Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 16 октября 2015 г. N Р15/116
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Поткина И.В.
|
-заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии:
|
Огнева Е.Н. Колов Е.Г |
- ведущий специалист-эксперт; - специалист-эксперт |
рассмотрев дело N Р15/116 возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг в журнале "Урал.РФ", выпуск N1июнь 2015 года,
в присутствии представителя ООО "Бизнес технологии" -<_> (доверенность б/н от 12.10.2015), установила:
Тюменским УФАС России в рамках реализации полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе был осуществлен обзор периодического печатного издания - журнал "Урал.РФ", выпуск N1 июнь 2015 года. В ходе обзора было установлено, что на странице 62-63 размещена реклама медицинского центра "УроПроф" в виде беседы с урологом-андрологом высшей квалификации Алборовым Р.Г. под условным названием: "О чем думают мужчины".
Согласно части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В вышеуказанной рекламе отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к применению услуг, упомянутых в рекламе.
Таким образом, данная реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Определением от 17.09.2015 NР15/116-01 возбуждено дело в отношении ООО "Бизнес технологии".
Как следует из представленных на рассмотрение дела ООО "Бизнес технологии" объяснений и документов (вх.7715 от 15.10.2015 г.), верстка номеров организуется в соответствии с распоряжениями и указаниями главного редактора ООО "Бизнес технологии". Контроль за выходом статей, фото и других материалов, их соответствие нормам законодательства осуществляется также главным редактором, которому предоставлены все соответствующие обязанности и права в соответствии с должностной инструкцией. Отсутствие предупреждающей надписи допущено по вине главного редактора в силу первого выхода номера издания и на тот момент малой осведомленности главного редактора о специфике размещения рекламных материалов на медицинскую тему. Согласно пункту 2.5. Должностной инструкции главный редактор обязан осуществлять контроль за соответствием публикаций издания и самого издания требованиям действующего законодательства РФ.
Как пояснил представитель ООО "Бизнес технологии" Договор на публикацию на стр.62-63 рекламы медицинского центра "УроПроф" в виде беседы с урологом-андрологом под условным названием: "О чем думают мужчины" в письменном виде не заключался.
Указанная публикация была осуществлена по инициативе ООО "Бизнес технологии" с согласия данного врача. Целью данной публикации было привлечение дополнительного внимания читательской аудитории к журналу "Урал.РФ", увеличение круга читателей, формирование дополнительного интереса к журналу "Урал.РФ".
Макет публикации "О чем думают мужчины" не составлялся. Верстка, дизайн и соблюдение всех атрибутов печатной публикации возлагались на редакцию журнала.
Изучив письменные материалы дела, заслушав представителя ООО "Бизнес технологии", Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Текст рекламы "_Доверительная и приятная обстановка, которая характерна для центра "УроПроф" и современное диагностическое и лечебное оборудование - гарантия комфортного лечения. Сегодня мы рады предложить нашим пациентам уникальный и совершенный метод лечения хронических тазовых болей, нарушение эрекции и хронического простатита. В центре имеется немецкий аппарат Dornier ARIES, действие которого основано на ударно-волновой проникающей способности_Этот амбулаторный метод лечения не влияет на привычный образ жизни пациента. Все процедуры совершенно безболезнены_Лечение с помощью аппарата Dornier ARIES назначается и выполняется только лечащим врачом после консультации и обследования пациента_Центр "УроПроф" имеет длительный опыт успешной работы, более 3500 счастливых пациентов, современные методы диагностики и лечения. Это уверенность в результате и сохранение здоровья мужчин" формирует и поддерживает у потенциального получателя услуг интерес к вышеупомянутому медицинскому центру и услугам, оказываемым данным центром, что способствует продвижению услуг вышеуказанного учреждения на рынке медицинских услуг.
Таким образом, объектом рекламирования в данном случае является Медицинский центр "УроПроф" и оказываемые им услуги.
Из пункта 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, следует, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Приложением к данному Положению услуги в сфере урологии относятся к медицинским услугам.
Таким образом, упомянутые в рекламе услуги, предоставляемые Медицинским центром "УроПроф", являются медицинскими услугами.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных изданиях, площади такого предупреждения должно быть отведено не менее чем пять процентов рекламной площади рекламного пространства.
Рассматриваемая реклама не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или необходимости получения консультации специалиста.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что реклама Медицинского центра "УроПроф" в которой используются выражения: "_Доверительная и приятная обстановка, которая характерна для центра "УроПроф" и современное диагностическое и лечебное оборудование - гарантия комфортного лечения. Сегодня мы рады предложить нашим пациентам уникальный и совершенный метод лечения хронических тазовых болей, нарушение эрекции и хронического простатита. В центре имеется немецкий аппарат Dornier ARIES, действие которого основано на ударно-волновой проникающей способности_Этот амбулаторный метод лечения не влияет на привычный образ жизни пациента. Все процедуры совершенно безболезнены_Лечение с помощью аппарата Dornier ARIES назначается и выполняется только лечащим врачом после консультации и обследования пациента_Центр "УроПроф" имеет длительный опыт успешной работы, более 3500 счастливых пациентов, современные методы диагностики и лечения. Это уверенность в результате и сохранение здоровья мужчин", размещенная на страницах 62-63 в журнале "Урал.РФ" N1 за июнь 2015 года, нарушает требование части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Следует отметить, что установленные Законом требования при распространении рекламы медицинских услуг, в том числе методов лечения, направлены, прежде всего, на защиту здоровья населения, с учетом значительного воздействия рекламы на желания, потребность и поведение людей.
На основании частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 настоящего Закона, ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель.
Имеющиеся материалы дела позволяют сделать вывод о том, что рекламораспространителем является ООО "Бизнес-Технологии" (625013, г.Тюмень, ул.Пермякова, д.7а, 407).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 38 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу под условным названием "О чем думают мужчины", размещенную на страницах 62-63 в журнале "Урал.РФ" N1 за июнь 2015 года, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Бизнес технологии" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии И. В. Поткина
Члены комиссии Е.Н. Огнева
Е.Г. Колов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 октября 2015 г. N Р15/116
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016