Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 24 ноября 2015 г. N 51
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю <_> рассмотрев протокол от 24.11.2015 об административном правонарушении и материалы дела N 3-04/52 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении должностного лица - генерального директора ООО "Городские электросети" <_>
и предусмотренную за данное нарушение часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили материалы, направленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (вх. от 31.10.2014 N6/13640) на действия ООО "Городские электросети", выразившиеся во взимании платы за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию.
Согласно представленным сведениям ООО "Городские электросети" оказывает услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий, относятся, в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
В силу положений статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ООО "Городские электросети" оказывает услуги в естественно монопольной сфере деятельности, осуществляя деятельность в условиях естественной монополии.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 12.5 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Помимо этого, по заключению отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, положение ООО "Городские электросети" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в зоне расположения его сетей в 2013 году - 10 месяцев 2014 года признано доминирующим.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, Комиссия, учитывая отсутствие документов со стороны ООО "Городские электросети", позволяющих сделать вывод о том, что положение ООО "Городские электросети" не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу N 3-1/258, а также руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, принимает решение об установлении доминирующего положения ООО "Городские электросети" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района в зоне расположения его сетей в 2013 году - 10 месяцев 2014 года.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В ходе рассмотрения вышеуказанных материалов управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено следующее.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по результатам проведения плановой выездной проверки (в период с 06.10.2014 по 16.10.2014) в отношении ООО "Городские электросети" установлено, что ООО "Городские электросети", в нарушение пункта 24 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N442), взимало плату за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию.
Как указал Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, за период с ноября 2013 года по сентябрь 2014 года по выборочно проверенным счетам Комитетом выявлено 7 счетов-фактур, предъявленных юридическим лицам, на сумму 45 063,48 руб., и 5 счетов-фактур, предъявленных физическим лицам, на сумму 18 343,30 руб.
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края материалам, тарифы за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию, рассчитаны ООО "Городские электросети" самостоятельно и утверждены генеральным директором ООО "Городские электросети" за каждую услугу: для физических лиц в размере 1 834,33 руб. (без НДС), для юридических лиц в размере 3 405,75 руб. (без НДС).
При этом, постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2011 N 50/4 установлены "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Городские электросети" в Советско-Гаванском муниципальном районе на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы".
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края сведениям, указанное постановление разработано с учетом представленных ООО "Городские электросети" данных. Индивидуальный тариф рассчитан, исходя из заявленной мощности потребителей и не зависит от роста или снижения полезного отпуска потребителям. Фонд заработной платы рассчитан, исходя из фактической численности персонала, в том числе и специалистов, совершающих действия по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления. Затраты на материальные ресурсы, используемые в процессе эксплуатации сетей и оборудования, также рассчитаны с учетом условных единиц общества.
Перечень регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, утвержден пунктами 2-4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике". Цена (тариф) на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления не подлежит государственному регулированию. Таким образом, поскольку работы по совершению действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления выполняются персоналом, входящим в штатную численность, учтенную при регулировании цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям (основной вид деятельности), Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на данный вид работ учтены в основном виде деятельности.
Порядок расчета тарифов на электрическую энергию регламентирован "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методика).
Главой VIII Методики определен расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Формулой 15.23 Методики дано определение мощности, участвующей в расчете ставки.
Ставка на содержание электрических сетей (ТС), установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы, определяется следующим образом:
сод
сод Р
ТС = --------, руб./МВА в месяц (руб./МВт в месяц)
N x М
N - суммарная величина присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВт.
сод
Р - необходимая валовая выручка, руб.
Таким образом, ставка индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей изменяется при изменении присоединенной (заявленной) мощности потребителей.
Присоединенная (заявленная) мощность в течение расчетного периода является величиной постоянной и не зависит от снижения полезного отпуска электрической энергии потребителям.
Таким образом, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления, вызванные нарушением своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) или услуг по передаче электрической энергии, и заявленная мощность указанного потребителя, учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии и не подлежат компенсации со стороны потребителя.
Поскольку расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления таких потребителей учтены в основном виде деятельности, а снижение полезного отпуска электрической энергии, вызванное отключением такого потребителя не влияет на величину заявленной мощности и, следовательно, не приводит к возникновению выпадающих доходов сетевой организации, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что понесенные затраты не подлежат компенсации со стороны потребителя.
Согласно представленным ООО "Городские электросети" документам и сведениям, ООО "Городские электросети" осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, оказывает услуги по передаче электрической энергии, технологическому присоединению к электрическим сетям, является сетевой организацией.
