Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(опубликовано 2 ноября 2009 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2009 г.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 88/2009 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Н.Я. Гассий - председатель комиссии, заместитель руководителя Краснодарского УФАС России, Н.Ф. Шаварина - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра, О.А. Мурадян - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра; Е.А. Щеглова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра (далее - Комиссия),
в присутствии:
представителей департамента социальной защиты населения Краснодарского края - <_> (доверенность от 13.08.2009 N 03.2), <_> (доверенность от 13.08.2009 N 02);
представителей ООО КБ "Кубань Кредит" - <_> (доверенность от 17.08.2009 N 01-01-01-11/185), <_> (доверенность от 17.08.2009 N 01-01-01-11/186);
представителей Управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края - <_> (доверенность от 18.08.2009 N 10), <_> (доверенность от 18.08.2009 N 11),
рассмотрев дело N 88/2009, возбужденное по признакам нарушения департаментом социальной защиты населения Краснодарского края (_) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступило заявление ООО КБ "Кубань Кредит" (также - Заявитель) от 26.05.2009 N 02-01-01-12/9889 (далее - Заявление) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны отраслевой комиссии Управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края при проведении аукциона от 09.04.2009 по лоту N 8196 "Предоставление банковских услуг для нужд департамента социальной защиты населения Краснодарского края".
Как следует из Заявления и представленных материалов, победителем в аукционе было признано ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" (_) (протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 33А от 02.04.2009). Решение основывается на том, что ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" соответствует всем требованиям и условиям аукционной документации и признано единственным участником аукциона.
Государственный контракт N 1/42 на представление банковских услуг заключен департаментом социальной защиты населения Краснодарского края и ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" 13.04.2009 со сроком действия до 31.12.2009.
Согласно информации Управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края от 24.06.2009 N 45-3791/09-03-08, от 10.07.2009 N 45-4403/09-03-08 государственным заказчиком по лоту N 8196 явился департамент социальной защиты населения Краснодарского края (далее - Заказчик), заявку на организацию и проведение открытых торгов от 16.02.2009 N 7/1-09 на предоставление департаменту социальной защиты населения Краснодарского края банковских услуг в 2009 году (лот N 8196) подписал заместитель руководителя департамента социальной защиты населения Краснодарского края М.М. Бег.
В соответствии с постановлением Главы администрации Краснодарского края от 30.12.2005 N 1290 "О создании управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края" с 01.01.2006 создано и уполномочено осуществлять функции по размещению государственного заказа Краснодарского края - Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края.
Уполномоченным органом Управлением по закупкам для государственных нужд Краснодарского края по заявке департамента социальной защиты населения Краснодарского края проведен аукцион по лоту N 8196: предоставление банковских услуг для нужд департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Согласно пункту 3 технического задания по лоту N 8196 на предоставление банковских операций по зачислению заработной платы сотрудникам с использованием пластиковых карт, необходимым условием для участия в данном аукционе является обязательное наличие у претендента на участие в аукционе банкомата по адресу Заказчика - г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 58.
Письмом от 03.04.2009 N 45-1931/09-03-05 "Об итогах рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе" Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края проинформировало Заявителя о решении отраслевой комиссии отказать в допуске к участию в аукционе по лоту N 8196 в связи с несоответствием заявки Заявителя на участие в аукционе требованиям аукционной документации (несоответствие техническому заданию - отсутствие у Заявителя банкомата по адресу Заказчика и отсутствие информации о начислении процентов на остаток средств на карт-счете держателя пластиковой карты).
Заявитель считает, что включение в аукционную документацию требования о наличии банкомата по адресу Заказчика является неправомерным, поскольку банкомат может размещаться в данных нежилых помещениях только на основании уже заключенного по результатам торгов контракта. Только победитель настоящего аукциона может разместить банкомат на данных государственных (муниципальных) площадях, но не ранее того и на условиях аукционной документации.
Наличие банкомата по адресу Заказчика, как условие допуска к участию в аукционе финансовых организаций, дало необоснованное преимущество ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк", у которого на момент проведения аукциона по лоту N 8196 имелся банкомат по месту нахождения Заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Краснодарским УФАС России 05.08.2009 было возбуждено дело N 88/2009 и назначено к рассмотрению на 18.08.2009 в 10.00 часов.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края.
