Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 30 июля 2009 г.
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении ан-тимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области поступило заявление ООО "Промтранссервис" (далее - Заявитель), касающееся от-ключения ООО "Альянс-Ойл" электроснабжения объектов, принадлежащих Заяви-телю, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-он, п. Гнёздово.
Из заявления и представленных материалов следует, что согласно договору N 27 от 25.10.2001 Заявитель приобрёл в собственность энергетическое оборудова-ние, в частности: КТП-400/6-10/0,4 в комплекте с распределительной щитовой 380 вольт, кабелем АВГ 40?50, пакетным выключателем, электрическими тэнами, 3-мя прожекторами, штепсельными разъёмами, осветительным щитком.
В дальнейшем вышеуказанную КТП - 400/6-10/0,4 приобрело в собственность ООО "Интер-Ойл", а в сентябре 2004 года её купило ООО "Альянс-Ойл". С 2004 по 2008 год электроснабжение объектов Заявителя осуществлялось через опосредован-но присоединённую сеть ООО "Альянс-Ойл", а также бывших собственников ТП. Однако, в декабре 2008 года ООО "Альянс-Ойл" без какого-либо предупреждения отключило от электроснабжения, принадлежащие Заявителю, строящиеся объекты. На требования ООО "Промтранссервис" о возобновлении энергоснабжения принад-лежащих ему объектов, ООО "Альянс-Ойл" отвечает отказом, при этом не указыва-ет причин отключения.
В связи с этим, ООО "Промтранссервис" просит Смоленское УФАС России обязать ООО "Альянс-Ойл" возобновить энергоснабжение объектов, принадлежа-щих ООО "Промтранссервис" (расположенных по адресу: Смоленская обл., Смо-ленский р-н, п. Гнёздово).
Смоленским УФАС России был направлен запрос (от 01.07.2009 исх. N 1989/04) в адрес ООО "Альянс-Ойл" по вышеуказанному вопросу, в ответ на ко-торый данное общество сообщило (письмо от 08.07.2009 исх. N 08/07-09), что, при-обретая вышеуказанную КТП-400/6-10/0,4 ООО "Альянс-Ойл" не принимало ника-ких обязательств в части электроснабжения соседних организаций, каких-либо до-говоров, регулирующих отношения в сфере электроснабжения с Заявителем не за-ключало. Кроме того, мощность подстанции практически соответствует проектному потреблению электроэнергии ООО "Альянс-Ойл". Также, ООО "Альянс-Ойл" со-общило, что каких-либо писем от проектных либо энергоснабжающих организаций по поводу согласования подключения Заявителя от КТП-400/6-10/0,4 в адрес данно-го общества не поступало. Отключение Заявителя от вышеуказанной подстанции было произведено ООО "Альянс-Ойл" в соответствии с постановлением Правитель-ства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Смоленским УФАС России был направлен запрос в ОАО "Смоленскэнергос-быт" (письмо от 17.07.2009 исх. N 12-05/1966) о предоставлении информации по рассматриваемому вопросу, в ответ на который общество сообщило, что в настоя-щее время между ООО "Промтранссервис" и ОАО "Смоленскэнергосбыт" заклю-чён договор энергоснабжения N 101343 от 20.01.2003. Однако, 06.08.2003 в адрес Западного отделения филиала "Энергосбыт" ОАО "Смоленскэнерго" (далее - фи-лиала "Энергосбыт") поступило письмо от ООО "Промтранссервис", которым Зая-витель поставил филиал "Энергосбыт" в известность о том, что с 15.07.2003 вре-менно приостанавливается работа трансформаторной подстанции (КТП-400/6-10/0,4), расположенной на территории п. Гнёздово, и, принадлежащей в то время Заявителю. На основании данного письма между Заявителем и филиалом "Энерго-сбыт" не производились расчёты за электроэнергию и не производятся до настояще-го времени (с ОАО "Смоленскэнергосбыт").
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изло-женные в заявлении, по незаконному отключению Ответчиком электроснабжения электроустановок Заявителя, и сообщил, что ООО "Альянс-Ойл" приобрело в соб-ственность трансформаторную подстанцию (КТП - 400/6-10/0,4) в 2004 году, однако оформило всю необходимую документацию для осуществления надлежащего энер-госнабжения и использования ТП только в 2006 году. До 2006 года ООО "Пром-транссервис" вносило в ОАО "Смоленскэнергосбыт" плату за собственное электро-потребление, а также за электропотребление ООО "Альянс-Ойл", подтверждением этому являются счета на оплату (приобщены к материалам дела). В дальнейшем ООО "Промтранссервис" вносило плату за электрическую энергию ООО "Альянс-Ойл" наличными деньгами. В декабре 2008 года ООО "Альянс-Ойл", по своей ини-циативе, неправомерно отключило электроэнергию ООО "Промтранссервис", не во-зобновляет электроснабжение, чем препятствует осуществлению хозяйственной деятельности Заявителя. Несмотря на наличие договорных отношений между Заяви-телем и ОАО "Смоленскэнергосбыт", Ответчик прекращением электроснабжения от ТП электроустановок ООО "Промтранссервис" и отказом в его возобновлении на-рушает права Заявителя.