Между ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 27.01.2011 N92/ХЭС.
Приложением N4 к указанному является Регламент взаимодействия исполнителя и заказчика при ограничении режима потребления электроэнергии потребителями заказчика и при возобновлении их электроснабжения, которым определен порядок взаимодействия ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" при вводе ограничении режима потребления электроэнергии потребителям гарантирующего поставщика в случаях:
- по заявке ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", поступившей от гарантирующего поставщика, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате, в связи с расторжением договора с потребителем, по соглашению с гарантирующим поставщиком и потребителем;
- при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения;
- в связи с необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в работе системы электроснабжения, при угрозе жизни и безопасности людей;
- при проведении плановых работ по ремонту принадлежащего ООО "Городские электросети" электрооборудования;
- по заключению Ростехнадзора о неудовлетворительном состоянии электрических установок потребителя, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан;
- при присоединении потребителем энергопринимающих устройств с нарушением установленного порядка технологического присоединения;
- при выявлении фактов бездоговорного потребления электрической энергии;
- безучетного потребления электрической энергии.
Как пояснило ООО "Городские электросети", согласно указанного регламента ООО "Городские электросети" осуществляет ограничение режима потребления электрической энергии в следующих случаях: по заявке ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания", поступившей от гарантирующего поставщика, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по оплате, в связи с расторжением договора с потребителем, по соглашению с гарантирующим поставщиком и потребителем; при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения.
По мнению ООО "Городские электросети", указанному в пояснениях, Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в тарифах ООО "Городские электросети" не учтены средства на плату за введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии лицам, имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию. Для расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям, ООО "Городские электросети" предоставляли в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 92,33% затрат на оплату труда.
Согласно представленным пояснениям, ООО "Городские электросети" не направляло в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края документы, предусматривающие затраты, которые ООО "Городские электросети" несет при введении ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии (включая введение ограничения в связи с: возникшей у потребителя задолженности за потребленную электрическую энергию; выявлением факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства; при выявлении фактов бездоговорного потребления электрической энергии безучетного потребления электрической энергии).
ООО "Городские электросети" представило перечень потребителей, с которых в рассматриваемый период взималась плата за введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии: ООО "ПСП "Завод ЖБИ" (г.Советская Гавань, ул.Морская, д.7), ООО ЧОО "Регион-Сигнал" (г.Советская Гавань, ул.Советская, д.34, пом.1), ООО СМК "Сфера" (Советско-Гаваньский р-н, п.Лососина, ул.Ростовкая, д.19А) (2 раза), ООО "Леон" (г.Советская Гавань, ул.Флерова, д.1), ООО "Востокэнергострой" (г.Советская Гавань, пл.Победы, д.12, 2), ИП <_>, гр. <_> гр. <_> гр. <_> гр. <_> гр. <_> (далее - Потребители).
По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией установлено, что в период с ноября 2013 года по сентябрь 2014 года в адрес ООО "Городские электросети" от гарантирующего поставщика (ОАО "Дальневосточная энергетичесая компания") поступило 8 заявок на введение ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии потребителей: по 7 из них - в связи с образовавшимися у Потребителей задолженностями за потребленную электрическую энергию, по 1 - в связи с поступившим заявлением о расторжении договора энергоснабжения; и 4 заявки с просьбой об отключении - поступило от самих потребителей (ООО "ПСП "Завод ЖБИ", ООО СМК "Сфера" (2 раза), гр. <_>).
Также, как установлено Комиссией, генеральным директором ООО "Городские электросети" установлен тариф на работу по отключению (подключению) за неуплату электрической энергии в установленные сроки (при подключении новых абонентов) с 01.09.2013 для юридических лиц в размере 4 018,79 руб., с 02.06.2013 для физических лиц в размере 2 164,51 руб.
Согласно представленным ООО "Городские электросети" Договорным тарифам, утвержденным генеральным директором ООО "Городские электросети" 09.01.2014, тариф на работу по отключению (подключению) для юридических лиц - 4 018,79 руб., для физических лиц - 2 164,51 руб.
Также, Комиссией на основании представленных документов и сведений установлено, что между ООО "Городские электросети" и ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (гарантирующий поставщик) какой-либо порядок действий, связанных с компенсацией расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, не урегулирован. Данные расходы ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" у вышеуказанных Потребителей не возмещало.
По результатам анализа законодательства Российской Федерации Комиссией установлено следующее.
