Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 28 августа 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 8-01/233, возбужденное в отношении Администрации сельского поселения "Село Омми" по признакам нарушения статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Хабаровским УФАС России установлен факт заключения Администрацией сельского поселения "Село Омми" (далее - Администрация поселения) с ОАО "Дальсвязь" договора аренды муниципального имущества от 26.07.2006 N 2, заключающегося в нежилом помещении, расположенном по адресу: с. Омми, ул. Лесная, 2-15, общей площадью 15,5 кв.м. Срок действия данного договора установлен с 26.07.2006 по 25.07.2007.
10.11.2007 Администрацией поселения с обществом заключено дополнительное соглашение N 6 к указанному договору, которым срок арендных отношений продлен с 26.07.2007 по 24.07.2008.
16.05.2008 Администрацией поселения с обществом заключено дополнительное соглашение N 8 к указанному договору, которым увеличена арендуемая площадь помещения с 15,5 кв.м. до 18,68 кв.м., изменен годовой размер арендной платы, продлен срок договорных отношений с 25.07.2008 по 23.07.2009.
Передача в пользование хозяйствующего субъекта объектов муниципальной собственности обладает признаками муниципальной помощи, установленными пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (в редакции закона на момент заключения соглашений).
Как установлено статьей 20 Закона о защите конкуренции предоставление муниципальной помощи осуществляется исключительно с письменного согласия антимонопольного органа.
Вместе с тем, Администрация поселения при заключении поименованных соглашений к договору аренды с ходатайством о даче согласия на предоставление муниципальной помощи ОАО "Дальсвязь" в Хабаровское УФАС России не обращалась, что является нарушением порядка предоставления такой помощи.
Администрацией сельского поселения "Село Омми", ОАО "Дальсвязь" заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей сторон.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела 8-01/233, пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (в редакции Закона от 08.11.2008 N 195-ФЗ) предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав в приоритетном порядке является муниципальной помощью.
Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что муниципальная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счёт резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счёт резервного фонда органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче письменного согласия на предоставление такой помощи.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции не является муниципальной помощью:
- предоставление преимуществ в результате определённых федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- передача, выделение распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;
- предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном акте требованию к виду деятельности получателя и месту её осуществления получателем.
Таким образом, Законом о защите конкуренции (глава 5) установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:
1. Через решение представительного органа власти (решение о бюджете);
2. Через торги (в соответствии с действующим законодательством);
3. Через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой 5 Закона о защите конкуренции).
Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.
Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.
В рамках рассмотрения материалов проверки установлено, что Администрация поселения не обращалась в антимонопольный орган с ходатайствами о получении предварительного согласия на предоставление муниципальной помощи ОАО "Дальсвязь", путём передачи в пользование данного хозяйствующего субъекта муниципального имущества. Торги на право пользование помещением не проводились.
Согласно статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в отношении такого имущества в соответствии с федеральными законами.
Исходя из приведенной нормы законодательства, осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.
Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на муниципальное имущество обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Администрация поселения, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).
Рассматриваемый договор заключен Администрацией поселения с ОАО "Дальсвязь" 26.07.2006, до вступления в силу Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Соглашения от 10.11.2007 N 6, от 16.05.2008 N 8 о продлении и изменений условий названного договора заключались в период действия положений главы 5 Закона о защите конкуренции, устанавливающих порядок предоставления хозяйствующим субъектам муниципальной помощи, которые должны были соблюдаться Администрацией поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Администрации сельского поселения "Село Омми", выразившиеся в заключении с ОАО "Дальсвязь" соглашений от 10.11.2007 N 6, от 16.05.2008 N 8 о внесении изменений и дополнений в договор аренды муниципального имущества от 26.07.2006 N 2 без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением статьи 20 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Администрации сельского поселения "Село Омми" предписание о прекращении нарушения статьи 20 Закона о защите конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 40
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 28.08.2009 N 44 по делу N 8-03/233 о нарушении Администрацией сельского поселения "Село Омми" статьи 20 Закона о защите конкуренции,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Администрации сельского поселения "Село Омми" прекратить нарушение статьи 20 Закона о защите конкуренции, с целью чего впредь не допускать предоставления муниципальной помощи хозяйствующим субъектам без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, в порядке и случаях, установленных Законом о защите конкуренции
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 20 сентября 2009 года.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 28 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016