Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 02/29199 (опубликовано 16 ноября 2015 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от CПбГЭТУ "ЛЭТИ" (далее - Организатор торгов); в отсутствии представителей от ООО "ФРАНСТИЛЬ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" вх.N23383 от 30.10.2015 на действия Организатора торгов - СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации открытого конкурса на выполнение комплекса ремонтно-строительных и монтажных работ в жилом блоке на 210 мест и работ по ремонту фасадов здания общежития СПбГЭТУ "ЛЭТИ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Муринский пр., д. 1 (02-15/02) (извещение N 31502877805), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
21 октября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31502877805 о проведении открытого конкурса на выполнение комплекса ремонтно-строительных и монтажных работ в жилом блоке на 210 мест и работ по ремонту фасадов здания общежития СПбГЭТУ "ЛЭТИ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Муринский пр., д. 1 (далее - Закупка), включая документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг СПбГЭТУ "ЛЭТИ", утвержденным наблюдательным советом Протоколом N 1 от 04.06.2015 г. (далее - Положение о закупке), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках под номером 1130023857, Документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
140 000 167,10 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
21.10.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
11.11.2015 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
16.11.2015 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5, корпус 3 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2 этаж, помещение N 3212 |
На момент рассмотрения жалобы договор по результатам Закупки не заключен.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях установленных Документацией.
Доводы жалобы:
Заявитель полагает, что Организатор торгов неверно установил срок на подачу заявок на участие в Закупке.
Заявитель считает, что дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, установленные в п.3.2.3.1. Документации, установлены Организатором торгов в нарушение норм Закона N 223-ФЗ.
Заявитель считает, что Закупка должна проводиться Организатором торгов в соответствии с Законом N44-ФЗ.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх.N02/Т-1260 от 05.11.2015 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх.N02/Т-1260 от 05.11.2015 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
3. Проанализировав Документацию, доводы Заявителя, изложенные в жалобе, и позицию Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
СПбГЭТУ "ЛЭТИ" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По первому доводу жалобы, относительно срока окончания подачи заявок на участие в Закупке:
Извещение N31502877805 было опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 21 октября 2015 года.
Дата и время окончания подачи заявок, установленные в Документации - 11.11.2015 в 10:00 (МСК).
В ч.2 ст.3 Закона N 223-ФЗ установлено, что извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, Организатор торгов установил дату окончания подачи заявок на участие в Закупке в полном соответствии с ч.2 ст.3 Закона N 223-ФЗ.
Комиссия СПб УФАС России, не установила нарушений в действиях Организатора торгов по первому доводу жалобы.
По второму доводу жалобы, относительно дополнительных квалификационных требований:
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как следует из пп.пп. 1, 2 п. 3.2.3.1 Документации при осуществлении закупки Заказчик в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Положения о закупке устанавливает следующие дополнительные квалификационные требования к участникам закупки, которые распространяются в равной степени на всех участников закупки:
1) наличие успешного опыта выполнения работ по капитальному ремонту жилых зданий в 2012- 2014 г.г., который определяется наличием у участника закупки не менее 5 (пяти) заключенных в 2012-2014 г.г. и исполненных до 01 января 2015 года без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ капитальному ремонту жилых зданий, каждый с ценой равной или более 10% начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящей закупки, указанной в пункте 3.1.1.3. конкурсной документации.
2) размер уставного капитала участника закупки должен составлять не менее 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей по состоянию на момент размещения извещения о проведении настоящего открытого конкурса на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Представитель Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России не смог пояснить, в связи с чем в Закупочной документации установлено требование о наличии именно как минимум пяти договоров, заключенных строго в 2012-2014 гг. и исполненных до 01 января 2015 г.,, на каком основании Организатором торгов в подтверждение опыта потенциальных участников Закупки не принимаются договора на сумму менее 10% от начальной (максимальной) цены Закупки, а также, какими критериями руководствовался Организатор торгов при определении минимального размера уставного капитала участника Закупки с учетом использования в качестве временной характеристики соответствия указанному требованию "момент размещения извещения".
