Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 28 декабря 2009 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов в присутствии представителей ГУ "Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и ООО "Стройпутьсервис", рассмотрев жалобу ООО "Стройпутьсервис" и материалы дела N 7-01/314,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Стройпутьсервис" на действия государственного заказчика ГУ "Дальневосточный поисково-спасательный отряд Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ГУ ДВРПСО МЧС России) при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край.
Суть жалобы сводится к доводам, согласно которым заявка ООО "Стройпутьсервис" необоснованно отклонена. По мнению заявителя, аукционная заявка ООО "Стройпутьсервис" содержит достоверные сведения об участнике размещения заказа, и соответствует всем положениям документации об аукционе. Кроме того, документация о проведении открытого аукциона, содержит требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные законодательством о размещении заказов, в части представления в составе заявки копии лицензий субподрядных организаций и описания технологического процесса в таблице "Предложение о технических условиях и качественных характеристиках".
В рамках рассмотрения поступившей жалобы, на основании статьи 17 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем, документов и информации установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 03 ноября 2009 г.
Предметом заказа является выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край.
Источник финансирования: средства федерального бюджета.
Начальная (максимальная) цена - 267 038 500 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 9 от 17.12.2009 на участие в открытом аукционе поступило пять заявок от следующих участников размещения заказа:
1. ООО "Строймонтаж";
2. ООО "Нангмар холдинг";
3. ООО "Стройпутьсервис";
4. ООО "БизнесРемСтрой";
5. ООО "Мастер Плит Строй".
По результатам рассмотрения заявок, аукционной комиссией принято решение отказать в допуске к участию в аукционе ООО "Нангмар холдинг" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ) и ООО "Стройпутьсервис" (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ (недостоверные сведения об участнике размещения заказа) и несоответствие заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе).
В ходе рассмотрения дела, представители ГУ ДВРПСО МЧС России пояснили, что решение о назначении лица, уполномоченного подписать заявку, противоречит действующему уставу предприятия. В технической части аукционной заявки не учтены многие объемы видов работ: 1. монтаж плит перекрытия не включает в себя отделку откосов, колон, перегородок, крыльца, козырьков; 2. "Здание дежурных сил" - нет огнезащитной обработки, наружной отделки, монтажа балок, установки стен, контроля качества; 3. в "Генплане" нет срока исполнения работ по устройству площадки АЗС, в монтаже пожарной емкости вместо пяти требуемых работ предложено только четыре; 4. ошибка в сроках разработки технологии с приобретением, установкой оборудования и мебели, которая растянута у участника до окончания строительства - на самом деле она должна стоять перед началом строительства, так как после её утверждения начинается строительство; 5. отсутствует контроль качества некоторых объектов на протяжении всего строительства; 6. пропущены сроки исполнения работ. Также, приложение к заявке имеет подчистки, дописки, исправления и корректировки. На основании изложенного, по мнению заказчика, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Стройпутьсервис" правомерны.
Представители ООО "Стройпутьсервис" на рассмотрении дела, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В результате анализа аукционной документации и приложенных документов, на предмет соблюдения Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", установлено.
Документация о проведении открытого аукциона, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ разрабатывается и утверждается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией.
Требования к участникам размещения заказа установлены в разделе 13 Документации об аукционе - "в случае привлечения субподрядных организаций для выполнения работ, услуг, участнику размещения заказа в составе заявки, необходимо представить копии их лицензий на соответствующие виды работ, услуг".
При размещении заказа путем проведения торгов, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ, устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 2 статьи 35 Закона N 94-ФЗ закреплен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать заявка. Согласно указанной норме права, заявка, поданная на участие в аукционе, должна содержать сведения об участнике размещения заказа.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Установленное требование государственного заказчика о приложении в составе аукционной заявки копии лицензий субподрядных организаций, нарушает требования законодательства о размещении заказов.
Приложение N 4 к документации об аукционе "Организационно-техническое предложение" содержит обязательную для заполнения таблицу N 1 "Перечень, содержание и порядок (методы) выполнения работ", которая содержит графу "Обоснование". В данной форме документа, участнику размещения заказа необходимо указать государственные элементные сметные нормы. Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
В соответствии ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Данная норма права устанавливает обязанность государственного заказчика в документации о проведении открытого аукциона, установить виды строительно-монтажных работ, в соответствии с которыми, участник размещения заказа подает заявку на участие в торгах.
Требование об указании в составе заявки государственных элементных сметных норм, в техническом предложении участника размещения заказа, нарушает ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
Аналогичные нарушения содержатся в действиях заказчика, по установлению требований к участникам размещения заказа о разработке календарного план-графика выполнения работ.
