Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 21 августа 2009 г.)
Дата оглашения резолютивной части 21 августа 2009 года город Иваново
Изготовлено 21 августа 2009 года Дело N02-30/048
Комиссия в составе: председателя Комиссии - Михеевой Т.А. - заместителя руководителя Ивановского УФАС России; членов Комиссии: Горелова П.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти; Туманцевой А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти (далее - Комиссия),
в присутствие представителя ответчика - Совета Новописцовского городского поселения - <_> рассмотрев дело N02-30/048, возбужденное по признакам нарушения Советом Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района (155313, Вичугский район, п. Новописцово, пер. Почтовый, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В порядке осуществления государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства в ответ на запрос Ивановского УФАС России от 22.07.2009 N02-30/2062 о представлении нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определяющих порядок распоряжения муниципальным имуществом на территории Новописцовского городского поселения, Главой администрации поселения были представлены Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Новописцовского городского поселения, утв. Решением Совета Новописцовского городского поселения от 27.12.2007 N42 (далее - Положение о предоставлении муниципального имущества в аренду) и Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, утв. Решением Совета Новописцовского городского поселения от 27.12.2007 N44 (далее - Положение о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом).
В результате анализа указанных нормативно-правовых актов были выявлены признаки нарушения Советом Новописцовского городского поселения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с изложенным, Приказом Ивановского УФАС России от 07.08.2009 N111 (в ред. Приказа от 10.08.2009 N122) возбуждено дело N02-30/048 по признакам нарушения Советом Новописцовского городского поселения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В своих письменных пояснениях Совет Новописцовского городского поселения признал факт нарушения антимонопольного законодательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Пункт 2.1. Положения о предоставлении муниципального имущества в аренду и п. 3 ст. 8 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом предусматривают возможность сдачи в аренду муниципального имущества целевым назначением и на торгах.
В соответствии с п. 2.1.3. Положения о предоставлении муниципального имущества в аренду целевым назначением муниципальное имущество предоставляется в аренду для конкретного назначения. Порядок предоставления в аренду муниципального имущества регламентируется "Положением о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Новописцовского городского поселения целевым назначением".
В соответствии с п. 3.6.1. Положения о предоставлении муниципального имущества в аренду по результатам рассмотрения заявления на аренду помещений нежилого фонда может быть принято решение о его предоставлении целевым назначением.
В соответствии с п. 20 Приложения 1 к Положению о предоставлении муниципального имущества в аренду если аукцион не состоялся по причине отсутствия заявок, объект может быть сдан целевым назначением по распоряжению главы администрации Новописцовского городского поселения.
В соответствии с п. 23 Приложения 2 к Положению о предоставлении муниципального имущества в аренду в случае если конкурс не состоялся по причине отсутствия необходимого для торгов количества заявок, тогда объект может быть сдан в аренду без проведения конкурса:
- претенденту, согласному выполнить условия конкурса, предложенные в последнем информационном сообщении, и заплатившему начальную цену конкурса;
- по распоряжению главы администрации целевым назначением.
Приложение 3 к Положению о предоставлении муниципального имущества в аренду содержит "Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Новописцовского городского поселения целевым назначением" следующего содержания:
"1. Целевым назначением объекты нежилого фонда предоставляются в аренду в исключительных случаях - распоряжением Главы администрации Новописцовского городского поселения государственным и муниципальным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям и иным юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований составляет 25 и более процентов.
2. Предложения и обращения о целевом выделении объектов нежилого фонда поступают на имя главы администрации Новописцовского городского поселения в обычном порядке в виде письменного обращения в соответствии с "Положением о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Новописцовского городского поселения".
Действующее законодательство (в том числе Закон о защите конкуренции) не содержит нормативного определения понятия "целевое назначение" ("целевая передача имущества") и не предусматривает такого способа передачи муниципального имущества во владение и (или) пользование.
Часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает необходимость заключения договоров аренды в отношении муниципального имущества только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением предоставления прав аренды на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.
Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции Совет Новописцовского городского поселения не имеет полномочий по установлению случаев, когда заключение договоров аренды муниципального имущества может осуществляться без проведения торгов. Также основания для заключения указанных договоров без проведения торгов, установленные в актах Совета Новописцовского городского поселения, не повторяют (не дублируют) нормы международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации.
Таким образом, п. 2.1, 2.1.3, 3.6.1 Положения о предоставлении в аренду муниципального имущества, п. 20 Приложения 1, п. 23 Приложения 2, п. 1 Приложения 3 к данному Положению и п. 3 ст. 8 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом приводят к недопущению конкуренции за право аренды муниципального имущества, исключают обязанность проведения торгов в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и, тем самым, нарушают ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, бездействие Совета Новописцовского городского поселения по неприведению своих решений от 27.12.2007 N42 и от 27.12.2007 N44 в соответствие с действующим антимонопольным законодательством нарушает ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
До вынесения Комиссией решения по делу Советом Новописцовского городского поселения было представлено Решение Совета Новописцовского городского поселения от 18.08.2009 N32 "О внесении изменений в Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности и о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Новописцовского городского поселения", вносящее изменения в нормативно-правовые акты Совета Новописцовского городского поселения для их приведения в соответствие со ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, на момент вынесения Комиссией решения по делу N02-30/048 Советом Новописцовского городского поселения устранено нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела N 02-30/048 в отношении Совета Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии Михеева Т.А.
Члены Комиссии Горелов П.П.
Туманцева А.А.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ивановской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 21 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016