Пунктом 2 Правил N442 предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N442 ограничение режима потребления вводится:
а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а" абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б" в подпунктах "е" "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил;
б) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя. В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности. По обстоятельству, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, ограничение режима потребления вводится в отношении присоединенного электропотребляющего оборудования;
в) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - на основании предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления;
г) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "и" пункта 2 настоящих Правил, - по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий данного потребителя и получивший от него указанное заявление, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.
Согласно пункту 5 Правил N442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N135-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.
Пунктом 7 Правил N442 установлено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
В соответствии с пунктом 24 Правил N442 инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б" подпунктах "ж" и "к" пункта 2 Правил N442, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных Правил N442.
Сетевая организация (если она инициирует введение ограничения режима потребления) вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "в" и "к" пункта 2 данного Постановления, компенсации расходов, понесенных сетевой организацией в связи с введением такого ограничения режима потребления и последующим его восстановлением. При этом под указанными расходами понимаются в том числе расходы на оплату действий субисполнителя по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению.
В случае если расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах исполнителя на услуги по передаче электрической энергии, то оплата таких действий исполнителя не производится, при этом инициатор введения ограничения также не вправе предъявлять потребителю требование о компенсации таких расходов. Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Комиссией по результатам анализа вышеперечисленных норм и представленных документов и сведений, установлено следующее.
Инициатором введения ограничений режима потребления электрической энергии, в отношении 8 из вышеуказанных Потребителей в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года, является ОАО "Дальневосточная энергетическая компания".
Данные ограничения вводились на основании абзаца второго подпункта "б" пункта 2 Правил N442 - в связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию указанными Потребителями перед ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" и на основании подпункта "е" пункта 2 Правил N442 - в связи с прекращением обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).
В отношении трех других потребителей, заявления о введении в отношении них ограничения режима потребления поступили от самих потребителей.
Данные ограничения вводились на основании подпункта "и" пункта 2 Правил N442 - в связи с поступлением от потребителей заявлений о введении в отношении них ограничения режима потребления в случае, если у потребителей отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно.
В соответствии с положениями Правил N442 право требования в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации расходов на оплату действий исполнителя (в рассматриваемом случае - ООО "Городские электросети") по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению с потребителя, в отношении которого введено ограничение режима потребления, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правил N442, принадлежит инициатору введения ограничения режима потребления электрической энергии (в рассматриваемом случае - ОАО "Дальневосточная энергетическая компания").
Также, в соответствии с положениями Правил N442 сетевая организация (в рассматриваемом случае - ООО "Городские электросети") (если она инициирует введение ограничения режима потребления) вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б" подпунктах "в" и "к" пункта 2 Правил N442, компенсации расходов, понесенных сетевой организацией в связи с введением такого ограничения режима потребления и последующим его восстановлением.
По результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений, Комиссией установлено, что ООО "Городские электросети" не является в рассматриваемом случае инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных Потребителей. В связи с чем, как установлено Комиссией на основании положений Правил N442, ООО "Городские электросети" не имело право взимать денежные средства с вышеуказанных Потребителей электрической энергии, имеющих перед ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" задолженность за потребленную электрическую энергию, для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении данных потребителей, а также с вышеуказанных Потребителей, самостоятельно обратившихся к ООО "Городские электросети" с заявлением о введении в отношении них ограничения режима потребления в связи с отсутствием у них технической возможности введения ограничения самостоятельно.
Кроме того, Комиссией установлено, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах ООО "Городские электросети" на услуги по передаче электрической энергии на соответствующий период (2012-2014 гг.). Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставил, согласно положений Правил N442, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Данная информация проверена Комиссией и сделанные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края выводы относительно взимания денежных средств для компенсацией расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей Комиссия полностью поддерживаются.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района - ООО "Городские электросети" - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ООО "Городские электросети" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Городские электросети" существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела N 3-1/258 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Городские электросети" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ООО "Городские электросети", также установлено не было.
С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанные действия ООО "Городские электросети" по взиманию в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приводят к ущемлению интересов данных Потребителей.
Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела N3-1/258 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ООО "Городские электросети" в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного данным решением.
Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ООО "Городские электросети" предписания об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 19.03.2015 принято решение N 4 о признании ООО "Городские электросети" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании ООО "Городские электросети" в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении Потребителей.
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось принятие Комиссией решения от 19.03.2015 N4, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения материалов дела N 3-04/52 об административном правонарушении, всестороннем и полном исследовании всех обстоятельств дела, установлены событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
По вышеуказанному факту правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в отношении ООО "Городские электросети" возбуждено и рассмотрено дело N 3-04/33.
