Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
(опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Коновалов М.А.- заместитель руководителя
управления;
Члены комиссии:
Бынзер О.С. - начальник отдела;
Гагарина И.В. - государственный инспектор;
Фоминых М.М. - специалист-эксперт,
в присутствии:
представителя ответчика по делу МУП "Мостовские тепловые сети" - директора Кондратьевой М.А., действующей на основании распоряжения главы Мостовского сельсовета от 5 июля 2007 года N 14-Р,
в отсутствии представителя Шастовской сельской Думы по ходатайству о рассмотрении дела без участия указанного лица, поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 23.09.09 г. за входящим N 4013,
рассмотрев дело N 86 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденного в отношении МУП "Мостовские тепловые сети" (место нахождения: 641240 Курганская обл, Варгашинский район, с.Мостовское, ул.Гоголя. д.31), выразившегося в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на отопление потребителю,
Установила:
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 26.07.2007 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", основанием для возбуждения дела N 86 явилось обнаружение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП "Мостовские тепловые сети" в части нарушения установленными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на отопление потребителю по заявлению физического лица.
19 мая 2009 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило заявление от жительницы с.Шастово Варгашинского района Курганской области Речкиной Л.В. на действия МУП "Мостовские тепловые сети" по установлению размера платы за тепловую энергию на отопление за период с 1 января 2007 года по 1 июля 2007 года.
В заявлении Речкина Л.В. сообщила, что МУП "Мостовские тепловые сети" начало осуществлять деятельность по предоставлению услуг по теплоснабжению с января 2007 года. При начислении платы за отопление МУП "Мостовские тепловые сети" применило норматив потребления тепловой энергии в 1,6 раз превышающий норматив, установленный Шастовской сельской Думой, что и повлекло значительный рост платы за тепловую энергию на отопление.
При рассмотрении заявления Речкиной Л.В. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области установлено, что в соответствии с уставом муниципального унитарного предприятия "Мостовские тепловые сети" одним из основных видов его деятельности является оказание юридическим и физическим лицам услуг по теплоснабжению. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.08.2006 г. N 767, муниципальное унитарное предприятие "Мостовские тепловые сети" осуществляет следующую деятельность: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными - код ОКВЭД 40.30.14.
МУП "Мостовские тепловые сети" занимает долю в размере 100% на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Шастово.
Из материалов, представленных МУП "Мостовские тепловые сети" в управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, установлено следующее:
1) МУП "Мостовские тепловые сети" осуществляют деятельность на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Шастово, с 1 января 2007 года, после получения МУП "Мостовские тепловые сети" в хозяйственное ведение центральной котельной села Шастово на основании решения Шастовской сельской Думы от 24.10.2006 г. N 35;
2) МУП "Мостовские тепловые сети" оказывало Речкиной Л.В. услугу по теплоснабжению в период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года;
3) за период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года начисление платы за отопление осуществлялось МУП "Мостовские тепловые сети" исходя из тарифа, установленного постановлением от 30 ноября 2006 года N 21-11 для потребителей МУП "Мостовские тепловые сети", входящих в группу "иные потребители", в размере 1649,49 руб./Гкал. и исходя из норматива потребления тепловой энергии, установленного решением Мостовской сельской Думы от 28 декабря 2006 года N 37 в размере 0,031 Гкал./м2.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение МУП "Мостовские тепловые сети" признается доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Шастово.
2. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 23.11.06 г. N 20-1 МУП "Мостовские тепловые сети" включены в "Реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним".
Тариф на тепловую энергию для потребителей МУП "Мостовские тепловые сети", действующий в период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года, установлен постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 ноября 2006 года N 21-11 и составляет для потребителей МУП "Мостовские тепловые сети", входящих в группу "иные потребители", 1649,49 руб./Гкал.
3. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее по тексту - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг "норматив потребления коммунальных услуг" - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителями в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Норматив потребления тепловой энергии, действующий в период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года, утвержден для потребителей тепловой энергии, проживающих в с.Шастово. решением Шастовской сельской Думы от 30.03.06 г. N 21 в размере 0,0199 Гкал/м2.
4. Порядок определения размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома установлен Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставлении коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действия Правил предоставления коммунальных услуг распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг, "коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживание граждан в жилых помещениях; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, МУП "Мостовские тепловые сети" является ресурсоснабжающей организацией по отношению к Речкиной Л.В.
5. В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за отопление определяется исходя из площади квартиры, норматива потребления в Гкал/м2, установленного органом местного самоуправления в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 и тарифа на тепловую энергию в руб/Гкал, установленного в соответствии с законодательством РФ.