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, руководствуясь частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела N 88/2009 определениями от 18.08.2009 и 02.10.2009 было отложено на 02.10.2009 в 10.00 часов и на 30.10.2009 в 11.00 часов.
В соответствии с информацией и документами от 27.10.2009 N 02.17/15496, представленными Заказчиком по определению Краснодарского УФАС России от 02.10.2009 об отложении рассмотрения дела N 88/2009, установлено следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции для оказания таких финансовых услуг, как открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам федеральные органы исполни-тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фон-ды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых орга-низаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в со-ответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на по-ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му-ниципальных нужд.
Согласно разъяснениям ФАС России от 28.08.2007 N АК/15089 бюджетное учреждение должно проводить отбор финансовых организаций на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, вы-полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Согласно разъяснениям ФАС России от 24.03.2009, в случае оказания услуг по перечисле-нию заработной платы работников федеральных органов исполнительной вла-сти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-нов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и субъектов естественных монополий на банковские карты не сопровождается оказанием указанным субъектам финансовых услуг, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, но данные услуги подлежат оплате данными субъектами, привлечение финансовых организаций к оказанию таких услуг следует осуще-ствлять в рамках размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов.
Денежные средства, перечисляемые бюджетным учреждением кредит-ной организации, до их зачисления на специальные карточные счета работни-ков являются бюджетными средствами, в отношении которых осуществляются финансовые услуги в виде банковских операций по перечислению.
С учетом изложенного и, принимая во внимание, что по договору бан-ковского счета, заключаемого между кредитной организацией и бюджетным учреждением, банк за зачисление денежных средств на счета клиентов (физиче-ских лиц) взимает сумму платы, установленную договором, которая произво-дится департаментом из средств бюджета Краснодарского края, Заказчиком были применены нормы Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 32 Закона о размещении заказов под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с разъяснением Управления по закупкам для государственных нужд Краснодарского края положений аукционной документации от 06.03.2009 N 45-1144/09-05-08 условие Заказчика по наличию банкоматов по адресу Заказчика и по месту их установки относится не к требованию о наличии у участника производственных мощностей, технологического оборудования, а к качеству предоставляемых услуг.
Согласно положению Центрального Банка Российской Федерации от 24.12.2004 N 266-П об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, банкомат - электронный программно-технический комплекс, предназначенный для совершения без участия уполномоченного работника кредитной организации операций выдачи (приема) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передачи распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.
Указанный электронный программно-технический комплекс обладает признаками технологического оборудования и служит производственной мощностью кредитной организации, обеспечивающую ей возможность без участия уполномоченного работника кредитной организации совершать операции по выдаче (приему) наличных денежных средств, в том числе с использованием платежных карт, и передаче распоряжений кредитной организации о перечислении денежных средств с банковского счета (счета вклада) клиента, а также для составления документов, подтверждающих соответствующие операции.
Согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком в документации об аукционе условия по наличию банкомата по адресу Заказчика является недопустимым в силу требований части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части создания участнику торгов - ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк", имевшего на момент проведения аукциона по лоту N 8196 банкомат по адресу Заказчика преимущественных условий участия в торгах.
По результатам аукциона от 09.04.2009 по лоту N 8196, проведенного с нарушением правил пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Заказчиком и ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк" был заключен государственный контракт от 13.04.2009 N 1/42 на представление банковских услуг.
Согласно части 4 статьи 9 Закона о размещении заказов заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно части 3 статьи 57 Закона о размещении заказов размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления только судом.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать действия департамента социальной защиты населения Краснодарского края при проведении аукциона от 09.04.2009 по лоту N 8196 нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части совершения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
2. В связи с тем, что Заказчиком - департаментом социальной защиты населения Краснодарского края заключен государственный контракт от 13.04.2009 N 1/42 с ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк", с учетом требований частей 4 и 8 статьи 9, части 3 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписание не выдавать.
Председатель Комиссии Н.Я. Гассий
Члены Комиссии: Н.Ф. Шаварина
О.А. Мурадян
Е.А. Щеглова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (опубликовано 2 ноября 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016