В соответствии с определением Хабаровского УФАС России о возбуждении дела N3-04/33 об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14.04.2015 ООО "Городские электросети" надлежало указать должностное лицо, совершившее противоправные действия, установленные в решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.03.2015 N4 (с приложением подтверждающих документов).
В ответ на данное определение ООО "Городские электросети" письмом от 23.04.2015 исх. N89 (вх. от 28.04.2015 N3/3762) представило данные о должностном лице - генеральном директоре ООО "Городские электросети" <_>
23.10.2015 в адрес должностного лица генерального директора ООО "Городские электросети" <_>посредством почтовой связи направлено определение о вызове должностного лица для составления, подписания протокола об административном правонарушении по делу N3-04/52 об административном правонарушении на 24 ноября 2015 года в 10 час. 00 мин. и для рассмотрения дела N 3-04/52 об административном правонарушении на 24 ноября 2015 года в 10 час. 15 мин.
Протоколом от 24.11.2015 об административном правонарушении в действиях должностного лица - генерального директора ООО "Городские электросети" <_>установлено событие административного правонарушения - совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Как указано в решении от 19.03.2015 N4, Комиссией установлено нарушение ООО "Городские электросети" части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании ООО "Городские электросети" в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей.
В соответствии с главой 11 Устава ООО "Городские электросети", утвержденным протоколом общего собрания участников от 07.10.2011, единоличным исполнительным органом ООО "Городские электросети" является генеральным директор. Генеральный директор общества действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; утверждает договорные тарифы на услуги и продукцию общества. Генеральный директор руководить текущей деятельностью общества и решает все вопросы, которые не отнесены указанным уставом и законом к компетенции общего собрания участников общества.
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в ходе рассмотрения дела N3-1/258 о нарушении антимонопольного законодательства материалам, тарифы за отключение (подключение) энергопринимающих устройств, принадлежащих лицам имеющим задолженность за потребленную электрическую энергию, рассчитаны ООО "Городские электросети" самостоятельно и утверждены генеральным директором ООО "Городские электросети" <_>за каждую услугу.
Также, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено, что генеральным директором ООО "Городские электросети" <_>установлен тариф на работу по отключению (подключению) за неуплату электрической энергии в установленные сроки (при подключении новых абонентов) с 01.09.2013 для юридических лиц, с 02.06.2013 для физических лиц.
Согласно представленным ООО "Городские электросети" Договорным тарифам, утвержденным генеральным директором ООО "Городские электросети" с 09.01.2014, тариф на работу по отключению (подключению) для юридических лиц - 4 018,79 руб., для физических лиц - 2 164,51 руб.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом, совершившим противоправные действия, установленные в решении Хабаровского УФАС России от 19.03.2015 N4, выразившиеся в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно во взимании ООО "Городские электросети" в ноябре 2013 года - сентябре 2014 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных ООО "Городские электросети" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей, является генеральный директор ООО "Городские электросети" <_>
Таким образом, при рассмотрении дела N3-04/52 об административном правонарушении установлена вина должностного лица - генерального директора ООО "Городские электросети" <_>в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, выразившаяся в том, что данное должностное лицо должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий.
Также, вина должностного лица заключается в отсутствии должного контроля за действиями (бездействием) подчиненных должностных лиц, исполняющих свои должностные обязанности в интересах и от имени ООО "Городские электросети".
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и дела об административном правонарушении от должностного лица - генерального директора ООО "Городские электросети" <_>не поступило документов и сведений, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за его пределами возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных должностному лицу прав и выполнению возложенных на него обязанностей.
<_> являясь директором ООО "Городские электросети" - хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Более того, должностное лицо <_>- генеральный директор ООО "Городские электросети", которое является субъектом естественной монополии и хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, должно было осознавать, что на ООО "Городские электросети" распространяются ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и, соответственно, с учетом указанных обстоятельств при вступлении в гражданский оборот ООО "Городские электросети" должно было соблюсти соответствующую степень заботливости и осмотрительности в целях выполнения требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на должностное лицо - генерального директора ООО "Городские электросети" <_> составит 20 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - генерального директора ООО "Городские электросети" <_> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
2. Применить к должностному лицу - генеральному директору ООО "Городские электросети" <_>меру ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (двадцати тысяч рублей).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения антимонопольного законодательства, зачисляются:
в федеральный бюджет:
получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 1 16 02010 01 6000 140, ОКТМО 08701000001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО "Городские электросети" необходимо представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 ноября 2015 г. N 51
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016