Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 30 октября 2015 года
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении
антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: (.), заместителя руководителя;
Членов Комиссии: (.), начальника отдела контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
(.), главного государственного инспектора отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии представителей:
ОАО "Оборонэнергосбыт" - (.) (по доверенности от
ПАО "Мосэнергосбыт" - (.) (по доверенности от (.)N (.)),
- (.) (по доверенности от (.) N (.)),
рассмотрев дело N 1-10-1049/77-15 по признакам нарушения
Ид ентиф икатор
2
ПАО "Мосэнергосбыт" (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите
конкуренции", выразившегося в нарушении порядка расчетов по договорам
энергоснабжения (купли-продажи), заключенным с ОАО "Оборонэнергосбыт", установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление
ОАО "Оборонэнергосбыт" по вопросу нарушения ПАО "Мосэнергосбыт"
порядка ценообразования при расчетах за поставленную электрическую
энергию ОАО "Оборонэнергосбыт" (вх. от 08.04.2015 N 11633).
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения
сторон по делу. Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела
N 1-10-1049/77-15 о нарушении антимонопольного законодательства установила
следующее.
ПАО "Мосэнергосбыт" является юридическим лицом, осуществляющим
свою деятельность на основании Устава, утверждённого решением общего
собрания акционеров ПАО "Мосэнергосбыт" (протокол от 30.06.2015 N 22).
В соответствии с пунктом 3.2. Устава ПАО "Мосэнергосбыт" занимается
реализацией (продажей) электрической энергии на оптовом и розничном
рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе
гражданам).
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О
защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения
товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или
иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или
взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических)
исходя из экономической, технической или иной возможности либо
целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность
либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
ПАО "Мосэнергосбыт" на основании приказа от 26.08.2011 N901
включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке
определенного товара более 35 %, с долей на рынке более 65%, по позиции:
розничная реализация электрической энергии (мощности).
В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии
г. Москвы от 13.07.2012 N152 "О перечне гарантирующих поставщиков
электрической энергии и зонах их деятельности на территории города Москвы",
ПАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком в пределах
административных границ территории города Москвы за исключением
Ид ентиф икатор
3
территорий, соответствующих зонам деятельности ООО "Энергосбытхолдинг",
ОАО "Оборонэнергосбыт" и МУЛ "Троицкая электросеть".
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ
"О защите конкуренции" доминирующим признается положение
хозяйствующего субъекта доля которого на рынке определенного товара
превышает пятьдесят процентов.
Таким образом, ПАО "Мосэнергосбыт" занимает доминирующее
положение на рынке реализации электрической энергии на территории города
Москвы.
ОАО "Оборонэнергосбыт" является юридическим лицом,
осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного
Общим собранием акционеров ОАО "Оборонэнергосбыт" (протокол N 4 от 02
июля 2013 года).
Согласно пункту 6 Основных положений функционирования розничных
рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших на момент
заключения договоров энергоснабжения) в соответствии с договором
энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу
электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц
оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги,
неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией
потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую
электрическую энергию и оказанные услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010
N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" определено единственным поставщиком
электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях
обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных
Минобороны России организаций (далее - Потребители).
В целях поставки электрической энергии указанным организациям между
ОАО "Оборонэнергосбыт" и ПАО "Мосэнергосбыт" заключен ряд договоров
энергоснабжения (вх. от 22.05.2015 N 17343, от 08.04.2015 N 11633).
1. 10.11.2010 между ОАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт"
заключен договор энергоснабжения N 10127001 (далее - Договор), предметом
которого является продажа ПАО "Мосэнергосбыт" электрической энергии
(мощности), оказание услуг по передаче электрической энергии и услуг,
оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки
электрической энергии потребителям и оплата ОАО "Оборонэнергосбыт"
поставленной электрической энергии (мощности), на объекты, расположенные
по адресам: г. Москва, ул. Осташковская, д. 12А (приложение N 8 к Договору).
Ид ентиф икатор
4
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности)
определяется в соответствии с Приложением N 4 к Договору, согласно
которому электрическая энергия и мощность по Договору поставляются по
регулируемым тарифам и свободным (нерегулируемым) ценам.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, расположенным
по адресу: г. Москва, ул. Осташковская, д. 12А, технологическое присоединение
осуществляется от ТП-4, при этом максимальная мощность
энергопринимающих устройств потребителя составляет 315 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 07.12.2012 N 1415-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Осташковская, д. 12,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-21602, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 63 кВт.
