Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 25 ноября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее Комиссия) в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А. |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р. |
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Константинова В.А. |
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Звонилова С.А. |
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Рылова А.Д. |
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Аникеевой О.В. |
специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений, |
при участии представителей заказчика Комитет ЗАГС Томской области, Родиной Л.Г. (доверенность от 24.11.2009 N 36), Бек Е.С. (доверенность от 24.11.2009 N 37), Малыхина М.А. (доверенность от 24.11.2009 N 38); представителя специализированной организации ОГСУ "Центр государственного заказа" Масунова В.И. (доверенность от 25.11.2009); представителя заявителя ООО "ЧОП "Авгур", Соколовой А.Н. (доверенность от 05.11.2009),
рассмотрев дело N 03-10/123-09, возбужденное по жалобе ООО "ЧОП "Авгур" (634049 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 37-41) на действия государственного заказчика Комитет ЗАГС Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году",
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Авгур" (вх. N 5524 от 19.11.2009) направленная из прокуратуры Томской области на действия государственного заказчика Комитет ЗАГС Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году", нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
В своей жалобе ООО "ЧОП "Авгур" указывает, что при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году" заказчиком Комитет ЗАГС Томской области в конкурсной документации установлены требования не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ).
В п.2.2.2 специальной части конкурсной документации указано, что участник размещения заказа должен предоставить копии действующих удостоверений охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения огнестрельного оружия, спецсредств, а также документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Данные требования противоречат ст.25 Закона N 94-ФЗ.
В п.9.1 проекта государственного контракта указано, что в качестве одного из приложений к данному контракту являются копии действующих удостоверений охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг.
В общей и специальной частях конкурсной документации, нет упоминания о том, что охрана должна осуществляться с использованием оружия. Однако, в п.3.1.6 проекта государственного контракта указано, что исполнитель обязан обеспечить возможность использования охранниками специальных средств и служебного оружия, также у исполнителя должно быть собственное разрешение на хранение и использование служебного оружия. Требования установленные Федеральным законом от 13.12.1993 N150-ФЗ "Об оружии". В соответствии с формой заявки, отсутствие в составе заявки разрешения на хранение и использование служебного оружия не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
На основании изложенного, заявитель считает, что требования конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона N 94-ФЗ.
В заседании комиссии Томского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО "ЧОП "Авгур" представитель заявителя жалобу поддержал по изложенным основаниям, и просит обязать заказчика внести изменения в конкурсную документацию, направленные на устранение нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Представители заказчика Комитет ЗАГС Томской области представили письменный отзыв на жалобу, а также устно пояснили:
В соответствии с п.п. "б" п.3 ч.3 ст.25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Статьи 11 и 11.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" устанавливают требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по охране. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, а право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, подтверждается удостоверением частного охранника.
Кроме того, ст.16 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 разрешает при осуществлении частной охранной деятельности использование специальных средств и огнестрельного оружия. В связи с этим заказчик вправе устанавливать требование о наличии у охранной организации группы охранников, имеющих разрешение на ношение и использование таких средств и оружия. В свою очередь, в указанной статье к таким охранникам установлено требование об обязательном прохождении периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия.
Поскольку обозначенные требования к охранникам установлены законом и предусмотрены конкурсной документацией, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ.
Пункт 2.2.2 специальной части конкурсной документации в полной мере соответствует требованиям ст. 25 Закона N 94-ФЗ.
В конкурсной документации указаны в качестве приложения к государственному контракту перечень охранников, которые привлечены к оказанию услуг по предмету контракта. Сведения обусловлены спецификой оказания услуг по обеспечению охраны здания Комитета ЗАГС Томской области, а также с особым статусом сведений (конфиденциальная информация), с которыми работают сотрудники органов ЗАГС.
В связи с вышеизложенным, представители заказчика Комитет ЗАГС Томской области, специализированной организации считают жалобу необоснованной и жалоба удовлетворению не подлежит.
Комиссия Томского УФАС России, заслушав представителя заявителя, представителей заказчика Комитет ЗАГС Томской области, специализированной организации, изучив материалы дела и сведения, содержащиеся в жалобе, установила следующее.
27 октября 2009 года на официальном сайте Администрации Томской области в сети "Интернет" было размещено извещение N 0740000900632 о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году" с начальной (максимальной) ценой контракта 657000 руб.
В специальной части конкурсной документации установлены требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса, установленные в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ (п.2.2).
В п.2.2.2 специальной части конкурсной документации установлено: участник размещения заказа должен предоставить копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, в том числе:
- действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
- действующие удостоверения охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения огнестрельного оружия, спецсредств;
- действующее разрешение на хранение и использование огнестрельного оружия;
- документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Таким образом, заказчиком в п. 2.2.2 специальной части конкурсной документации установленны обязательные требования к участнику размещения заказа, которым должен соответствовать участник размещения заказа.
