Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 13 ноября 2015 г.
Заместитель руководителя управления ФАС по Алтайскому краю Л.И.Смирнова (656059, г.Барнаул, ул. Пролетарская 65), рассмотрев протокол и материалы дела N 190-АД (АМ)10-15 по признакам административного правонарушения, возбужденного в отношении ПАО "МРСК "Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, местонахождение ПАО "МРСК Сибири": 660021, г.Красноярск, ул.Бограда, 144-А) надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя юридического лица П<_> по доверенности от 31.10.2014г.N00/131/22/127. установила:
ПАО "МРСК Сибири" допущено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации, что выразилось в следующем.
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление С<_> (вх. N 1234 от 09.02.2015 г.) по вопросу, связанному с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: г.Барнаул, ул.Каспийская, 32, к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" (ныне - ПАО "МРСК Сибири"), в связи с чем, в отношении ОАО "МРСК Сибири" управлением ФАС по Алтайскому краю возбуждено дело N 5-ФАС22-АМ/03-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
Из документов и материалов, представленных сторонами по рассматриваемому делу N 5-ФАС22-АМ/03-15, управлением ФАС по Алтайскому краю установлено, что между С<_> и ОАО "МСРК Сибири" 17.04.2012 г. заключен договор N 20.22.1099.12. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановок строительной площадки жилого дома по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул.
В соответствии с пунктом 5 данного договора, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет один год со дня заключения договора.
Поскольку, в границах земельного участка С<_> отсутствуют электрические сети классом напряжения 0,4кВ, принадлежащие ОАО "МРСК Сибири", технологическое присоединение энергопринимающих устройств С<_> к электрическим сетям сетевой организации было осуществлено ОАО "МРСК Сибири" в 2013 году опосредованно через сети 0,4кВ НП "Сибирская долина". Т.е. ОАО "МРСК Сибири" урегулировало отношение с третьим лицом - НП "Сибирская долина" по технологическому присоединению.
В ходе исполнения вышеуказанного договора, а именно: при подписании акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности сторон от 16.03.2013 г. у С<_> возникли разногласия в связи с включением в акт обязанности С<_> по содержанию электрических сетей за пределами границ участка, расположенного по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул.
При рассмотрении антимонопольным органом обращения С<_> поступившего в адрес управления ФАС по Алтайскому краю 28.01.2014 г. (вх. N 582), ОАО "МРСК Сибири" был подготовлен новый акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 28.03.2014 г., на основании которого на балансе С<_> находится кабель, проходящий по земельному участку потребителя по ул.Каспийская, 32, от границ земельного участка до электроустановки потребителя, и электроустановки потребителя, что соответствует требованиям пункта 16.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила технологического присоединения).
Вместе с тем, согласно информации филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго", поступившей в антимонопольный орган 03.03.2015 г. за вх. N 2242, в адрес филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" 22.05.2014 г. поступило уведомление от Г<_> - директора НП "Сибирская Долина" о прекращении согласования опосредованного присоединения энергопринимающих устройств С<_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, и об аннулировании актов разграничения балансовой принадлежности от 16.08.2013 г. и от 28.03.2014 г.
Основанием направления данного уведомления послужили следующие обстоятельства.
04.06.2013 г. решением Октябрьского районного суда г.Барнаула по делу N 2-1771/2013 исковое заявление С<_> к ОАО "МРСК Сибири" о понуждении к исполнению обязательств в натуре по договору от 17.04.2012 N 20.22.1099.12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям удовлетворено в полном объеме, встречные требования ОАО "МРСК Сибири" о расторжении договора технологического присоединения - оставлены без удовлетворения.
Во исполнение вышеуказанного решения ОАО "МРСК Сибири" 21.05.2014 г. были возведены опоры линии электропередачи.
Г<_> обратился с исковым заявлением к ОАО "МРСК Сибири" о сносе самовольных построек - линий электропередач на земельном участке по адресу: <_> п.Бельмесево (<_>- дорога, проходящая вдоль дома по <_>).
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 18.06.2014 г. по делу N 2-2389/14 требования Г<_> о сносе незаконных построек удовлетворены в полном объеме. ОАО "МРСК Сибири" опоры линий электропередач демонтированы.
Также, ОАО "МРСК Сибири" выходило с исковым заявлением к Г<_> (НП "Сибирская Долина") об установлении сервитута в интересах С<_> в отношении земельных участков с целью исполнения обязательств по договору от 17.04.2012 N 20.22.1099.12.
В соответствии с определением Центрального районного суда г.Барнаула от 23.04.2014 по делу N 2-2896/14 исковое заявление ОАО "МРСК Сибири" оставлено без рассмотрения.
Таким образом, на момент рассмотрения дела N 5-ФАС22-АМ/03-15 (02.04.2015 г.) отсутствует надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств С<_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12.