2. Между ПАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт" 10.11.2010
заключен договор энергоснабжения N 10126401 (далее - Договор 2),
предметом которого является поставка ПАО "Мосэнергосбыт" электрической
энергии (мощности), оказание услуг по передаче электрической энергии и
услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки
электрической энергии потребителям и оплата ОАО "Оборонэнергосбыт"
поставленной электрической энергии (мощности), в том числе на объект,
расположенный по адресу: г. Москва, Китайгородский пр, д. 9/5, д. 12А
(приложение N 8 к Договору 2).
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности)
определяется в соответствии с Приложением N 4 к Договору 2, согласно
которому электрическая энергия (мощность) по Договору 2 поставляются по
регулируемым тарифам и свободным (нерегулируемым) ценам.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, технологическое
присоединение осуществляется от ТП-3, при этом максимальная мощность
энергопринимающих устройств потребителя составляет 17,5 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 18.03.2013 N 2393-
ФЦ, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, технологическое присоединение осуществляется от ТП-15291,
Ид ентиф икатор
5
при этом максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 20,3 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, технологическое
присоединение осуществляется от ТП-4, при этом максимальная мощность
энерго принимающих устройств потребителя составляет 11,2 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, технологическое
присоединение осуществляется от РПА-452, при этом максимальная мощность
энерго принимающих устройств потребителя составляет 500 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, технологическое
присоединение осуществляется от ТП-2, при этом максимальная мощность
энергопринимающих устройств потребителя составляет 7 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем, технологическое
присоединение осуществляется от ТП-1, при этом максимальная мощность
энергопринимающих устройств потребителя составляет 7 кВт.
3. 01.07.2013 между ПАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт"
заключен договор купли-продажи электрической энергии N ДКП-14/МЭС
(99907081) (далее - Договор 3), предметом которого является продажа
ПАО "Мосэнергосбыт" электрической энергии (мощности) и оплата
ОАО "Оборонэнергосбыт" поставленной электрической энергии (мощности), в
том числе на объекты, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Осташковская,
д. 12А; г. Москва, Кочновский пр., д. 5; г. Москва, Китайгородский пр., д. 9/5;
г. Москва, ул. Левобережная, д. 4; г. Москва, Волоколамское ш., д. 56, корп. 2;
г. Москва, Варшавское ш., д. 152А; г. Москва, 1-й Хорошевский пр-д., д. 5;
г. Москва, Фрунзенская наб., д. 22/2; г. Москва, Б. Козловский пер., д. 6
(приложение N 3 к Договору 3).
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности)
определяется в соответствии с Приложением N 4 к Договору 3, согласно
которому электрическая энергия и мощность по указанному Договору 3
поставляются по нерегулируемым ценам.
В силу положения пункта 20 приказа Федеральной службы по тарифам от
11.09.2012 N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по
Ид ентиф икатор
6
определению размера платы за технологическое присоединение к
электрическим сетям" в случае если в документах о технологическом
присоединении присутствуют величины, измеряемые в кВА, то перевод одного
кВА в один кВт производится следующим образом: кВА* cos р = кВт ^ Где cos =
0,89.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 23.11.2012 N 1258-
ФЦ/2, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., д. 6,
технологическое присоединение осуществляется от КТП-1, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 400 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В, составленному между
ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем 13.12.2012
N 1560-ФЦ/1, расположенным по адресу: г. Москва, Варшавское ш., д. 152/7А,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-5602, при
установленной мощности 480 кВа (427,2 кВт) при единовременной нагрузке
400 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности от 12.12.2012 N 913-ФЦ, составленному
между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем,
расположенным по адресу: г. Москва, 1-й Хорошевский пр-д., д. 5,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-416, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 450 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности от 12.12.2012 N 923-ФЦ, составленному
между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем,
расположенным по адресу: г. Москва, 1-й Хорошевский пр-д., д. 5,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-3 53, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 450 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.12.2012 N 1622-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 56,
корп. 2, технологическое присоединение осуществляется от ТП-3, при
установленной мощности 126 кВа (126 кВа * 0,89 = 112 кВт) при
Ид ентиф икатор
7
единовременной нагрузке 105 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.12.2012 N 1621-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 56,
корп. 2, технологическое присоединение осуществляется от ТП-2, при
установленной мощности 108 кВа (108 кВа * 0,89 = 97 кВт) при
единовременной нагрузке 90 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.12.2012 N 1620-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 56,
