Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 10 ноября 2015 г. N 06-10.1/89-2015
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/81-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения индивидуальным предпринимателем <_> рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_> установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области выявлен факт размещения на внешних стенах ТК "На Бархатовой" (г. Омск, ул. Бархатовой, 2) рекламных баннеров с информацией следующего содержания:
- "Оптика "Новый взгляд". Контактные линзы. Консультация врача-офтальмолога. Компьютерная диагностика зрения. 1 этаж напротив супермаркета. тел. 48-08-34".
- "т.: 48-08-34 Оптика. Врач-офтальмолог. Компьютерная диагностика зрения. Изготовление очков на заказ. Солнцезащитные очки. Контактные линзы. Готовая оптика. Оправы. "Новый взгляд" 1 этаж. Бутик 107".
Вышеуказанная информация обладает признаками рекламы и направлена на привлечение внимания к услугам и изделиям, относящимся к медицинским.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В указанной рекламе необходимое предупреждение отсутствует.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Вместе с тем медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура) к медицинским услугам отнесены: компьютерная диагностика зрения (Код А03.26 Номенклатуры), консультация врача-офтальмолога (Код В 01.029.002 Номенклатуры).
Согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Классификация) к медицинским изделиям отнесены: линзы контактные и сопутствующие изделия (Код 11.9 Классификации), линзы очковые и сопутствующие изделия (Код 11.10 Классификации).
Учитывая изложенное, реклама медицинских услуг и медицинских изделий, распространенная индивидуальным предпринимателем <_> содержит признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" несут рекламодатель и рекламораспространитель.
На запрос Омского УФАС России ИП <_> представлена информация, из которой следует, что владельцем информационных баннеров на внешних стенах ТК "На Бархатовой" является индивидуальный предприниматель <_> (ИНН 550701821307). Одновременно представлен договор аренды нежилого помещения от 01.10.2015 б/н, согласно которому ИП <_> принимает во временное владение и пользование часть нежилого помещения площадью 19,4 кв. м. в здании по адресу: ул. Бархатовой, 2, г. Омск (ТК "На Бархатовой") для размещения салона оптики.
Из пояснений ИП <_> от 10.11.2015 следует, что рекламные баннеры она разместила самостоятельно. В настоящее время реклама дополнена необходимым предупреждением.
ИП <_> является и рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), и рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), следовательно, несет ответственность за размещение ненадлежащей рекламы.
Учитывая вышеизложенное, исследовав материалы дела, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу:
- "Оптика "Новый взгляд". Контактные линзы. Консультация врача-офтальмолога. Компьютерная диагностика зрения. 1 этаж напротив супермаркета. тел. 48-08-34".
- "т.: 48-08-34 Оптика. Врач-офтальмолог. Компьютерная диагностика зрения. Изготовление очков на заказ. Солнцезащитные очки. Контактные линзы. Готовая оптика. Оправы. "Новый взгляд" 1 этаж. Бутик 107", распространенную ИП <_> на внешних стенах ТК "На Бархатовой" (г. Омск, ул. Бархатовой, 2), ненадлежащей, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с прекращением нарушения в добровольном порядке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 ноября 2015 г. N 06-10.1/89-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016