Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 ноября 2015 г. N 1-00-1883/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
рассмотрев жалобу ОАО "Мослифт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "ГВВ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона на право заключения договора на замену лифтового оборудования в неврологическом корпусе ГБУЗ "ГВВ N 1 ДЗМ" (реестровый N 31502872379) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в создании условий, препятствующих возможности принять участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее - Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещения и закупочные документации размещены на Официальном сайте 20.10.2015. Дата окончания подачи заявок - 03.11.2015. Дата подведения итогов - 05.11.2015.
В соответствии с доводами Заявителя, последний столкнулся с невозможностью подать заявку на участие в Аукционе в связи с тем, что при подаче заявки через ЕЭТП на сайте площадки появлялась следующая информация: "Ошибка. Данная процедура проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства. В случае если Ваша организация относится к таким субъектам, вам необходимо внести изменения в аккредитованные сведения организации" (подтверждается соответствующим снимком экрана).
В составе Аукционной документации отсутствуют какие-либо указания на то, что он проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом Заказчик требует от участников соответствия требованиям и сведениям, не предусмотренным Аукционной документацией.
Принимая во внимание вышеизложенные доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки.
Согласно пункту 5.5 Положения о закупках Заказчик осуществляет планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме не менее 5 процентов от общего объема закупок Заказчика.
В соответствии с пунктом 5.5.2 Положения о закупках при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для субъектов малого предпринимательства, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Изучив информацию, размещенную на Официальном сайте (извещение, сформированное посредством функционала Официального сайта, Аукционную документацию), Комиссия установила, что Заказчик не указал в названных документах на наличие ограничений, в соответствии с которыми участие в закупке могут принять только субъекты малого предпринимательства. Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 5.5.2 Положения о закупках, а также принципов информационной открытости закупки.
При этом Комиссия отмечает, что на заседании Комиссии представитель Заказчика также не смог подтвердить наличие информации о проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства в размещенных на Официальном сайте материалах.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение о СМП).
В соответствии с пунктом 2 Положения о СМП действие названного положения распространяется в отношении:
- юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Закона о закупках и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, составляет более 10 млрд. рублей, с 1 июля 2015 г.;
- юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Закона о закупках и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, а также государственных компаний, созданных на основании федерального закона, с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 4 Положения о СМП закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 5 Положения о СМП годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего положения, должен составлять не менее чем 10 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Вместе с тем Заказчиком не представлено на заседание Комиссии обоснование, подтверждения законности ограничения субъектного состава закупки.
Таким образом, Комиссия признает доводы Заявителя обоснованными.
В действиях Заказчика усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 5.5.2 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
Передать материалы дела ответственному должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2015 г. N 1-00-1883/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016