корп. 2, технологическое присоединение осуществляется от ТП-1, при
установленной мощности 144 кВа (144 кВа * 0,89 = 128 кВт) при
единовременной нагрузке 120 кВт.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон
от 12.12.2010 N 31/7/5, составленному между ОАО "28 Электрическая сеть""
(сетевая организация) и Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва,
Фрунзенская наб., д. 22/2, технологическое присоединение осуществляется от
ТП-11386, при этом максимальная мощность энергопринимающих устройств
потребителя составляет 540 кВт.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон
от 12.12.2010 N 33/7/5, составленному между ОАО "28 Электрическая сеть""
(сетевая организация) и Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва,
Фрунзенская наб., д. 22/2, технологическое присоединение осуществляется от
ТП-11368, при этом максимальная мощность энергопринимающих устройств
потребителя составляет 540 кВт.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон
от 12.12.2010 N 32/7/5, составленному между ОАО "28 Электрическая сеть""
(сетевая организация) и Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва,
Фрунзенская наб., д. 22/2, технологическое присоединение осуществляется от
ТП-11387, при этом максимальная мощность энергопринимающих устройств
потребителя составляет 405 кВт.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности сторон
от 12.12.2010 N 30/7/5, составленному между ОАО "28 Электрическая сеть""
(сетевая организация) и Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва,
Фрунзенская наб., д. 22/2, технологическое присоединение осуществляется от
ТП-11385, при этом максимальная мощность энергопринимающих устройств
потребителя составляет 540 кВт.
Ид ентиф икатор
8
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 07.12.2012 N 1415-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго"" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Осташковская, д. 12,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-21602, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 63 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 03.12.2012 N 1390-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго"" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Осташковская, д. 12,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-4, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 315 кВт.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.12.2012 N 1620-
ФЦ/1, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Левобережная, д. 4,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-14653, при
установленной мощности 32,2 кВа (32,2 кВа * 0,89 = 29 кВт) при
единовременной нагрузке 16,1 кВт.
4. 01.07.2013 между ПАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт"
заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N ДКП-
1/МЭС (40830463) (далее - Договор 4) предметом которого является продажа
ПАО "Мосэнергосбыт" электрической энергии (мощности) и оплата
ОАО "Оборонэнергосбыт" поставленной электрической энергии (мощности), в
том числе на объекты, расположенные по адресу: г. Москва, Ленинградский
просп., д. 41; г. Москва, Хорошевское ш., д. 38 (приложение N 3 к Договору 4).
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности)
определяется в соответствии с Приложением N 4 к Договору 4, согласно
которому электрическая энергия и мощность по Договору 4 поставляются по
нерегулируемым ценам.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 14.12.2012 N 1782-
ФЦ/2, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 38,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-798, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 326 кВт.
Ид ентиф икатор
9
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности от 12.01.2012 N 1029-ФЦ, составленному
между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и Потребителем,
расположенным по адресу: г. Москва, Ленинградский пр-т., д. 41,
технологическое присоединение осуществляется от ТП-11567, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 498 кВт.
5. 01.07.2013 между ПАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнергосбыт"
заключен договор купли-продажи электрической энергии (мощности) N ДКП-
21/МЭС (40810566) (далее - Договор 5) предметом которого является продажа
ПАО "Мосэнергосбыт" электрической энергии (мощности) и оплата
ОАО "Оборонэнергосбыт" поставленной электрической энергии (мощности), в
том числе на объект, расположенный по адресу: г. Москва, Пресненский вал,
д. 9 (приложение N 3 к Договору 5).
Стоимость поставленной электрической энергии (мощности) согласно
пункту 5.3 Договора 5, определяется в соответствии с Приложением N 4 к
Договору 5, согласно которому электрическая энергия и мощность по Договору
5 поставляются по нерегулируемым ценам.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности
электроустановок и сооружений напряжением до 1000 В от 28.12.2012 N 1973-
ФЦ/2, составленному между ОАО "Оборонэнерго" (сетевая организация) и
Потребителем, расположенным по адресу: г. Москва, Пресненский вал, д. 9,
технологическое присоединение осуществляется от РТП-10062, при этом
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
составляет 107 кВт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012
N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков
электрической энергии (далее - Основные положения). Данное постановление
применяется при расчетах по продаже и покупке электрической энергии
(мощности) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и розничных
рынках начиная с апреля 2012 г.
