Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 31 августа 2009 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2009 г.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Зубарев В.В.;
член Комиссии - начальник отдела финансовых рынков и рекламы Куканова О.А.;
член Комиссии - специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Жарикова Е.Б.,
рассмотрев дело N 03-25/40 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении на 17 станице газеты "Московский комсомолец. МК в Марий Эл" N 30 (571) от 23-30 июля 2008 года рекламы следующего содержания: "Народные окна N 1 в России пластиковые окна и двери алюминиевые конструкции - монтаж - доставка - изготовление 7 дней гарантия 7 лет подарок средство по уходу за окнами* *- при заказе более трех изделий Йошкар-Ола, Рябинина, 18 - а (8362) 72-39-57",
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного ООО "Народные окна" и ООО "Издательский дом "Максим",
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения плановой проверки деятельности ООО "Издательский Дом "Максим" на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе в период с июня 2008 года по июнь 2009 года, была выявлена реклама, содержащая признаки нарушения Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
На 17 станице газеты "Московский комсомолец. МК в Марий Эл" N 30 (571) от 23-30 июля 2008 года (далее - Газета) размешена реклама следующего содержания: "Народные окна N 1 в России пластиковые окна и двери алюминиевые конструкции - монтаж - доставка - изготовление 7 дней гарантия 7 лет подарок средство по уходу за окнами* *- при заказе более трех изделий Йошкар-Ола, Рябинина, 18 - а (8362) 72-39-57" (далее - реклама ООО "Народные окна").
Согласно представленному главным редактором ООО "Издательский Дом "Максим" Петровой А.В. объяснению N 75 от 19 августа 2009 года, текст и логотип рекламного объявления ООО "Народные окна" был передан менеджеру по рекламе ООО "Издательский Дом "Максим" Александру Киселеву генеральным директором ООО "Народные окна" Габдуллиным Ильгизом Камизовичем. Слова "N 1 в России" являются частью логотипа, разработанного ООО "Народные окна", и в текст рекламного сообщения не входят. Рекламный модуль был согласован с генеральным директором ООО "Народные окна". Согласно заключенному договору, рекламный модуль ООО "Народные окна" размещался два раза: в N 28 (569) от 9-16 июля 2008 года и N 30 (571) от 23-30 июля 2008 года. Позже публикаций рекламы ООО "Народные окна" не было.
Рассмотрев материалы дела, изучив содержание рекламы, представленные документы и объяснения, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, информация ООО "Народные окна", размещённая в Газете является рекламой.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Словосочетание "N 1 в России" указывает на преимущества рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
При таких обстоятельствах утверждение "N 1 в России" должно быть обосновано и соответствовать действительности, а рекламная информация должна содержать ссылку на наличие такого обоснования (исследования).
В письменном объяснении N 75 от 19 августа 2009 года главный редактор ООО "Издательский Дом "Максим" Петрова А.В. утверждает, что слова "N 1 в России" являются частью логотипа, разработанного ООО "Народные окна", и в текст рекламного сообщения не входят.
Указанные доводы антимонопольным органом не принимаются во внимание в связи со следующим.
Согласно толкованию "Современного экономического словаря", под редакцией Райзберг Б.А, Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. логотип - это оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.
На момент рассмотрения дела какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что предложенная в рекламном объявлении продукция ("пластиковые окна и двери, алюминиевые конструкции"), услуги ("монтаж", "доставка"), либо само ООО "Народные окна" являются "N 1 в России", представлены не были. Ссылка на наличие обоснования (исследования) подтверждающего утверждение "N 1 в России" в рекламе отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган установил, что реклама ООО "Народные окна", размещённая в Газете, нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, реклама ООО "Народные окна" является ненадлежащей.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ООО "Народные окна" является источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы.
Таким образом, являясь лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, ООО "Народные окна" является рекламодателем.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несёт рекламодатель.
Согласно акту выполненных работ N 000560 от 22 июля 2008 года реклама ООО Народные окна" была размещена только в двух номерах Газеты: N 28 (569) от 9-16 июля 2008 года и N 30 (571) от 23-30 июля 2008 года. В настоящее время указанная реклама не распространяется, о чем свидетельствует газета "Московский комсомолец. МК в Марий Эл" N 35 (625) от 26.08. - 2.09.2009 года.
Таким образом, в соответствии с пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, необходимость в выдаче предписания отсутствует.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Народные окна", размещенную в газете "Московский комсомолец. МК в Марий Эл" N 30 (571) от 23-30 июля 2008 года следующего содержания: "Народные окна N 1 в России пластиковые окна и двери алюминиевые конструкции - монтаж - доставка - изготовление 7 дней гарантия 7 лет подарок средство по уходу за окнами* *- при заказе более трех изделий Йошкар-Ола, Рябинина, 18 - а (8362) 72-39-57", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии В.В.Зубарев
Члены Комиссии О.А.Куканова
Е.Б. Жариков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 31 августа 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016