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что потенциальный участник Закупки, имеющий многолетний опыт выполнения работ согласно предмету Закупки, но не соответствующий требованиям Документации по формальному признаку, т. е. имеющий опыт выполнения работ, выраженный в договорах, каждый из которых заключен на меньшую сумму, чем 10% от начальной (максимальной) цены Закупки, или заключенных и исполненных до 2012 г. или после 01 января 2015 г. при наличии соответствующей квалификации необоснованно ограничен в своем праве принять участие в Закупке, в том числе и не обладающий непосредственно в "момент размещения извещения" уставным капиталом в размере не менее 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей.
Кроме этого, предметом Закупки, согласно указанному в извещении о Закупке, является выполнение комплекса ремонтно-строительных и монтажных работ, при этом пп.1 п.3.2.3.1 Документации Организатором торгов предусмотрено подтверждение наличия у участника Закупки опыта по капитальному ремонту жилых зданий, что не соответствует предмету Закупки.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в пп.пп. 1, 2 п. 3.2.3.1 Документации обязательных требований к участникам Закупки о наличии успешного опыта выполнения работ по капитальному ремонту жилых зданий в 2012-2014 г.г., который определяется наличием у участника закупки не менее 5 (пяти) заключенных в 2012-2014 г.г. и исполненных до 01 января 2015 года без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ капитальному ремонту жилых зданий, каждый с ценой, равной или более 10% начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящей закупки, и о размере уставного капитала участника закупки нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Указанные действия ограничивают доступ к участию в закупке хозяйствующих субъектов - участников рынка строительных работ, ограничивают конкуренцию при проведении открытого конкурса, что запрещено частями 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ.
По третий довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в заседание Комиссии.
4. Рассмотрев жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" вх.N23383 от 30.10.2015 на действия Организатора торгов - СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации открытого конкурса на выполнение комплекса ремонтно-строительных и монтажных работ в жилом блоке на 210 мест и работ по ремонту фасадов здания общежития СПбГЭТУ "ЛЭТИ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Муринский пр., д. 1 (02-15/02) (извещение N 31502877805), сопоставив доводы жалобы с пояснениями представителя Организатора торгов, с документами, представленными в заседание Комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила в действиях Организатора торгов - СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации Закупки нарушение п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в пп.пп. 1, 2 п. 3.2.3.1 Документации обязательных требований к участникам Закупки о наличии успешного опыта выполнения работ по капитальному ремонту жилых зданий в 2012-2014 г.г., который определяется наличием у участника закупки не менее 5 (пяти) заключенных в 2012-2014 г.г. и исполненных до 01 января 2015 года без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ капитальному ремонту жилых зданий, каждый с ценой, равной или более 10% начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящей закупки, и о размере уставного капитала участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" вх.N23383 от 30.10.2015 на действия Организатора торгов - СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации открытого конкурса на выполнение комплекса ремонтно-строительных и монтажных работ в жилом блоке на 210 мест и работ по ремонту фасадов здания общежития СПбГЭТУ "ЛЭТИ", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 1-й Муринский пр., д. 1 (02-15/02) (извещение N 31502877805), обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов при организации Закупки нарушение п. 2. ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления в пп.пп. 1, 2 п. 3.2.3.1 Документации обязательных требований к участникам Закупки о наличии успешного опыта выполнения работ по капитальному ремонту жилых зданий в 2012-2014 г.г., который определяется наличием у участника закупки не менее 5 (пяти) заключенных в 2012-2014 г.г. и исполненных до 01 января 2015 года без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ капитальному ремонту жилых зданий, каждый с ценой, равной или более 10% начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящей закупки, и о размере уставного капитала участника закупки.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 02/29199 (опубликовано 16 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016