Согласно пункту 28 Основных положений, по договору энергоснабжения
гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической
энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих
лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание
которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической
энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать
приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с Основными положениями. Покупатель вправе
Ид ентиф икатор
10
приобретать электрическую энергию на розничном рынке у Поставщика на
основании договора купли-продажи электрической энергии или на основании
договора энергоснабжения. При этом право выбора вида заключаемого договора
с гарантирующим поставщиком остается за покупателем.
В целях выбора иной договорной конструкции приобретения
электроэнергии (купля-продажа электроэнергии вместо энергоснабжения)
ОАО "Оборонэнергосбыт" в адрес ПАО "Мосэнергосбыт" были направлены
письма с намерением заключить договоры купли-продажи электрической
энергии (мощности) по всем точкам поставки электроэнергии, в отношении
которых ранее были заключены вышеупомянутые договоры, за исключением
точек поставки, относящихся к группе "население".
С 01.07.2013 расчет за потребляемую электрическую энергию
рассчитывается гарантирующим поставщиком по свободным (нерегулируемым)
ценам.
В соответствии с пунктом 97 Основных положений гарантирующий
поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем
(покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию
(мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой
принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности
энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой
электрические связи через принадлежащие потребителю объекты
электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в
указанном пункте.
По смыслу абзацев 2, 9, 10 пункта 97 Основных положений потребители,
максимальная мощность энерго принимающих устройств которых в границах
балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатель в отношении таких
потребителей) выбирают ценовую категорию в зависимости от величины
максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя
электроэнергии.
В случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй
ценовых категорий, для расчетов за электрическую энергию (мощность)
начиная с 01.07.2013 в отношении потребителей с максимальной мощностью не
менее 670 кВт за ПАО "Мосэнергосбыт" закреплено право изменять
применяемую категорию на третью ценовую категорию (для случая применения
одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии) или
четвертую ценовую категорию (для случая применения двухставочного тарифа
на услуги по передаче электрической энергии).
Выбор ценовой категории поставлен законодателем в зависимость от
максимальной мощности энергопринимающих устройств конкретного
Ид ентиф икатор
11
потребителя (покупателя), а не суммы мощностей потребителей, для которых
покупатель приобретает электрическую энергию.
В силу положений Правил недискриминационного доступа к услугам по
передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Правил
технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а
также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организация и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861,
максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя
определяется (устанавливается) в ходе выполнения мероприятий по
осуществлению технологического присоединения и отражается в документах о
технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к
услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
27.12.2004 N 861, документы о технологическом присоединении - документы,
составляемые в процессе технологического присоединения
энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам
электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об
осуществлении технологического присоединения, акт разграничения
балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения
эксплуатационной ответственности сторон.
Как видно из содержания актов разграничения к договорам N 10126401,
10127001, N ДКП-14/МЭС (99907081), N ДКП-1/МЭС (40830463), N ДКП-
21/МЭС (40810566) среди присоединенных объектов отсутствуют Потребители,
максимальная мощность энергопринимающих устройств которых более 670
кВт.
Согласно однолинейным схемам с указанием границ балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющихся
приложением к вышеуказанным актам, энергопринимающие устройства
Потребителей не имеют между собой электрические связи через
принадлежащие Потребителям объекты электросетевого хозяйства, а значит,
максимальная мощность определяется в отношении каждого
энергопринимающего устройства Потребителя в отдельности и не превышает
670 кВт.
Кроме того, исходя из содержания пункта 1.1 приложения N 4 к договору
от 01.07.2013 N ДКП-1/МЭС (40830463), между ПАО "Мосэнергосбыт" и
ОАО "Оборонэнергосбыт" достигнуто соглашение о применении при расчетах
Ид ентиф икатор
12
по договору первой ценовой категории.
Таким образом, гарантирующий поставщик при осуществлении расчетов
с потребителями (покупателями) в части определения ценовых категорий
обязан учитывать сведения о максимальной мощности, отраженной в
документах о технологическом присоединении энергопринимающих устройств
потребителя к электрическим сетям сетевой организации.
