Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 октября 2015 г. N 1-00-1789/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
рассмотрев жалобу ООО "Центр Строительных Услуг-1998" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "ОТЭК" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг клинингового обслуживания (стирка, уборка помещений и прилегающей территории) для филиала АО "ОТЭК" в г. Краснокаменске (реестровый N 31502717660) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске Заявителю к участию в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее - Положение о закупке, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 01.09.2015. Дата окончания подачи заявок - 22.09.2015. Дата подведения итогов - 06.10.2015.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23.10.2015 N 31502731289-01 (далее - Протокол) заявка Заявителя была отклонена по причине несоответствия участника конкурса требованиям закупочной документации: уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника процедуры 25 единиц, что не соответствует требованием закупочной документации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14.9.4 Положения о закупках по итогам отборочной стадии конкурсная комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в конкурсе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в конкурсной документации, в том числе по причине несоответствия участника конкурса требованиям конкурсной документации.
Согласно подпункту 1.5 пункта 1.1.1 части 1 Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям, в том числе: уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника закупки должен быть не ниже 30 единиц, согласно методике расчета.
В качестве документа, подтверждающего соответствие названному пункту, предоставляются копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный год и последний завершенный период, а именно: Форма по ОКУД 0710001 (бухгалтерский баланс) и Форма по ОКУД 0710002 (отчет о прибылях и убытках или отчет о финансовых результатах). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность предоставляется с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме; бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний завершенный период, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера участника закупки:
- если срок окончания подачи заявок до 25 июня текущего года - не предоставляется;
- если срок окончания подачи заявок в периоде с 25 июня до 25 октября текущего года включительно - предоставляется за 6 месяцев;
- если срок окончания подачи заявок позднее 25 октября текущего года - предоставляется за 9 месяцев.
Следовательно, учитывая тот факт, что датой окончания подачи заявок является 22.09.2015, надлежащим исполнением требований подпункта 1.5 пункта 1.1.1 части 1 Конкурсной документации будет являться предоставление в составе заявки копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный год (2014 год) и последний завершенный период (за 6 месяцев).
В соответствии с пунктом 7 части 1 Конкурсной документации установлена методика расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников процедуры закупки.
Методика основана на расчете показателей обеспеченности финансовыми ресурсами предприятия, характеризующих уровень риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Эти показатели, в том числе, позволяют заказчику оценить способность предприятия в сроки и в полном объеме исполнить свои обязательства по заключаемым с заказчиком договорам. Для общего расчета финансового состояния предприятия используются основные показатели его деятельности, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: в Форме по ОКУД 0710001 "Бухгалтерский баланс" и в Форме по ОКУД 0710002 "Отчет о прибылях и убытках" ("Отчет о финансовых результатах").
Коды строк бухгалтерской (финансовой) отчетности, используемые при расчете показателей обеспеченности финансовыми ресурсами предприятия (раздел 4 настоящей Методики), применяются в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Согласно подпункту 3 пункта 7 части 1 Конкурсной документации для расчета обеспеченности финансовыми ресурсами участников закупок, начальная (максимальная) цена договора по которым не превышает 500 млн. руб. с НДС, используется следующая система:
Финансовый показатель |
Значение показателя и оценка, используемая при расчете |
|||
Коэффициент автономии собственных средств (Касс) |
более 0,20 30 единиц |
0,20-0,10 20 единиц |
0,09-0,06 10 единиц |
менее 0,06 0 единиц |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Косс) |
более 0,08 25 единиц |
0,08- 0,05 20 единиц |
0,04 - 0,02 10 единиц |
менее 0,02 0 единиц |
Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности c суммой договора (Ксв) |
более 1,50 25 единиц |
1,50 - 1,20 15 единиц |
1,19 - 0,50 10 единиц |
менее 0,50 0 единиц |
Коэффициент покрытия процентов (Кпп) |
более 2,00 20 единиц |
2,00-1,50 10 единиц |
1,49-1,00 5 единиц |
менее 1,00 0 единиц |
Оценки (количество единиц), полученные по всем финансовым показателям, суммируются.
При этом к оценкам (сумме оценок) по показателям Касс, Косс и Кпп по истекшему году применяется удельный вес 0,6, а к оценкам по показателям Касс, Косс и Кпп по истекшему периоду (полугодие текущего года/ 9 месяцев текущего года) - удельный вес 0,4.
В случае, если необходимо оценить обеспеченность финансовыми ресурсами за истекший год и 1 квартал текущего года, то к набранным участником оценкам по показателям Касс, Косс и Кпп должен быть применен удельный вес 1,0, а показатели 1 квартала текущего года в расчетах не учитываются.
К коэффициенту соизмеримости годовой выручки от основной деятельности c суммой договора (Ксв) корректировка с помощью удельных весов не применяется. При расчете интегрального показателя обеспеченности финансовыми ресурсами оценка по коэффициенту (Ксв) проводится отдельно.
Итоговым значением показателя обладания обеспеченности финансовыми ресурсами участника является сумма скорректированных на удельный вес оценок показателей Касс, Косс и Кпп и оценки по показателю Ксв.
Для присвоения оценки значения полученных финансовых показателей предприятия округляются в соответствии с общими правилами округления с точностью до двух знаков после запятой.
Пример расчета интегрального показателя обеспеченности финансовыми ресурсами Zi:
Участник |
Истекший период |
Сумма оценок участника за истекший год по показателям Касс, Косс и Кпп |
Сумма оценок участника за истекший период по показателям Касс, Косс и Кпп |
Оценка участника по показа-телю Ксв |
Показатель обеспеченности финансовыми ресурсами |
I |
год |
Х |
- |
W |
Zi= X*1,0 + W |
I |
1 квартал текущего года |
Х |
не рассчитываются |
W |
Zi= X*1,0 + W |
I |
6 месяцев текущего года |
Х |
Y |
W |
Zi= X*0,6 + Y*0,4+ W |
I |
9 месяцев текущего года |
Х |
Y |
W |
Zi= X*0,6 + Y*0,4+ W |
Чем выше данный показатель (Zi), тем стабильнее и устойчивее финансовое состояние предприятия. Риски неисполнения предприятием в сроки и в полном объеме своих обязательств по заключаемым с заказчиком договорам из-за недостаточности финансовых ресурсов уменьшаются с ростом значения данного показателя.
Значение порогового значения показателя Zi (при значении ниже которого участнику будет отказано в допуске к участию в закупке) устанавливается заказчиком самостоятельно. Рекомендуемое значение показателя Zi - 5_30 единиц.
Изучив представленные в составе заявки Заявителя копии бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный год (2014 год) и последний завершенный период (за 6 месяцев) и сопоставив данные с вышеизложенной методикой оценки, Комиссия установила, что уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника за последний отчетный период (за 2014 год) составляет 25 единиц, что не соответствует требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.10.2015 N ИШ//42483.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 октября 2015 г. N 1-00-1789/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016