Присутствующие в ходе рассмотрения Комиссией управления ФАС по Алтайскому краю дела N 5-ФАС22-АМ/03-15 представители ОАО "МРСК Сибири" признали факт отсутствия в настоящий момент надлежащего технологическое присоединение энергопринимающих устройств <_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12 и пояснили, что в виду отсутствия технической возможности строительства новых линий электропередач, проходящих рядом с земельным участком С<_> 18.02.2015 г. заявителю было направлено на рассмотрение дополнительное соглашение к договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12. Согласно указанному соглашению ОАО "МРСК Сибири" вносит изменения в технические условия и берет на себя обязательства по урегулированию отношений по присоединению энергопринимающих устройств С<_> с третьими лицами. В свою очередь, С<_> направил в адрес сетевой организации протокол разногласий на дополнительное соглашение, согласно которому заявитель предлагает ОАО "МРСК Сибири" осуществить технологическое присоединение в 15-дневный срок, что не может быть исполнено сетевой организацией в силу объективных причин. Поэтому с целью осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С<_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12, ОАО "МРСК Сибири" 26.03.2015 г. обратилось в Центральный районный суд г.Барнаула с исковым заявлением к Г<_> об обязании Г<_> не чинить препятствия и согласовать работы перонала общества по фактическому присоединению электроустановок строящегося жилого дома С<_> по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул к электричсеким сетям общества, а также о возложении на НП "Сибирская долина" обязанности по согласованию акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон. Кроме того, также 26.03.2015 г. ОАО "МРСК Сибири" в Павловский районный суд Алтайского края направило исковое заявление к С<_> об обязании С<_> подписать дополнительное соглашение к договору на технологическое присоединение от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12, заключенному между сторонами, в редакции ОАО "МРСК Сибири".
С<_> присутствующий при рассмотрении дела N 5-ФАС22-АМ/03-15, выразил согласие на опосредованное присоединение его энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12, через объекты электросетевого хозяйства НП "Сибирская долина".
Рассмотрев материалы дела, выслушав участвующих в деле N 5-ФАС22-АМ/03-15 лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующему.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям регламентирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
С<_> является заявителем, указанным в пункте 14 Правил технологического присоединения, поэтому ОАО "МРСК Сибири" обязано выполнить в отношении энергопринимающих устройств мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом ФСТ России от 28.05.2008 N 179-э ОАО "МРСК Сибири" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (регистрационный номер 24.1.58 раздела I Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическим комплексе).
На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Следовательно, на ОАО "МРСК Сибири" распространяются запреты, установленные в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, действия ПАО "МРСК Сибири" (ранее - ОАО "МРСК Сибири"), выразившиеся в невыполнении по состоянию на 02.04.2015 г. мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С<_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к электрическим сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12, заключенному между сторонами, противоречат пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, ущемляют интересы С<_> и нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от 15.04.2015 N 5-ФАС22-АМ/03-15.
В соответствии со ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, ПАО "МРСК Сибири" (ранее - ОАО "МРСК Сибири") нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. "совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения ПАО "МРСК Сибири" подтверждается протоколом по делу N190-АД (АМ)10-15 об административном правонарушении от 02.10.2015, а также другими материалами дела.
Срок давности привлечения ПАО "МРСК Сибири" к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств нет.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
1. Признать юридическое лицо - ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, местонахождение ПАО "МРСК Сибири": 660021, г.Красноярск, ул.Бограда, 144-А) виновным в выразившегося невыполнении по состоянию на 02.04.2015 мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств С<_> расположенных по адресу: <_> п.Бельмесево, г.Барнаул, к электрическим сетям сетевой организации - ОАО "МРСК Сибири" по договору от 17.04.2012 г. N 20.22.1099.12, заключенному между сторонами, статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Применить к юридическому лицу ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" меру ответственности в виде административного штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 г. N45-ФЗ), в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Расчет суммы наложенного штрафа.
Санкция части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Из примечания к статье 14.31 КоАП РФ следует, что для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма выручки ПАО "МРСК Сибири" от оказания услуг по передаче электрической энергии группе потребителей "население" в зоне обслуживания Черницкого УЭС Пригородное РЭС в Алтайскому крае, в период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., сформированной с учетом статей 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 13 140 тыс. рублей (Тринадцать миллионов сто сорок тысяч) рублей.
Совокупный размер суммы выручки ПАО "МРСК Сибири" от реализации всех товаров (работ, услуг) в рассматриваемых географических границах в 2014 г.- 13 169 (Тринадцать миллионов сто шестьдесят девять тысяч) рублей.
Информация о выручке ПАО "МРСК Сибири" за указанный период предоставлена Обществом (исх.N1.1/09.2.1/10066 от 10/09/2015 г.).
Сумма выручки ПАО "МРСК Сибири" от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки ПАО "МРСК Сибири" от реализации всех товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Таким образом, расчет суммы наложенного на ПАО "МРСК Сибири" штрафа следующий:
13 140 000 * 0,003 = 39420 (Тридцать девять тысяч четыреста двадцать) рублей, где
13 140 000 рублей - сумма выручки ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии группе потребителей "население" в Алтайскому крае (в зоне обслуживания Черницкого УЭС Пригородное РЭС), сформированной с учетом статей 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.,
0,003 коэффициент кратности штрафа к сумме выручки ПАО "МРСК Сибири" по передаче электрической энергии группе потребителей "население" в Алтайском крае (в зоне обслуживания Черницкого УЭС Пригородное РЭС), сформированной с учетом статей 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.
Поскольку рассчитанная с учетом выручки ПАО "МРСК Сибири" сумма административного штрафа составляет 39420 (Тридцать девять тысяч четыреста двадцать) рублей, принимаю решение о применении к ПАО "МРСК Сибири" административного штрафа в размере минимальной санкции, предусмотренной часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 100 000 (Сто тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
Р/с N 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г. Барнаул
БИК банка получателя: 040173001
Реквизиты получателя:
ИНН: 2221022528, КПП: 222401001 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (Алтайское краевое УФАС России)
ОКТМО: 01701000
Код дохода: 16111602010016000140
Основание платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя управления Л.И.Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 ноября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016