Однако, согласно, заявлению ОАО "Оборонэнергосбыт" (вх. от 08.04.2015
N 11633) и представленным ПАО "Мосэнергосбыт" в адрес Московского
УФАС России документам (вх. от 22.05.2015 N 17343, от 21.09.2015 N 33844)
расчеты за потребляемую Потребителями электрическую энергию (мощность)
выставлялись Ответчиком в адрес ОАО "Оборонэнергосбыт" по третьей
ценовой категории (по договору от 10.11.2010 N 10126401 счета за июль 2013
года - декабрь 2014 года), по договору от 10.11.2010 N 10127001 (счета за
июль 2013 года - сентябрь 2013 года), по договору от 01.07.2013 N ДКП-
14/МЭС (99907081) (счета за октябрь 2013 года - декабрь 2014 года), по
договору от 01.07.2013 N ДКП-1/МЭС (40830463) (счета за декабрь 2013 года -
декабрь 2014 года), по договору от 01.07.2013 N ДКП-21/МЭС (40810566)
(счета за октябрь 2013 года - декабрь 2014 года).
Таким образом, согласно заявлению ОАО "Оборонэнергосбыт" (вх. от
08.04.2015 N 11633) действия ПАО "Мосэнергосбыт" по изменению в
одностороннем порядке ценовой категории, без учета максимальной мощности
энергопринимающих устройств потребителей, не соответствуют
установленному законодательством порядку.
В силу части 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике", а также с учетом пункта 2 Основных положений точки
поставки по договору между двумя гарантирующими поставщиками должны
быть согласованы по границе зон их деятельности. В силу абзаца 6 пункта 198
Основных положений, точки поставки ОАО "Оборонэнергосбыт"
располагаются на входе в электрические сети ОАО "Оборонэнерго".
Таким образом, в договорах энергоснабжения (купли - продажи)
электрической энергии, заключенных ОАО "Оборонэнергосбыт" и
ПАО "Мосэнергосбыт", согласованы точки поставки, находящиеся на границе
зон деятельности двух гарантирующих поставщиков, а именно по границе
электрических сетей ОАО "МОЭСК" и ОАО "Оборонэнерго".
Исходя из документов и письменных пояснений ПАО "Мосэнергосбыт",
гарантирующий поставщик для определения ценовой категории применял
показания мощности энергопринимающих устройств Потребителей,
установленные Приложением N 2 к договорам энергоснабжения "Реестр
источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств
Ид ентиф икатор
13
коммерческого учета" (далее - Реестры источников). Других документов,
согласно письменным пояснениям ПАО "Мосэнергосбыт", подтверждающих
иную величину мощности в адрес ПАО "Мосэнергосбыт", от Заявителя не
поступало (вх. от 22.05.215 N 17343, от 16.07.2015 N 25241).
Указанные Реестры источников содержат информацию о максимальной
мощности Потребителей, согласованной в актах разграничения балансовой
принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленных между
сетевой организацией (ОАО "Мосэнерго") и Потребителями.
Вместе с тем, по указанным актам максимальная мощность
энергопринимающих устройств рассчитана на границе балансовой
принадлежности сетей ОАО "Оборонэнерго" и смежных сетевых организаций.
Между тем, ОАО "Оборонэнергосбыт" является не конечным
потребителем, а покупателем электрической в интересах конечных
потребителей, а значит, максимальная мощность должна определятся на
границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств каждого
конечного потребителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об
электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) потребители
электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для
собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Вместе с тем, ОАО "Оборонэнергосбыт" не владеет на праве
собственности или ином законном основании какими-либо
энергопринимающими устройствами и может заключать договоры
энергоснабжения (купли-продажи) с поставщиками электрической энергии
исключительно в интересах обслуживаемых потребителей.
Таким образом, ПАО "Мосэнергосбыт" неправомерно использовало для
определения ценовой категории максимальную мощность энергопринимающих
устройств, расположенных на границе балансовой принадлежности сетей
ОАО "Оборонэнерго".
Пункт 97 Основных положений закрепляет за гарантирующим
поставщиком обязанность определения ценовой категории для осуществления
расчетов с потребителем только по совокупности точек поставки,
расположенных в границах балансовой принадлежности энергопринимающих
устройств потребителя (совокупность энергопринимающих устройств
потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие
потребителю объекты электросетевого хозяйства), исходя из максимальной
мощности энергопринимающих устройств потребителя.
Таким образом, гарантирующий поставщик для определения ценовой
категории для расчетов с покупателем (гарантирующими поставщиками.
