Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 2 ноября 2015 г. N 03-37/15РШ
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) А.Д. Кузьмин, рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный в отношении индивидуального предпринимателя Округиной Анны Александровны, дата рождения <> паспорт<>, выдан <> зарегистрированной по адресу: <>; ИНН 143515642718, ОГРНИП 304143531700137, а также иные материалы N03-36/15Р, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил:
14.09.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) возбуждено дело по факту распространения рекламы магазина "Mia Donna" следующего содержания: "Mia Donna. Обувь & Аксессуары. Sale до -50%. ТЦ "Атлант", 1 этаж, 444 729", с использованием рекламной конструкции, установленной на ограждении территории торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21, по признакам нарушения пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
24.09.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) определением о возбуждении дела N03-36/15Р по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения рекламы магазина "Mia Donna" с использованием рекламной конструкции, установленной на ограждении территории торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21, с признаками нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", возбуждено производство по делу.
08.10.2015 г. Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе по делу N03-36/15Р от 08.10.2015 г. реклама магазина "Mia Donna", распространяемая с использованием рекламной конструкции, монтированной на ограждении территории торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21, признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По факту нарушения законодательства о рекламе ведущим специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) Ивановой В.А. в отношении индивидуального предпринимателя Округиной Анны Александровны, 23.10.2015 г. составлен протокол по делу N03-37/15РШ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Индивидуальный предприниматель Округина А.А. надлежащим образом о времени месте рассмотрения дела N03-37/15РШ извещена, на составление и подписание протокола об административном правонарушении явилась представитель ИП Округиной А.А. по доверенности <> <> сообщила, что ИП Округина А.А. вину за допущенное правонарушение признает, обязуется впредь соблюдать требования законодательства РФ о рекламе.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, а также иные материалы дела, пришел к следующим выводам.
В рекламе магазина "Mia Donna" в нарушение пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" использовано слово на английском языке ("sale"), знание которого может не входить в набор знаний и опыта потребителей рекламы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой признается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация подпадает под понятие рекламы и является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам - распространена с использованием рекламной конструкции, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно продукции, реализуемой в магазине "Mia Donna", формирование и поддержание интереса к данной продукции продвижение магазина "Mia Donna" на рынке.
В силу пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.
В рекламе магазина "Mia Donna" использовано слово на английском языке ("sale"), знание которого может не входить в набор знаний и опыта потребителей рекламы. Отсутствие перевода не позволяет каждому потребителю уяснить иностранное выражение и содержание рекламного сообщения полностью, что влечет искажение смысла информации.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык РФ подлежит обязательному использованию в наименованиях организаций всех форм собственности, а также в рекламе. Согласно части 2 статьи 3 указанного Федерального закона в случае использования иностранного языка в данных сферах, тексты на иностранном языке должны быть идентично предоставлены и на русском языке.
Потребителями рекламы является широкий круг лиц, при этом знание иностранного языка не является обязательным для всех граждан. Поэтому использованное в рекламе выражение на иностранном языке потребитель рекламы может не уяснить, и для него рекламная информация будет неполной и искаженной, что нарушает требования пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, материалами дела установлено, что в рассматриваемой рекламе магазина "Mia Donna", распространенной с использованием рекламной конструкции, установленной на ограждении территории торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21 используется слово "sale", которое вводит в заблуждение потребителей рекламы, что нарушает требования пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Федерального закона "О рекламе" ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу требований части 4 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30.1 указанного Федерального закона ответственность несет рекламодатель.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно договору N18-ПМ аренды нежилого помещения от 01.08.2015 г. ИП Ушаков А.В. передал ИП Округиной А.А. в аренду нежилое помещение N8 на первом этаже здания торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул.Орджоникидзе, д.21, с целью размещения в нем магазина розничной торговли обувью и кожгалантереей, а также, со слов Унжаковой Е.В., по данному договору ИП Округиной А.А. предоставлена рекламное место - рекламная конструкция, установленная на ограждении территории торгового центра "Атлант", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21.
Материалами дела установлено, что индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в магазине "Mia Donna", расположенного по адресу г.Якутск, ул. Орджоникидзе, дом 21, а также лицом, определившим содержание рассматриваемой рекламы является ИП Округина А.А., что подтверждается письменными и устными пояснениями представителя ИП Округиной А.А. Унжаковой Е.В., договором аренды N18-ПМ нежилого помещения от 01.08.2015 г., заключенного с владельцем здания торгового центра "Атлант" ИП Ушаковым А.В.
Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем, то есть лицом, определившим содержание рекламы магазина "Mia Donna" с нарушением пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", является ИП Округина А.А.
Частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе.
Согласно части 1 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вышеизложенные обстоятельства совершения административного правонарушения свидетельствуют о том, что у ИП Округиной А.А. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но в ходе изготовления рекламы, а также передачи макета рекламы рекламопроизводителю, не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Таким образом, материалами дела установлено, что ИП Округина Анна Александровна, являясь рекламодателем, а именно лицом определившим содержание рекламы магазина "Mia Donna", не уделив должного внимания при производстве рассматриваемой рекламы, использовав в рекламе иностранное слово "sale", нарушила требования пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
В силу части 1 статьи обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
С учетом признания ИП Округиной А.А. виновных действий, а также отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершения правонарушения впервые, руководствуясь статьями 1.5, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановил:
Признать индивидуального предпринимателя Округину Анну Александровну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четыре тысяч) рублей.
Согласно ч.1. ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суммы штрафов за нарушения законодательства РФ о рекламе, зачисляются в бюджет по следующим реквизитам:
Получатель: Управление Федерального казначейства по РС(Я) (Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) л/с 04161705470)
ИНН 1435137122
КПП 143501001
Банк получателя
ГРКЦ НБ РЕСП. САХА (ЯКУТИЯ) БАНКА РОССИИ Г. ЯКУТСК
Р/с 40101810100000010002
БИК 049805001
ОКТМО 98701000
КБК 161 11626000016000140
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе согласно постановлению N03-37/15РШ от 02.11.2015 г.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст.30.1, 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Постановление вступило в законную силу "__" ___________ 2015 г.
Заместитель руководителя А.Д. Кузьмин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 ноября 2015 г. N 03-37/15РШ
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016