Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 02/29342 (опубликовано 16 ноября 2015 г.)
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей от CПбГЭТУ "ЛЭТИ" (далее - Организатор торгов); в отсутствии представителей от ООО "ФРАНСТИЛЬ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" (вх. N23384 от 30.10.2015) на действия Организатора торгов СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту помещений NN1- 47 - бокс 26-С, N1 - бокс 27-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 28-С, LXVI, LXV, расположенных на 9 этаже, помещений NN1- 47 - бокс 29-С, N1 - бокс 30-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 31-С, L,LXIX, расположенных на 10 этаже, помещения N 51- бокс 25-С, расположенного на 8 этаже, помещения N 46 - бокс 41-С, расположенного на 14 этаже в общежитии N7 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей д. 10, литер "А" (01-15/02) (извещение N 31502845433), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
12 октября 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 31502845433 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту помещений NN1- 47 - бокс 26-С, N1 - бокс 27-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 28-С, LXVI, LXV, расположенных на 9 этаже, помещений NN1- 47 - бокс 29-С, N1 - бокс 30-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 31-С, L,LXIX, расположенных на 10 этаже, помещения N 51- бокс 25-С, расположенного на 8 этаже, помещения N 46 - бокс 41-С, расположенного на 14 этаже в общежитии N7 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей д. 10, литер "А" (01-15/02) (далее - Закупка), включая Документацию о закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг СПбГЭТУ "ЛЭТИ", утвержденным наблюдательным советом Протоколом N 1 от 04.06.2015 г. (далее - Положение о закупке), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
18 284 082,59 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
12.10.2015 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
02.11.2015 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
09.11.2015 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения заявок |
Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5, корпус 3 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2 этаж, помещение N 3212 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в требованиях установленных Документацией.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
СПбГЭТУ "ЛЭТИ" относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 02/Т-1261 от 05.11.2015 представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. N 02/Т-1261 от 05.11.2015 представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п. 3.2.1 Документации при осуществлении закупки Организатор торгов устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение ра-бот, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
2) не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) не приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ);
7) отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.
Вместе с тем, из п. 2 ст. 23 Положения следует, что к участникам закупки Организатор торгов вправе предъявить иные дополнительные квалификационные требования в зависимости от предмета закупки, а именно - положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
Представители Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России пояснили, что дополнительные квалификационные требования являются основанием допуска/не допуска к участию в процедуре закупки.
В соответствии с ст. 3.2.3 Документации к участникам закупки предъявляются дополнительные квалификационные требования:
"Наличие успешного опыта выполнения работ по текущему и/или капитальному ремонту помещений зданий в 2012-2015 гг., который определяется наличием у участника закупки не менее 5 (пяти) заключенных в 2012-2015 гг. и исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов и/или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ по текущему и/или капитальному ремонту помещений зданий, каждый с ценой равной или более 10% начальной (максимальной) цены договора на выполнение работ, являющихся предметом настоящей закупки, указанной в пункте 3.1.1.3. конкурсной документации".
Как следует из п. 3.2.3.2 Документации участники закупки должны представить в Таблице N 2 "Сведения о государственных (муниципальных) контрактах и/или гражданско-правовых договорах, подтверждающих наличие у участника успешного опыта выполнения работ по текущему и/или капитальному ремонту помещений зданий" (Приложение N 3 к заявке на участие в конкурсе).
Согласно Приложению N 3 к заявке на участие в конкурсе участник представляет "Сведения о государственных (муниципальных) контрактах и/или гражданско-правовых договорах, подтверждающих наличие у участника успешного опыта выполнения работ по текущему и/или капитальному ремонту помещений высших учебных заведений в 2012-2015 гг.".
Следовательно, в Документации установлено, что участник размещения заказа подтверждает опыт работы исключительно в качестве выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитально строительства, при этом объект капитального строительства должен быть определенного функционального назначения - высшее учебное заведение.
В заседание Комиссии СПб УФАС России Представители Организатора торгов пояснили, что установление данного обязательного квалификационного требования обусловлено желанием Организатора торгов получить более качественную услугу и минимизировать вероятность возможного ненадлежащего исполнения договора по причине отсутствия опыта работы с высшими учебными заведениями.