Ид ентиф икатор
14
энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, приобретающими
электрическую энергию у гарантирующих поставщиков в целях ее дальнейшей
поставки) электрической энергии должен использовать максимальную
мощность энергопринимающих устройств конечного потребителя.
Как следует из письменных пояснений ПАО "Мосэнергосбыт" (вх. от
22.05.2015 N 17343, от 16.07.2015 N 25241) ввиду того, что
ОАО "Оборонэнергосбыт" не обращалось к гарантирующему поставщику за
внесением изменений в договоры энергоснабжения и не предоставляло
документов, подтверждающих изменение существующего технологического
присоединения энергопринимающих устройств конечных потребителей к сетям
сетевой организации, в том числе изменения точек поставки, технологические
характеристики энергопринимающих устройств потребителей остались
прежними.
Кроме того. Ответчик указывает на то, что акты разграничения
балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности,
составленные в рамках договоров энергоснабжения, заключенных между
ОАО "Оборонэнергосбыт" и конечными Потребителями, в адрес
ПАО "Мосэнергосбыт" не представлялись.
ПАО "Мосэнергосбыт" поясняет, что ОАО "Оборонэнергосбыт" не
выразило волеизъявления на изменение условий договоров энергоснабжения, в
части изменения точек поставок в связи с изменением границ балансовой
принадлежности энергопринимающих устройств конечных потребителей, и, как
следствие, на внесение изменений в договор оказания услуг по передаче
электрической энергии гарантирующим поставщиком и сетевой организацией
не вносились.
В связи с тем, что, по мнению ПАО "Мосэнергосбыт", конечные
потребители, для которых ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретает
электрическую энергию, находятся на границе балансовой принадлежности
объектов электросетевого хозяйства сетевой организации -
ОАО "Оборонэнерго", то есть находятся вне зоны деятельности
гарантирующего поставщика (ПАО "Мосэнергосбыт") и между
ПАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Оборонэнерго" отношения, связанные с
передачей электрической энергии, что предусмотренно абзацем 8 пункта 28
Основных положений, в эти точки не урегулированы, то у
ПАО "Мосэнергосбыт" отсутствует обязанность исполнять обязательства по
указанному договору в этих точках. Для обеспечения снабжения электрической
энергией объектов, таких потребителей, ОАО "Оборонэнергосбыт", как было
указано выше, необходимо обратиться для заключения нового договора к
гарантирующему поставщику в порядке, установленном в пункте 34 Основных
Ид ентиф икатор
15
положений, предоставить новые документы, изменяющие технические
характеристики технологического присоединения (точки поставки,
максимальную мощность).
Указанные доводы ПАО "Мосэнергосбыт" не могут быть приняты во
внимание, в связи с тем, что точки поставки электрической энергии
Потребителей не изменялись.
Пунктом 2 Основных положений определено, что точка поставки на
розничном рынке это место исполнения обязательств по договорам
энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии
(мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг,
оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки
электрической энергии потребителям, используемое для определения объема
взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам,
расположенное, если иное не установлено законодательством Российской
Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности
энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству
электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии
(мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации,
определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до
составления в установленном порядке акта разграничения балансовой
принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства
потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства
смежного субъекта электроэнергетики.
Энергопринимающие устройства Потребителей присоединены к
электрическим сетям сетевой организации ОАО "Оборонэнерго", а
электрическая энергия, приобретаемая ОАО "Оборонэнергосбыт" в интересах
Потребителей поставляется в точках поставки, согласованных между
ОАО "Оборонэнергосбыт" и ПАО "Мосэнергосбыт", на границе балансовой
принадлежности сетевых организаций ОАО "МОЭСК" и ОАО "Оборонэнерго".
В точки поставки, согласованные ОАО "Оборонэнергосбыт" и
ПАО "Мосэнергосбыт", последним поставляется электрическая энергия,
приобретаемая ОАО "Оборонэнергосбыт" в интересах Потребителей.
В силу пункта 97 Основных положений, расчет поставляемой
Потребителям электрической энергии (мощности) по точкам поставки,
согласованным гарантирующими поставщиками, производится не может.