Представители Ответчика не согласились с доводами Заявителя, сообщив, что ООО "Альянс-Ойл" приобрело у ООО "Интер-Ойл" в собственность трансформа-торную подстанцию (КТП - 400/6-10/0,4, далее - ТП), оформило все необходимые документы, предусмотренные законодательством, для надлежащего использования ТП. Даная подстанция приобреталась без каких-либо обременений, информации о потребителях электрической энергии, подключённых к ТП, Ответчику представлено не было. В настоящее время у Заявителя изменилась точка подключения, в связи с чем, ООО "Промтранссервис" необходимо выполнить заново процедуру технологи-ческого присоединения, согласно действующему законодательству. После выполне-ния данной процедуры Заявитель может обратиться в ООО "Альянс-Ойл" со всеми необходимыми документами по вопросу электроснабжения, но только на ту величи-ну мощности, которая была выделена ему ранее - 5 кВт. Учитывая тот факт, что у ООО "Промтранссервис" нет никаких документов, подтверждающих технологиче-ское присоединение от КТП - 400/6-10/0,4, ООО "Альянс-Ойл" устно уведомило Заявителя о планируемом отсоединении от электрической сети, а в декабре 2008 го-да осуществило такое отсоединение в присутствии представителя федерального ор-гана исполнительной власти по технологическому надзору.
Представители Ответчика также сообщили, что рассматриваемое дело возбу-ждено Смоленским УФАС России по признакам нарушения ООО "Альянс-Ойл" пункта 4 части 1сатьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части экономически или технологически не обоснованном прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое пре-кращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, норматив-ными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. Однако, ООО "Альянс-Ойл" производством и продажей электрической энергии не занимается.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, выслушав представителей заявите-ля и ответчика, Комиссия Смоленского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конку-ренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением мо-нополистической деятельности, в которых участвуют российские юридические ли-ца и иностранные юридические лица.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конку-ренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъ-екта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естест-венной монополии.
В собственности ООО "Альянс-Ойл" находится трансформаторная подстан-ция - КТП - 400/6-10/0,4 с соответствующим электрическим оборудованием. Элек-троснабжение объектов, принадлежащих ООО "Промтранссервис", расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский р-н, пос. Гнёздово, до декабря 2008 года осуществлялось от вышеуказанной ТП. Энергопринимающие устройства ООО "Промтранссервис" были технологически присоединены к электрическим сетям се-тевой организации через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в собст-венности ООО "Альянс-Ойл".
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ООО "Альянс-Ойл", занимает доми-нирующее положение на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах зоны прилегания электрических сетей от ТП-129 (КТП - 400/6-10/0,4) в точке технологического присоединения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" за-прещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяй-ствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопуще-ние, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованный отказ или пре-кращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара пря-мо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правитель-ства российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Комиссия посчитала ошибочным мнение Ответчика о том, что, не занимаясь производством и продажей электрической энергии, ООО "Альянс-Ойл" не нарушает пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", по сле-дующим основаниям.
Согласно статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В результате изучения конкурентной среды локального рынка услуг по пере-даче электрической энергии (аналитический отчёт, л.д. 62-63) Смоленским УФАС России было установлено, что ООО "Альянс-Ойл" действует на локальном рынке услуг по передаче электрической энергии и фактически оказывает услуги по переда-че электрической энергии ООО "Промтранссервис".
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об элек-троэнергетике" установлено, что антимонопольное регулирование и контроль на оп-товом и розничном рынках осуществляются в соответствии с антимонопольным за-конодательством Российской Федерации с учетом особенностей установленных на-стоящим Федеральным законом и основными положениями функционирования оп-тового рынка.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "Об электроэнергетике" на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функ-ционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, огра-ничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе злоупотребления доминирующим и (или) исключитель-ным положением на оптовом и розничных рынках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнер-гетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологиче-ское присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией было установлено, что Заявитель яв-лялся собственником энергетического оборудования в частности: КТП-400/6-10/0,4 в комплекте с распределительной щитовой 380 вольт, кабелем АВГ 40?50, пакетным выключателем, электрическими тэнами, 3-мя прожекторами, штепсельными разъё-мами, осветительным щитком. Принадлежащие Заявителю энергопринимающие устройства были технологически присоединены к электрическим сетям сетевой ор-ганизации - ОАО "Смоленскэнерго", о чём свидетельствует акт разграничения ба-лансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сто-рон от 03.07.2002 (л.д. 48). 20.01.2003 между ОАО "Смоленскэнерго" и ООО "Промтранссервис" был заключён договор энергоснабжения N 101343, по которому Заявителем производилась оплата за электрическую энергию. На момент рассмотре-ния дела данный договор сторонами не расторгался (письмо ОАО "Смоленскэнер-госбыт" от 17.07.2009 N 12-05/1966, л.д. 50).
