Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 9 ноября 2015 г. N 1-00-1874/77
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТЕХМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "НПЦ газотрубостроения "Салют" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по очистке кровель от мусора, грязи и листьев (реестровый
N 31502822970) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "НПЦ газотрубостроения "Салют" (далее - Положение о закупках).
05.10.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 05.10.2015 дата окончания подачи заявок - 13.10.2015, дата рассмотрения заявок - 19.10.2015.
В протоколе рассмотрения котировочных заявок от 22.10.2015 N 049 указано, что заявка Заявителя не соответствует требованиям Закупочной документации на основании непредоставления необходимых документов, входящих в состав заявки, а именно не представление справки в свободной форме о привлечении персонала для выполнения работ с гражданством Российской Федерации.
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в необоснованном отклонении заявки Заявителя так как, требуемая справка "в свободной форме" предполагает предоставление сведений в любой форме.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3.3.1. Закупочной документации заявка на участие в Закупке, которую подает участник Закупки в соответствии с Закупочной документацией, должна быть подготовлена в соответствии с положениями статьи 3.3. Закупочной документации и с указаниями, содержащимися в Разделе 2 "Информационная карта котировочной сессии", и содержать документы, подтверждающие квалификацию участника Закупки, указанные в Разделе 2 "Информационная карта котировочной сессии" (пункт 2.3.1.), в случае, если при проведении Закупки в Разделе 2 "Информационная карта котировочной сессии" Закупочной документации установлены квалификационные требования к участнику Закупки.
Пунктом 2.3.1. Раздела 2 "Информационная карта котировочной сессии" установлена необходимость предоставления следующих документов, подтверждающих квалификацию участника Закупки:
справка в свободной форме о привлечении персонала для выполнения работ только с гражданством Российской Федерации;
документ, подтверждающий наличие подразделения (специалистов, ведущего специалиста) по вопросам охраны труда, копия утвержденного Положения по охране труда.
Исходя из вышеизложенного, Заказчик в Закупочной документации установил квалификационное требование о предоставлении справки в любой форме и с указанием в ней сведений относительно привлечения персонала с гражданством Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что в составе заявки присутствовал документ "Справка о структуре ПР, квалификация персонала с подтверждением охраны труда сотрудников" от 10.10.2015 N 23-09/77.
В составе вышеуказанного документа перечислены сведения, требования о наличии которых указаны в подпункте 2 пункта 2.3.1. Раздела 2 "Информационной карты котировочной сессии". Кроме того, в составе данного документа под пунктом 7 представлен список персонала, привлекаемый для выполнения работ по предмету Закупки, с регистрацией Российский Федерации, что удовлетворяет требования подпункта 1 пункта 2.3.1. Раздела 2 "Информационной карты котировочной сессии".
Исходя из вышеизложенного, Заявителем в составе заявки были представлены все сведения, требуемые Закупочной документацией.
Кроме того Комиссия сообщает, что установление требования о привлечении персонала для выполнения работ только с гражданством Российской Федерации может привести к ограничению конкуренции по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках регламентировано, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Также пунктом 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Исходя из вышеизложенного, действующим законодательством не запрещается привлечение к выполнению работ иностранных граждан, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, при этом Заказчик не доказал обоснованность установления такого требования.
Таким образом, установление требования о привлечении персонала только с гражданством Российской Федерации может привести к ограничению круга лиц, способных участвовать в Закупке и носит дискриминационный характер.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 5 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2015 г. N 1-00-1874/77
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016