На основании изложенных выше норм права, ежемесячная плата Речкиной Л.В. МУП "Мостовские тепловые сети" за услугу теплоснабжения должна была составлять 1477,12 руб. согласно следующему расчету:
Период |
Площадь квартиры, м2 |
Тариф, руб./Гкал |
Нормативный документ, устанавливающий тариф |
Норматив потребления, Гкал./м2 |
Нормативный документ, устанавливающий размер норматива |
Порядок расчета в соответствии с Постановлением N 307 |
Сумма ежемесячной платы, руб. |
1 января 2007 года по 30 июня 2007 года |
45 |
1649,49 |
Постановление Департамента гос.регулирования цен и тарифов от 30.11.2006 N 21-11 |
0,0199 |
Решение Шастовской сельской Думы от 30.03.06 г. N 21 |
45*1649,49*0,0199 |
1477,12 |
Ниже представлен расчет суммы платы за отопление, подлежащей к оплате Речкиной Л.В. за период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года, в сравнении с суммами, предъявляемыми к оплате МУП "Мостовские тепловые сети".
Расчетный период |
Сумма ежемесячной платы за отопление, рассчитанная в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ N 307, руб. |
Сумма, начисленная МУП "Мостовские тепловые сети", руб. |
Январь 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Февраль 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Март 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Апрель 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Май 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Июнь 2007 года |
1477,12 |
2300,85 |
Итого: |
8862,72 |
13805,1 |
Таким образом, сумма, предъявленная МУП "Мостовские тепловые сети" Речкиной Л.В. за период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года превысила сумму, рассчитанную в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами, на 4942,38 руб.
МУП "Мостовские тепловые сети" при начислении жителям с.Шастово платы за услугу по теплоснабжению неправомерно применило норматив потребления тепловой энергии, установленный решением Мостовской сельской Думы от 28 декабря 2006 года N 37 в размере 0,031 Гкал./м2, так как должен был применяться норматив, установленный решением Шастовской сельской Думы от 30.03.06 г. N 21.
Изложенное выше свидетельствует о том, что МУП "Мостовские тепловые сети" нарушен порядок определения размера платы за услугу по теплоснабжению, предоставленную Речкиной Л.В., установленный статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", что является нарушением порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами.
6. Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться нарушение установленными правовыми актами порядка ценообразования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия единогласно решила:
1. Признать положение МУП "Мостовские тепловые сети" доминирующим на рынке услуг теплоснабжения в границах территории, охваченной присоединенной сетью предприятия в с.Шастово.
2. Признать в действиях МУП "Мостовские тепловые сети" нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при установлении платы за услугу по теплоснабжению, предоставленную Речкиной Л.В.
3. Выдать предписание МУП "Мостовские тепловые сети" о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем произведения перерасчета платы за отопление Речкиной Л.В. за период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года в порядке, установленном подпунктом а) пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, а именно - применив норматив потребления тепловой энергии, установленный решением Шастовской сельской Думы от 30.03.06 г. N 21
4. Передать материалы дела N 86 должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии - Коновалов М.А.- заместитель руководителя
управления;
Члены комиссии:
Бынзер О.С. - начальник отдела;
Гагарина И.В. - государственный инспектор;
Фоминых М.М. - специалист-эксперт,
в присутствии:
представителя ответчика по делу МУП "Мостовские тепловые сети" - директора Кондратьевой М.А., действующей на основании распоряжения главы Мостовского сельсовета от 5 июля 2007 года N 14-Р,
рассмотрев дело N 86 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденного в отношении МУП "Мостовские тепловые сети" (место нахождения: 641240 Курганская обл, Варгашинский район, с.Мостовское, ул.Гоголя. д.31), выразившегося в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за тепловую энергию на отопление потребителю,
в отсутствии представителя Шастовской сельской Думы по ходатайству о рассмотрении дела без участия указанного лица, поступившего в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 23.09.09 г. за входящим N 4013, предписывает:
1. МУП "Мостовские тепловые сети" прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем произведения перерасчета суммы задолженности Речкиной Л.В. за услугу по теплоснабжению, предоставленную за период с 1 января 2007 года по 30 июня 2007 года, в порядке, установленном подпунктом "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставлении коммунальных услуг гражданам", а именно - применив норматив потребления тепловой энергии, установленный решением Шастовской сельской Думы от 30.03.06 г. N 21.
2. МУП "Мостовские тепловые сети" в срок до 23 октября 2009 года сообщить о выполнении настоящего предписания в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (опубликовано 28 сентября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016