Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
(опубликовано 27 января 2010 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 4-05/6 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на телевизионном канале "Рен ТВ" на территории г. Хабаровска рекламы продолжительностью, превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа, прерывания рекламой телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут и отсутствия в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи сведений о продавце товаров, в присутствии представителей ЗАО "Телекомпания "Даль ТВ", установила:
В порядке контроля за соблюдением требований части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе", регламентирующей продолжительность телевизионной рекламы в течение часа, проведен мониторинг рекламы, распространенной 30 ноября и 01 декабря 2009 г. на телевизионном канале "Рен-ТВ" во время трансляции названого сетевого программного блока на территории г. Хабаровска в период с 20-00 до 21-00 часов местного времени.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, прерывания телепрограммы рекламой и совмещения рекламы с телепрограммой не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа (9 минут).
Для оценки рекламы, распространенной на канале "Рен-ТВ" на территории г. Хабаровска указанным требованиям, проведен посекундный хронометраж телепрограмм: "Телепатруль", "Домашняя обстановка", "Модная жизнь", "Торговый экспресс", "К хорошему привыкаем", "В мире приключений", "Красотка". "Рецепты красоты и здоровья" (приложение N 1).
Видеосюжеты, распространенные в названных телепередачах, привлекают внимание к конкретным объектам рекламирования для продвижения их на рынке. Данная информация не относится к аналитическим материалам, касающимся информационных обзоров внутреннего рынка, следовательно, на нее распространяются требования Федерального закона "О рекламе".
В частности, в передаче "Домашняя обстановка" акцентированное внимание привлечено к сети мебельных салонов "Татьяна" и мебельному салону "Шатура" (продолжительность рекламы 4 мин. 15 сек.).
В передаче "Модная жизнь" в течение 4-х мин. распространялась реклама детских товаров, предлагаемых магазином "JTI Baby". Сюжет передачи, вышедшей под рубрикой "К хорошему привыкаем", посвящен рекламе хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по организации питания (кейтеринг). В рамках передачи "В мире приключений" рекламировались одежда и снаряжения для рыбалки (продолжительность рекламы 10 мин. 30 сек.). Программа "Красотка", представляющая собой беседу ведущих со специалистом цента "Медлайн", содержит рекламную информацию о препарате "Нифертити", предлагаемом в качестве средства для похудения (продолжительность рекламы 8 мин.). Передача "Торговый экспресс", равно как и рекламные блоки (4 шт.), полностью состоят из рекламных материалов.
Все перечисленные сюжеты о потребительских свойствах объектов рекламирования, сопровождаемые изображением товарных знаков, логотипов, адресов и телефонов, являются рекламой, поскольку имеют в качестве основной цели продвижение товара (услуги) на рынке. В целом в процессе хронометража, (из которого полностью исключена нерекламная информация), установлено, что в течение часа вещания было распространено рекламы всех видов общей продолжительностью 28 минут и 26 минут соответственно. По отношению к часу вещания это составляет 47% и 43% (вместо 15%).
Таким образом, во время трансляции сетевого программного блока "Рен-ТВ" на территории г. Хабаровска 30 ноября и 01 декабря 2009 г. в течение часа (в период с 20-00 до 21-00 часов местного времени) было распространено рекламы продолжительностью, превышающей допустимый законом лимит в 3 раза, что является нарушением части 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 14 названного Закона не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут. В процессе мониторинга видеозаписи передачи "Телепатруль" установлено, что данная программа хронометражом 6 минут прерывалась на рекламу 4 раза.
Способом подачи рекламного материала является демонстрация (в перерывах между сюжетами) медленно двигающегося легкового автомобиля, на корпусе которого размещается реклама о различных фирмах, содержащая краткое информационное сообщение: название - логотип - товар ("Такси "Абсолют", компания "Белый бокс", ООО "Изал", магазин "Сицилия").
Несмотря на то, что реклама распространяется в условиях движения рекламоносителя, информация легко распознаваема, поскольку она озвучена, а объект телевизионного изображения (автомобиль) медленно переходит в крупный план и в течение 5 секунд фиксируется на экране в режиме "стоп-кадр". При этом трансляция основной передачи прерывается.
