Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 10 августа 2009 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю рассмотрев дело N 47-ФАС22-ОВ/07-09 по признакам нарушения администрацией Ц. района г. Б. пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с ООО "СМК "Р-М" договора обязательного медицинского страхования от 27.12.2006 г. N441 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона по отбору финансовой организации для оказания услуг медицинского страхования установила:
В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа порядка заключения договоров обязательного медицинского страхования работающих граждан органами местного самоуправления, расположенными на территории г. Б. и соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было установлено, что 27.12.2006 г. администрацией Ц. района г. Б. заключен договор обязательного медицинского страхования работников с ООО "СМК "Р-М" N441 без проведения публичных процедур.
По данному факту УФАС по Алтайскому краю на основании приказа N249 от 15.07.2009 г. в отношении администрации Ц. района г. Б. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 47-ФАС22-ОВ/07-09.
На заседании Комиссии представитель администрации Ц. района г.Б. района пояснил, что в настоящее время с целью соблюдения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и Закона РФ от 28.06.1991 г. N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" администрацией Ц. района г. Б. подписано соглашение о расторжении договорных отношений с ООО "СМК "Р-М" с 15.10.2009 г.
Изучив обстоятельства дела, доводы администрации Ц. района г.Б., Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях органа местного самоуправления нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 28.06.1991 г. N1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Согласно статье 9 Закона РФ от 28.06.1991 г. N1499-1 страхователь (в данном случае - орган местного самоуправления) обязан заключить договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций для личного страхования, в том числе медицинского страхования, путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Указанной нормой права, которая носит специальный характер, закреплена прямая обязанность перечисленных субъектов проводить открытые конкурсы (аукционы) по отбору финансовых организаций для оказания услуг медицинского страхования вне зависимости от стоимости самих услуг. В контексте данной статьи, в области обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и субъекты естественных монополий обозначены, в том числе, и как организации (учреждения) - работодатели. Данный вывод подтверждается включением в субъектный состав лиц, определенных статьей 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" субъектов естественных монополий, которые не осуществляют в своей хозяйственной деятельности государственные (муниципальные) полномочия. Указанная статья обязывает производить отбор финансовых организаций в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 21.07.2008 г. N94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", что означает лишь применение процедурных норм данного нормативного акта и не затрагивает его сферы действия.
Следовательно, при заключении договора обязательного медицинского страхования после вступления в силу Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", администрация Ц. района г. Б. обязана была руководствоваться положениями пункта 9 части 1 статьи 18 указанного закона.
Таким образом, действия администрации Ц. района г Б., выразившиеся в заключении договора обязательного медицинского страхования работников с ООО "СМК "Р-М" от 27.12.2006 г. N 441 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия администрации Ц. района г. Б., выразившиеся в заключении договора обязательного медицинского страхования работающих граждан с ООО "СМК "Р-М" от 27.12.2006 г. N 441 без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, противоречащими пункту 9 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать администрации Ц. района г. Б. предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 10 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016