Вместе с тем, как следует из п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Установленные в Документации требования к участникам закупки по опыту строительных работ только на объектах высших учебных заведений препятствуют участникам рынка строительных работ принять участие в процедуре закупки, поскольку опыт строительства данных объектов может быть небольшой (менее 20% начальной (максимальной) цены контракта), а опыт строительства иных объектов капитального строительства (учреждений здравоохранения, культуры, жилых зданий и пр.) заказчиком не учитывается. Данные требования могут создать преимущества при участии в процедуре закупки тем хозяйствующим субъектам, которые уже выполняли строительство образовательных объектов в рамах государственного заказа.
Указанные действия ограничивают доступ к участию в закупке хозяйствующих субъектов - участников рынка строительных работ, ограничивают конкуренцию при проведении открытого конкурса, что запрещено частями 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ.
В соответствии с пп. 1 п. 22 Раздела IV Положения к участникам закупки предъявляется обязательное требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30 декабря 2009 г. установлен Перечень строительных видов работ, для которых обязательно наличие свидетельства СРО.
Предметом закупки N 31502845433 является "капитальный ремонт помещений", данный вид работ входит в Перечень строительных видов работ, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30 декабря 2009 г.
Комиссия СПб УФАС усматривает нарушения в действиях Организатора торгов:
- ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о закупках N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении пп. 1 п. 22 Раздела IV Положения путем отсутствия требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО;
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления обязательного дополнительного квалификационного требования о наличии у Исполнителя опыта работы с высшими учебными заведениями в сфере капитального строительства.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ФРАНСТИЛЬ" (вх. N23384 от 30.10.2015) на действия Организатора торгов СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту помещений NN1- 47 - бокс 26-С, N1 - бокс 27-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 28-С, LXVI, LXV, расположенных на 9 этаже, помещений NN1- 47 - бокс 29-С, N1 - бокс 30-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 31-С, L,LXIX, расположенных на 10 этаже, помещения N 51- бокс 25-С, расположенного на 8 этаже, помещения N 46 - бокс 41-С, расположенного на 14 этаже в общежитии N7 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей д. 10, литер "А" (01-15/02) (извещение N 31502845433), обоснованной.
Признать в действиях Организатора торгов нарушения:
- ч. 1 и 2 ст. 2 Закона о закупках N 223-ФЗ, выразившиеся в нарушении пп. 1 п. 22 Раздела IV Положения путем отсутствия требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО;
- п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем установления обязательного дополнительного квалификационного требования о наличии у Исполнителя опыта работы с высшими учебными заведениями в сфере капитального строительства.
Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 11.11.2015 по жалобе N Т02-557/15 Организатора торгов СПбГЭТУ "ЛЭТИ" при организации и проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту помещений NN1- 47 - бокс 26-С, N1 - бокс 27-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 28-С, LXVI, LXV, расположенных на 9 этаже, помещений NN1- 47 - бокс 29-С, N1 - бокс 30-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 31-С, L,LXIX, расположенных на 10 этаже, помещения N 51- бокс 25-С, расположенного на 8 этаже, помещения N 46 - бокс 41-С, расположенного на 14 этаже в общежитии N7 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей д. 10, литер "А" (01-15/02) (извещение N 31502845433), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает
1. Организатору торгов СПбГЭТУ "ЛЭТИ" совершить действия, направленные на устранение нарушения процедуры торгов путем аннулирования процедуры путем отмены юридически значимых документов в ходе проведения открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту помещений NN1- 47 - бокс 26-С, N1 - бокс 27-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 28-С, LXVI, LXV, расположенных на 9 этаже, помещений NN1- 47 - бокс 29-С, N1 - бокс 30-С, NN 1-19, 24-51 - бокс 31-С, L,LXIX, расположенных на 10 этаже, помещения N 51- бокс 25-С, расположенного на 8 этаже, помещения N 46 - бокс 41-С, расположенного на 14 этаже в общежитии N7 СПбГЭТУ "ЛЭТИ", по адресу: Санкт-Петербург, пр. Испытателей д. 10, литер "А" (01-15/02) (извещение N 31502845433).
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 1 декабря 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 02/29342 (опубликовано 16 ноября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016