В сентябре 2004 года собственником вышеуказанной ТП стало ООО "Альянс-Ойл", которое через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства осуще-ствляло электроснабжение объектов Заявителя до декабря 2008 года, что не оспари-валось Ответчиком в ходе рассмотрения дела. Кроме того, на рассмотрении дела представитель Ответчика Железняков А.А. подтвердил, что при приобретении в собственность трансформаторной подстанции (КТП-400/6-10/0,4) ООО "Альянс-Ойл" располагало информацией о том, что к данной ТП присоединены энергопри-нимающие устройства Заявителя (суммарной мощностью токоприёмников 5 кВТ).
Таким образом, энергопринимающие устройства ООО "Промтранссервис" опосредованного присоединены к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ООО "Альянс-Ойл".
Из пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационно-го доступа), что собственники и иные законные владельцы объектов электросе-тевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опо-средованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энерго-принимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов элек-тросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по пере-даче электрической энергии.
Как указал в ходе рассмотрения дела Ответчик, со сменой владельца ТП у ООО "Промтранссервис" изменилась точка присоединения к электрической сети, и Заявителю необходимо заново осуществить процедуру технологического присоеди-нения, что установлено Правилами технологического присоединения энергоприни-мающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежа-щих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. постановле-нием Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила технологического присоединения). По этой причине, по мнению Ответчика, дейст-вия ООО "Альянс-Ойл", касающиеся отсоединения энергопринимающих устройств Заявителя от электрической сети, не противоречат действующему законодательству.
Данный довод Ответчика Комиссия посчитала несостоятельным по следую-щим основаниям.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуата-цию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются ка-тегория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производст-венной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощ-ности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергоприни-мающих устройств.
Согласно имеющимся в деле материалам, а именно: приложению к договору энергоснабжения от 20.01.2003 N 101343, заключённому между ОАО "Смоленск-энерго" и ООО "Промтранссервис" - "Принципиальная схема электроснабжения и расстановки расчётных счётчиков" (л.д. 47) и акту разграничения балансовой при-надлежности сетей, подписанному между филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Смо-ленскэнерго" и ООО "Альянс-Ойл" N 82-21/1133 от 12.05.2009 (л.д. 33-34), измене-ние точки присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, не повлекла изменение схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
Следовательно, действие Правил технологического присоединения в данном случае на ООО "Промтранссервис" не распространяются.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, ча-стью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конку-ренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ООО "Альянс-Ойл" по отсоединению от электриче-ской сети энергопринимающих устройств ООО "Промтранссервис" нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением путём экономически и технологиче-ски не обоснованного прекращения производства товара (услуги), если на этот товар (услугу) имеется спрос, а также если такое прекращение производства товара (услу-ги) прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Пра-вительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномо-ченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами и на-рушающими Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче элек-трической энергии и оказания этих услуг.
2. Выдать ООО "Альянс-Ойл" предписание о прекращении нарушения пунк-та 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путём восста-новления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законода-тельства, обеспечив беспрепятственный переток электрической энергии ООО "Промтранссервис" через объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие на праве собственности ООО "Альянс-Ойл", в соответствии с Правилами недискрими-национного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
3. Рекомендовать ООО "Промтранссервис" обратиться в ООО "Альянс-Ойл" для подписания между сторонами акта по разграничению балансовой принад-лежности и эксплуатационной ответственности.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 04-01/19-2009
"30" июля 2009 г. г. Смоленск
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимо-нопольного законодательства
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО "Альянс-Ойл" в срок до 01.09.2009 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотребле-нии доминирующим положением путём экономически и технологически не обоснованного отсоединения от электрической сети энергопринимающих устройств ООО "Промтранс-сервис", если такое отсоединение прямо не предусмотрено федеральными законами, нор-мативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными право-выми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
2. ООО "Альянс-Ойл" в срок до 01.09.2009 восстановить положение, существовавшее до нарушения антимонопольного законодательства, обеспечив беспрепятственный переток электрической энергии ООО "Промтранссервис" через объекты электросетевого хозяйст-ва, принадлежащие на праве собственности ООО "Альянс-Ойл", в соответствии с Прави-лами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и ока-зания этих услуг.
3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Смоленское УФАС России в срок до 10.09.2009, предоставив письменные доказательства его исполнения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 30 июля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016