Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 22 октября 2015 г. N 459-145Р
(дата оглашения резолютивной части решения)
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 459-145р по признакам нарушения закрытым акционерным обществом аптечная сеть "Фармацевтические препараты" установила:
Воронежским УФАС России в ходе мониторинга рекламы 02.09.2015 выявлен факт распространения следующей информации: "10% СКИДКА АКЦИЯ МЫ ЛУЧШИЕ" (далее - рассматриваемая информация). Рассматриваемая информация размещена с использованием конструктивных элементов (оконных проемов) аптеки "Картинки", расположенной по адресу: г. Воронеж, бульвар Пионеров, д. 21, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация расположена на конструктивных элементах (оконных проемах), обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектами рекламирования в рассматриваемой рекламе являются аптека "Картинки" и товары, реализуемые в ней, в том числе со скидкой 10%.
В соответствии с пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
На рассмотрении дела директор ЗАО аптечная сеть "Фармацевтические препараты" не предоставил доказательств того, что аптека "Картинки" является лучшей.
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использовано слово "ЛУЧШИЕ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО аптечная сеть "Фармацевтические препараты".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе ЗАО аптечная сеть "Фармацевтические препараты".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "10% СКИДКА АКЦИЯ МЫ ЛУЧШИЕ", размещенную с использованием конструктивных элементов (оконных проемов) аптеки "Картинки" по адресу: г. Воронеж, бульвар Пионеров, д. 21, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ЗАО аптечная сеть "Фармацевтические препараты" предписание об устранении нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии огласил порядок и сроки обжалования решения в соответствии со статьей 198 АПК РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 02 ноября 2015 года.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 22 октября 2015 г. N 459-145Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016