В рассматриваемых договорах энергоснабжения, купли-продажи
электрической энергии (мощности) точки поставки не изменялись, так как
Ответчик осуществляет поставку электрической энергии (мощности) в точке
поставки, согласованной с ОАО "Оборонэнергосбыт" и в дальнейшем
Ид ентиф икатор
16
ОАО "Оборонэнергосбыт" осуществляет продажу указанной электрической
энергии (мощности) Потребителям, в точке поставки, согласованной между
ОАО "Оборонэнерго" и Потребителями, в актах разграничения балансовой
принадл ежно сти.
Позиция ПАО "Мосэнергосбыт", согласно которой у гарантирующего
поставщика отсутствовала информация об иной величине максимальной
мощности Потребителей, кроме указанной в Реестрах источников, не может
быть принята во внимание в связи со следующем.
ОАО "Оборонэнергосбыт" по договору от 10.11.2010 N 99907081 (ДКП-
14/МЭС) письмом от 28.06.2013 N 01-07/3987 направляло в адрес
гарантирующего поставщика акты разграничения, подписанные между
ОАО "Оборонэнерго" и Потребителем с согласованной максимальной
мощностью энергопринимающих устройств Потребителей, а также с просьбой
применять при расчетах по указанному договору первую ценовую категорию
(вх. от 26.08.2015 N 30544).
Согласно письменным пояснениям Заявителя, по договору
энергоснабжения от 10.11.2012 N 10127001 также направлялись в адрес
ПАО "Мосэнергосбыт" письмом от 28.06.2013 N 01-07/3987 акты
разграничения, подписанные между ОАО "Оборонэнерго" и Потребителем, с
согласованной максимальной мощностью энергопринимающих устройств
Потребителей, а также просьба применять при расчетах по указанному
договору первую ценовую категорию (вх. от 18.09.2015 N 33601).
Письмом от 28.06.2013 N 01-07/3990 ОАО "Оборонэнергосбыт"
направило в адрес ПАО "Мосэнергосбыт" акт разграничения границ
балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по договору
N 40810566 (ДКП-21/МЭС) (вх. от 22.05.2015 N 17343).
Заявитель письмом от 16.12.2013 N ИС-02-06/1349 направлял в адрес
ПАО "Мосэнергосбыт" акт разграничения балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности от 14.12.2012 N 1782-ФЦ/2 по
Потребителю, в том числе в отношении которого заключен договор купли-
продажи от 01.07.2013 N 40830463. Указанное письмо также содержало
информацию о необходимости применения ПАО "Мосэнергосбыт" первой
ценовой категории в отношении потребителя, упомянутого в акте от 14.12.2012
N 1782-ФЦ/2.
Кроме того, исходя из письма от 26.07.2013 N 01-07/4611 (вх.
ПАО "Мосэнергосбыт" от 08.08.2013 N СК/26-3255/13), направленного
ОАО "Оборонэнергосбыт" в адрес гарантирующего поставщика, следует, что
Заявитель уведомлял Ответчика о неправомерном применении
ПАО "Мосэнергосбыт" третьей ценовой категории по договору N 99902581
Ид ентиф икатор
17
(вх. от 22.05.2015 N 17343).
Согласно документам, представленным ПАО "Мосэнергосбыт" и
ОАО "Оборонэнергосбыт" (вх. от 22.05.2015 N 17343, от 28.05.2015 N 18142,
от 08.04.2015 N 11633), ПАО "Мосэнергосбыт" при расчете стоимости
электрической энергии (с 01.07.2013) в одностороннем порядке в нарушение
статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации изменило
установленный порядок ценообразования за поставленную электрическую
энергию в части применения третьей ценовой категории.
Исходя из письменных пояснений ПАО "Мосэнергосбыт" у
гарантирующего поставщика отсутствовала информация по поводу разногласий
в отношении применяемой ценовой категории (вх. от 22.05.2015 N 17343).
Вместе с тем, ОАО "Оборонэнергосбыт" и ПАО "Мосэнергосбыт"
представили акты разногласий к Актам приема-передачи электрической энергии
(мощности) за июль 2013 года - сентябрь 2013 года по договору от 10.11.2010
N 10127001, к Актам приема-передачи электрической энергии (мощности) за
июль 2013 года - декабрь 2014 года по договору от 10.11.2010 N 10126401; к
Актам приема-передачи электрической энергии (мощности) за октябрь 2013
года - декабрь 2014 года по договору от 01.07.2013 N 99907081; к Актам
приема-передачи электрической энергии (мощности) за октябрь 2013 года -
декабрь 2014 года по договору от 01.07.2013 N 40830463; к Актам приема-
передачи электрической энергии (мощности) за октябрь 2013 года - декабрь
2014 года по договору от 01.07.2013 N 40810566, направленные
ОАО "Оборонэнергосбыт" в адрес ПАО "Мосэнергосбыт".