В п.4 общей части конкурсной документации установлен порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок, условия их отклонения. В соответствии с п.4.1.3 конкурсная комиссия при рассмотрения заявок проверяет участника, подавшего заявку, на соответствие требованиям к участникам, установленным в соответствии с п.1 ч.1, п.1 ч.2 и ч.3 ст.11 Закона N 94-ФЗ и пунктами 2.2 и 2.3 специальной части конкурсной документации, в том числе проверяет наличие документов (копий документов), предусмотренных п.п."б", "в", "д" и "е" п.3 ч.3 ст.25 Закона N 94-ФЗ, и достоверность сведений, содержащихся в указанных документах.
В соответствии с п.п.7 п.4.2.1 общей части конкурсной документации при рассмотрении заявок участник не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае, если участник не соответствует требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, если такие требования установлены в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ и пунктом 2.2 специальной части конкурсной документации. Таким образом, в конкурсной документации установлено обязательное требование по предоставлению в составе заявки на участие в открытом конкурсе действующих удостоверений охранников участником размещения заказа. Заказчик, устанавливая в конкурсной документации требование к участнику размещения заказа, также установил требование и к сотрудникам участника размещения заказа, как обязательное требование к участнику размещения заказа в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ.
Согласно с п.п. "б" п.3 ч.3 ст.25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией. В соответствии со ст.11 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Следовательно, требованием о соответствии участника открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году" п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ, должна быть лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.22 конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик. Заказчик, при установлении качественных характеристик оказываемых услуг, может установить условие: о наличии действующего удостоверения охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения огнестрельного оружия, спецсредств; действующего разрешения на хранение и использование огнестрельного оружия; документов, подтверждающих проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (и т.д.). Наличие действующего удостоверения охранников участника размещения заказа может служить только качественной характеристикой оказываемых услуг.
В соответствии с ч.1 ст.11.1 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Федеральным законом. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными настоящим Федеральным законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, деятельность частного охранника с охранной организацией осуществляется на основании трудовых правоотношений и не может быть требованием к участнику конкурса (охранному предприятию). В указанной статье предусмотрено, что частный охранник пользуется правами, предусмотренным законом при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел, т.е. частный охранник не вправе осуществлять охранную деятельность, в том числе работать по трудовому договору с охранной организацией без удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел. Контроль за охранной деятельностью, в том числе и за наличием удостоверения у частного охранника, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии со ст.20 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Требовать удостоверения охранников вправе работодатель (трудовые правоотношения) и работники внутренних дел (контроль за исполнением законодательства о частной детективной и охранной деятельности). В случае установления требования в конкурсной документации о предоставлении удостоверения охранников, это не может быть требованием к участнику размещения заказа и служить основанием к отклонению заявки участника, а только может только являться критерием оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе - копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией. Согласно ч.4 ст.25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" п.1, п.2 и п.3 ч.3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается. Заказчик неправомерно включил требование, о наличии действующего удостоверения охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, в раздел конкурсной документации, относящиеся к соответствию участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе (подтверждение соответствия участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона N 94-ФЗ).
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.11, ч.9, ст.17, п.2 ч.4 ст.22, п.п."б" п.3 ч.3 ст.25, ч.4 ст.25, ч.6 ст.60 Закона 94-ФЗ, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОП Авгур" на действия государственного заказчика Комитет ЗАГС Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году" обоснованной.
2. Государственному заказчику Комитет ЗАГС Томской области выдать предписание об устранении нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
В соответствии с ч.9 ст.60 Закона N 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
|
Ураева Л.Р. Константинов В.А. Звонилов С.А. Рылов А.Д. Аникеева О.В. |
ПРЕДПИСАНИЕ
25.11.2009 г. Томск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: председателя комиссии: | |
Алиева Р.А. |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
членов комиссии: | |
Ураевой Л.Р. |
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Константинова В.А. |
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Звонилова С.А. |
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Рылова А.Д. |
специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений; |
Аникеевой О.В. |
специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений, |
на основании решения от 25.11.2009 по делу 03-10/123-09, возбужденному по жалобе ООО "ЧОП "Авгур" (634049, г.Томск, ул. Иркутский тракт, 37-41) на действия государственного заказчика Комитет ЗАГС Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году",
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
3. Государственному заказчику Комитет ЗАГС Томской области нарушившему п.1 ч.1 ст.11, ч.4 ст.25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", путем включения в конкурсную документацию "Оказание услуг по обеспечению охраны помещений и товарно-материальных ценностей в 2010 году" требований к участнику размещения заказа не предусмотренных законодательством в сфере размещения заказов устранить указанные нарушения в пятидневный срок со дня получения, путем приведения конкурсной документации в соответствие с законодательством.
4. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Томского УФАС России в трехдневный срок со дня исполнения настоящего предписания, с приложением копий соответствующих документов.
Председатель Комиссии |
|
|
Алиев Р.А. |
Члены комиссии |
|
|
Ураева Л.Р. Константинов В.А. Звонилов С.А. Рылов А.Д. Аникеева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 25 ноября 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016