Пункт 3 раздела 16 Документации об аукционе, содержит требование к содержанию заявки, в том числе "предложение о функциональных и качественных характеристиках товара (работ, услуг), графика выполнения работ/оказания услуг".
Положением ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать сведения п.п. 2-4, 4.2-5, 6, 7, ст. 22 Закона N 94-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Требование государственного заказчика о предоставлении участниками размещения заказа графика выполнения работ, противоречат ч. 4 ст. 34, ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
Информационная карта документации о проведении аукциона, содержит в п. 2, 3 ч. 9 сведения о начальной максимальной цене государственного контракта и составляющие её расходы, такие как резерв на скрытые работы, доработку проектов и иные непредвиденные работы заказчика.
Порядок формирования цены контракта закреплен ч. 4 ст. 34 Закона N 94-ФЗ, которую могут составлять расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.
Указанные государственным заказчиком расходы, составляющие начальную (максимальную) цену контракта, нарушают требование законодательства о размещении заказов и не позволяют участникам размещения заказа определить точную стоимость работ, включая скрытые работы, доработку проектов и непредвиденные расходы.
В разделе 16 Документации об аукционе установлено, что заявка, поданная на участие в аукционе, должна содержать документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, в случае если заявка на участие в аукционе подписывается руководителем: копия приказа/распоряжения или иного документа о назначении руководителя.
Заявка ООО "Стройпутьсервис", содержит Решение от 06.05.2009 г. о назначении на должность директора, которым подписана заявка на участие в аукционе.
Аукционная заявка, согласно п. в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности.
Поскольку заявка ООО "Стройпутьсервис", содержит решение о назначении лица на должность директора, действия аукционной комиссии по отклонению участника размещения заказа по указанному основанию, нарушают п. в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
Раздел 14 Документации об аукционе "Форма заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" содержит сведения о недопущении подчисток и исправлений в заявке, все экземпляры документации должны иметь четкую печать текста.
Предложения ООО "Стройпутьсервис" о технических условиях и качественных характеристиках выполнения работ, содержат подчистки и исправления: 1. здание дежурных сил; 2. барокомплекс; 3. монтаж электроподстанции; 3. скважины водоснабжения; 4. хранилище автотехники; 5. генплан; 6. учебно-тренировочная башня.
Указание в поступившей жалобе ООО "Стройпутьсервис" на несоответствие допущенных участников размещения заказа к участию в аукционе (отсутствие лицензии и опыта работы), не нашли своего подтверждения.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав материалы дела и заслушав доводы сторон, пришла к выводу о наличии в действиях заказчика нарушений законодательства о размещении заказов, в части установления неправомерных требований к представлению документов и сведений, не предусмотренных законодательством о размещении торгов.
В силу указанных обстоятельств, действия аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в торгах хозяйствующим субъектам, по причине непредставления неправомерно запрашиваемых сведений и документов, противоречат ч. 2 ст. 12 Закона N 94-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 17, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройпутьсервис" на действия государственного заказчика государственного заказчика (аукционной комиссии) ГУ ДВРПСО МЧС России - частично обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика ГУ ДВРПСО МЧС России нарушения ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать в действия аукционной комиссии ГУ ДВРПСО МЧС России нарушения ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.05.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать государственному заказчику ГУ ДВРПСО МЧС России - предписание об устранении допущенных нарушений путем повторного проведения открытого аукциона в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для возбуждения административного производства в отношении должностного лица ГУ ДВРПСО МЧС России, ответственного за утверждение документации о проведении открытого аукциона, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 73
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере размещения заказов на основании своего решения от 28.12.2009 N 219 по делу N 7-1/314 о нарушении ГУ ДВРПСО МЧС России законодательства о размещении заказов (ч. 3 ст. 35 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") при размещении государственного заказа путем проведения открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному заказчику - ГУ ДВРПСО МЧС России устранить нарушения законодательства о размещении заказов (ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ), допущенные при проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции базы ГУ ДВРПСО МЧС России по адресу: 680505, с. Ракитное, Хабаровский район, Хабаровский край, путем повторного проведения аукциона со стадии формирования извещения о проведении торгов и аукционной документации с в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов и с учетом замечаний, изложенных в решении Хабаровского УФАС России от 28.12.2009 г. N 219.
2. О принятом решении по исполнению настоящего предписания уведомить Хабаровское УФАС России в срок до 19 января 2010 г. (с приложением подтверждающих документов).
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, его территориального органа, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тысяч рублей, на юридических лиц - в размере 500 тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 28 декабря 2009 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016