Следовательно, распространение рекламы в рамках программы "Телепатруль" осуществляется в нарушение пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".
Передача "Красотка. Рецепты красоты и здоровья" полностью посвящена рекламе препарата для похудения "Нифертити", который можно приобрести, позвонив по телефону (4212) 41-41-01. Подобная организация продажи товара является дистанционной.
Статьей 8 Федерального закона "О рекламе" установлено, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица либо фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В рекламе препарата "Нифертити" обязательные сведения отсутствуют, продавец остается обезличенным и из всей информации о нем имеются только контактные телефоны, что свидетельствует о нарушении названной нормы Закона.
Таким образом, распространение рекламы на телеканале "Рен-ТВ" на территории г. Хабаровска 30 ноября и 01 декабря 2009 г. в период с 20-00 до 21-00 часов местного времени осуществлено с нарушением части 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 названного нормативного акта ответственность за нарушение указанных требований несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ретрансляция телепрограмм программного блока канала "Рен-ТВ" в г. Хабаровске осуществляется на основании договора N А-507/08-С от 20.11.2008 г., заключенного между ООО "Акцепт" (Телевизионный канал Рен ТВ, далее "Правообладатель") и ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ" (далее "Вещатель").
По данному договору "Правообладатель" передает "Вещателю" исключительное право передачи в эфир Программного блока правообладателя на территории г. Хабаровска, включающего в себя телепрограммы, анонсы, рекламные блоки и спонсорские заставки. В соответствии с п. 3.3.2 договора "Вещатель" осуществляет передачу в эфир Программного "Правообладателя", включая рекламные блоки. Таким образом, по условиям договорных отношений между сторонами распространителем рекламы (сетевой и региональной на территории г. Хабаровска) является ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ", следовательно, по его вине произошло нарушение законодательства РФ о рекламе.
В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представители ЗАО "Телекомпания "Даль ТВ" признали допущенные нарушения рекламного законодательства в части превышения объема рекламы в течение часа вещания и неуказания в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи сведений о продавце товаров.
Что касается нарушений, выразившихся в прерывании рекламой телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, заместитель генерального директора ЗАО "Телекомпания "Даль ТВ" О.Н. Могилев выразил свое несогласие с позицией антимонопольного органа, аргументировав его тем, что передача "Телепатруль", формируемая сторонним производителем, является не отдельным телевизионным продуктом, а составной частью выпуска новостей. В этой связи суммарный хронометраж передачи "Новости 24", куда входит и "Телепатруль", составляет более 15 минут.
Приведенные утверждения об отсутствии в деятельности телекомпании "Даль ТВ" нарушений пункта 2 части 4 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" Комиссией отклонены по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под телепрограммой (телепередачей) понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Следовательно, передача "Телепатруль" с учетом периодичности аудиовизуальных сообщений и материалов, наличия постоянного названия, целевой направленности и сюжетной линии (ознакомление телезрителей с хроникой происшествий), имеющая в каждом выпуске постоянную "отбивку" о телефоне горячей линии и учитываемая в монтажном листе отдельной позицией (с указанием точного времени выхода в эфир), является не сюжетом ежедневного выпуска новостей, а самостоятельной телепередачей хронометражом менее чем 15 минут.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, распространенную ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ" при трансляции сетевого программного блока канала "Рен ТВ" 30.11.2009 г. и 01.12.2009 г. с 20-00 до 21-00 часов местного времени, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе"
2. Выдать ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 27 января 2010 г. по делу N 4-05/6 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной 30 ноября и 01 декабря 2009 г. на телевизионном канале "Рен-ТВ" во время трансляции названого сетевого программного блока на территории г. Хабаровска в период с 20-00 до 21-00 часов местного времени, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 2 части 4 статьи 14 и статьи 8 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ" в срок до 10 февраля 2010 г. прекратить распространение на телевизионном канале "Рен ТВ" рекламы продолжительностью, превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа, прерывающей телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут и без указания в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи сведений о продавце товаров.
2. ЗАО "Телекомпания "Даль-ТВ" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 15 февраля 2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (опубликовано 27 января 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016