Разногласия возникли между Заявителем и Ответчиком в части расчета
гарантирующим поставщиком средневзвешенной цены на мощность на оптовом
рынке при расчете по Договорам энергоснабжения (купли-продажи)
электрической энергии (мощности). Указанная цена применяется только для
третьей ценовой категории нерегулируемой цены на электрическую энергию
(мощность).
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что у
ПАО "Мосэнергосбыт" имелась информация о разногласиях по ценовой
категории, применяемой ПАО "Мосэнергосбыт" при расчетах по договорам от
10.11.2010 N 10126401, от 10.11.2010 N 10127001, от 01.07.2013 N ДКП-
14/МЭС (99907081), от 01.07.2013 N ДКП-1/МЭС (40830463), от 01.07.2013
N ДКП-21/МЭС (40810566).
Однако, ПАО "Мосэнергосбыт" по договорам энергоснабжения (купли-
продажи) продолжало выставлять счета по третьей ценовой категории, с учетом
средневзвешенной цены на мощность на оптовом рынке (счета за июль 2013
года - декабрь 2014 года; счета за июль 2013 года - сентябрь 2013 года; счета
Ид ентиф икатор
18
за октябрь 2013 года - декабрь 2014 года; счета за октябрь 2013 года - декабрь
2014 года; счета за октябрь 2013 года - декабрь 2014 года) (вх. от 22.05.2015
N 17343, от 21.09.2015 N 33844)
Таким образом, гарантирующий поставщик применял при расчетах с
ОАО "Оборонэнергосбыт" за поставляемую электрическую энергию цены
(тарифы), не соответствующие законодательству (вх. от 22.05.2015 N 17343).
В соответствии с пунктом 9 Основных положений гарантирующий
поставщик обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед
потребителями (покупателями), поставщиками электрической энергии
(мощности) на оптовом рынке и на розничных рынках, сетевыми
организациями, системным оператором и субъектами оперативнодиспетчерского
управления в технологически изолированных территориальных
электроэнергетических системах, организациями коммерческой
инфраструктуры оптового рынка.
Применение ПАО "Мосэнергосбыт" третьей ценовой категории при
расчетах по договорам энергоснабжения, купли-продажи электрической
энергии, а именно включение в счета средневзвешенной цены на мощность,
привели к увеличению стоимости за поставляемую электрическую энергию
(мощность) по сравнения с необходимой к применению первой ценовой
категорией (например в договоре от 01.07.2013 N 40810566 в счетах за октябрь
2013 года сумма разногласий составила 128 432 (сто двадцать восемь тысяч
четыреста тридцать два) рубля 67 копеек, за ноября 2013 года 162 872 (сто
шестьдесят две тысячи восемьсот семьдесят два) рубля 27 копеек (вх. от
08.04.2015 N 11633, от 26.08.2015 N 30544).
ПАО "Мосэнергосбыт" как профессиональный участник розничного
рынка электрической энергии не исполнило возложенные на него Основными
положениями и Законом об электроэнергетике обязанности, что привело к
нарушении порядка ценообразования при расчетах за электрическую энергию
(мощность) с ОАО "Оборонэнергосбыт".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении
ПАО "Мосэнергосбыт" установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования при расчетах за поставляемую в рамках договоров
энергоснабжения (купли-продажи) электрическую энергию.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26
июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего
субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение,
ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других
лиц.
Ид ентиф икатор
19
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
НАО "Мосэнергосбыт" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", выразившемся в
злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации
электрической энергии на территории города Москвы, путем нарушения
установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при
расчетах с ОАО "Оборонэнергосбыт" за поставленную электрическую энергию.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи
49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции", решила:
1. Установить в действиях ПАО "Мосэнергосбыт" факт нарушения
пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О
защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим
положением на рынке реализации электрической энергии на территории
г. Москвы путем нарушения установленного нормативными правовыми актами
порядка ценообразования при расчетах с ОАО "Оборонэнергосбыт" за
поставленную электрическую энергию.
2. Выдать ПАО "Мосэнергосбыт" предписание о прекращении
нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии (.)
Члены Комиссии (.)
(.)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или
в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 октября 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016