Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 14 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в следующем составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий; |
- Юхова Н.Г. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля естественных монополий, |
с участием:
- Чернышова А.П. |
- |
директора ОАО "Вермани"; |
- Давыдовой Л.Ф. |
- |
председателя правления товарищества собственников жилья N425 (протокол заседания правления N1 от 15.11.2008), |
рассмотрев дело N686-ФАС52-ТР-10-03/08-09 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Вермани" (603950, г. Н. Новгород, проспект Гагарина, д. 34, ИНН 5262010164) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Нижегородское УФАС России, Управление) поступило заявление администрации Советского района города Нижнего Новгорода о наличии в действиях открытого акционерного общества "Вермани" (далее - ОАО "Вермани", Ответчик) признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения заявления в действиях ОАО "Вермани", выразившихся в прекращении подачи тепла и горячего водоснабжения на жилые дома, расположенные по адресам: г. Н. Новгород, проезд Светлогорский, дом 4 и переулок Светлогорский, дом 1 Б (далее - жилые дома), - Нижегородским УФАС России обнаружены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения заявления Нижегородским УФАС России принято решение о возбуждении в отношении ОАО "Вермани" дела о нарушении антимонопольного законодательства, о чем на основании части 4 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" Управлением издан приказ от 21.08.2009 N 327.
В порядке статьи 42 Федерального закона "О защите конкуренции" к участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица Товарищество собственников жилья N425 (далее - ТСЖ N 425).
На заседание комиссии представитель администрации Советского района города Нижнего Новгорода не явился, в Управление поступило ходатайство администрации об отзыве ранее направленного заявления (исх. от 07.10.2009 N 35-01-471/13).
На заседании комиссии представитель ТСЖ N 425 пояснил, что действия Ответчика, выразившиеся в прекращении подачи тепла и горячего водоснабжения на жилые дома, ущемляют интересы товарищества.
Представитель ОАО "Вермани" факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменном объяснении от 14.09.2009 года.
Комиссия, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства N686-ФАС52-ТР-10-03/08-09, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
ОАО "Вермани" имеет в собственности трансформаторную подстанцию и котельную, посредством указанных объектов осуществляло поставку электрической, тепловой энергии, горячее водоснабжение на жилые дома.
01.12.2006 года между ОАО "Вермани" и ЖСК N425 (правопреемником которого является - ТСЖ N425) заключен договор поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения, в соответствии с пунктом 1.1. которого поставщик (ОАО "Вермани") поставляет потребителю (ЖСК N425) через присоединенную сеть тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения, а потребитель принимает и оплачивает тепловую энергию.
Пунктом 2.1. данного договора установлено, что ОАО "Вермани" имеет право прекратить поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения после предупреждения ЖСК N425 в следующих случаях: при неоплате тепловой энергии в установленные этим договором сроки, при проведении ремонтных работ, связанных с нарушением систем теплоснабжения. Пунктом 2.1. указанного договора также определено, что договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и ежегодно считается продленным, если за месяц до окончания срока его действия не последует заявление ни одной из сторон об отказе от настоящего договора.
На основании вышепоименованного договора в адрес ТСЖ N425 ОАО "Вермани" с 31.01.2009 по 30.04.2009 выставлялись счета-фактуры на оплату тепловой энергии, горячего водоснабжения. В свою очередь ТСЖ N425 производило оплату данных счетов, задолженности по оплате не было.
04.05.2009 года ОАО "Вермани" остановило работу котельной, что привело к прекращению поставки тепловой энергии, а также горячего водоснабжения жилых домов.
Оценивая приведенные фактические обстоятельства, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Статья 4 Федерального закона от 14.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет услуги по передаче тепловой энергии как деятельность, осуществляемую в условиях естественной монополии.
ОАО "Вермани" осуществляло поставку тепловой энергии и ее транспортировку.
Юридическое лицо, занятое производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии (статья 3 Федерального закона "О естественных монополиях").
В силу прямого указания закона положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции").
Как следствие, действия ОАО "Вермани" могут быть предметом рассмотрения и оценки антимонопольного органа.
2) В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании частей 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии, также в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента при этом.
В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (используемых ими) топливно-энергетических ресурсов" установлено, что ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов возможно только в случае неуплаты задолженности по истечении второго периода платежа.
Задолженности по платежам в период, предшествующий прекращению подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения со стороны потребителей ОАО "Вермани" не было.
Введение в отношении ОАО "Вермани" процедуры банкротства - наблюдения само по себе не является основанием для прекращения поставки тепловой энергии на жилые дома. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Таким образом, ответчик прекратил поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения на жилые дома без каких-либо законных оснований. Указанные действия ОАО "Вермани" противоречат части 1 статьи 539, частям 2, 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (используемых ими) топливно-энергетических ресурсов" и части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Проанализировав правовые и фактические обстоятельства дела, комиссия приходит к выводу, что вышеуказанными действиями ОАО "Вермани" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Как следует из письма администрации Советского района города Нижнего Новгорода (исх. от 07.10.2009 N35-01-471/13), схема теплоснабжения жилых домов была изменена (осуществлено новое
технологическое присоединение к тепловым сетям иной теплоснабжающей организации - ОАО "Теплоэнерго").
С учетом изложенного, теплоснабжение указанных домов будет осуществляться от другого источника питания. Данное обстоятельство исключает необходимость выдачи предписания ОАО "Вермани" о прекращении выявленного нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
Признать ОАО "Вермани" (603950, г. Н. Новгород, проспект Гагарина, д. 34, ИНН 5262010164) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем прекращения поставки тепла и горячего водоснабжения на жилые дома, расположенные по адресу г. Н. Новгород, проезд Светлогорский, дом 4 и переулок Светлогорский, дом 1 Б.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены комиссии: Р.Ю. Довгаль
Н.Г. Юхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 14 октября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016