий размер норматива |
Порядок расчета в соответствии с Постановлением N 307 |
Сумма ежемесячной платы, руб. |
17 декабря 2006 г. по 31 декабря 2006 г. |
51,9 |
1400,04 |
Постановление Департамента гос.регулирования цен и тарифов от 16.11.2006 N 19-13 |
0,0227 |
Постановление Главы муниципального образования целинного района от 30 декабря 2004 г. N 58 |
51,9*1400,04*0,227 |
1649,429 |
1 января 2007 г. по 31 декабря 2007 г. |
51,9 |
1483,38 |
Постановление Департамента гос.регулирования цен и тарифов от 16.11.2006 N 19-13 |
0,0245 |
Решение Целинной сельской думы от 25 декабря 2006 г. N 27 |
51,9*1483,38*0,245 |
1886,192 |
1 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г. |
51,9 |
1660,82 |
Постановление Департамента гос.регулирования цен и тарифов от 27.09.2007 N 17-13 |
0,0245 |
Решение Целинной сельской думы от 25 декабря 2006 г. N 27 |
51,9*1660,82*0,245 |
2111,816 |
Ниже представлен расчет суммы, подлежащей к оплате за период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года в сравнении с суммами, предъявляемыми к оплате МУП "Луч".
Расчетный период |
Сумма ежемесячной платы за отопление, рассчитанная в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ N 307, руб. |
Сумма, начисленная МУП "Луч", руб. |
окт.06 |
- |
2749,14 |
ноя.06 |
- |
2749,14 |
С 1 декабря 2006 по 16 декабря 2006 |
- |
1418,91 |
С 17 декабря 2006 г по 31 декабря 2006 |
798,11 |
1330,23 |
янв.07 |
1886,191839 |
3143,58 |
фев.07 |
1886,19 |
3143,58 |
мар.07 |
1886,19 |
3143,58 |
апр.07 |
1886,19 |
3143,58 |
май.07 |
1886,19 |
- |
июн.07 |
1886,19 |
- |
июл.07 |
1886,19 |
- |
авг.07 |
1886,19 |
- |
сен.07 |
1886,19 |
- |
окт.07 |
1886,19 |
3042,17 |
ноя.07 |
1886,19 |
3143,58 |
дек.07 |
1886,19 |
3143,58 |
янв.08 |
2111,815671 |
3519,86 |
фев.08 |
2111,82 |
3519,86 |
мар.08 |
2111,82 |
3519,86 |
апр.08 |
2111,82 |
3285,2 |
Итого сумма к оплате по состоянию на 01.05.2008: |
31879,66751 |
43995,85 |
Таким образом, сумма, предъявленная МУП "Луч" Пасько В.И. за период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года превысила сумму, рассчитанную в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами на 12116,18 руб.
В соответствии с расчетами сумм за услуги по теплоснабжению, представленными МУП "Луч", в период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года МУП "Луч" ни разу не был сделан перерасчет суммы платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 и пунктом 27 Правил предоставления коммунальных услуг.
Изложенное выше свидетельствует о том, что МУП "Луч" нарушен порядок определения размера платы за услугу по теплоснабжению, предоставленную собственнику жилого помещения многоквартирного дома Пасько В.И., установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
6. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться нарушение установленными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия единогласно решила:
1. Признать положение МУП "Луч" доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Целинное.
2. Признать в действиях МУП "Луч" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за услугу по теплоснабжению, предоставленную собственнику жилого помещения многоквартирного дома Пасько В.И.
3. Выдать предписание МУП "Луч" о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
4. Передать материалы дела N 67 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Коновалов М.А.- заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Семешко Т.М.- старший государственный инспектор;
Гагарина И.В. - государственный инспектор;
Мисюн Н.Н. - государственный инспектор;
Скобелева Е.А. - государственный инспектор,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 7 августа 2009 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 67, о нарушении МУП "Луч" (место нахождения: 641150, Курганская обл., с.Целинное, ул.Советская, д.18) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. МУП "Луч" прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем произведения перерасчета суммы задолженности Сафоновой Е.С. за услугу по теплоснабжению, предоставленную за период с 1 октября 2006 года по 1 мая 2008 года, в порядке, установленном подпунктом "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставлении коммунальных услуг гражданам".
2. МУП "Луч" в срок до 15 сентября 2009 года сообщить о выполнении настоящего предписания в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (опубликовано 7 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016