Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 26 октября 2015 г. N 1-00-1759/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
рассмотрев жалобу ООО "БАВКОгрупп" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "РЖД СТРОЙ" (далее - Заказчик) при проведении запрос котировок на право заключения договора поставки обыкновенного грунта и щебня для отсыпки подходов автодорожного путепровода на ПК 1858 станции Гагарский Свердловской ж.д. (далее - ТМЦ), для обеспечения объекта СМТN10-филиала АО "РЖДстрой": "Реконструкция участка Косулино-Баженово Свердловской железной дороги" в сентябре - ноябре 2015 года (реестровый N 31502777328) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске Заявителю к участию в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее - Положение о закупках, Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 21.09.2015. Дата окончания подачи заявок - 29.09.2015. Дата подведения итогов - 29.09.2015.
Согласно протоколу запроса котировок от 05.10.2015 N 31502795245-01 (далее - Протокол) заявка Заявителя была отклонена по причине несоответствия требованиям пунктов 2 и 3.2.2 Закупочной документации.
В соответствии с пунктом 6.8.4.1 Закупочной документации участник запроса котировок не допускается к участию в запросе котировок в случае несоответствия котировочной заявки требованиям котировочной документации, в том числе:
- котировочная заявка не соответствует форме, установленной котировочной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям котировочной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями котировочной документации).
Согласно пункту 2.1 Закупочной документации участник должен являться производителем продукции либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем или официальным представителем (дилером, дистрибьютором и т.п.).
Претендент, предлагающий к поставке продукцию иностранного производства, должен представить письменную гарантию производителя или официального дилера/дистрибьютора иностранной компании на территории Российской Федерации о возможности исполнения заказа продукции, указанной в техническом задании.
Согласно пояснениям Заказчика, во исполнение требований пункта 2.1 Закупочной документации принимается любой документ, подтверждающий связь с производителем или иным лицом - законным представителем производителя.
В соответствии с пунктом 3.2.2 Закупочной документации установлены требования к поставке ТМЦ, в том числе:
- поставку обыкновенного грунта необходимо осуществлять с Курманского каменно-щебеночного карьера и доставлять, согласно проектной документации 6898/2-03 АД, на станцию Гагарский 1858 км Свердловской ж.д.
Согласно пункту 7.1.7.4 Закупочной документации в составе заявки участник должен представить документы, подтверждающие соответствие участников запроса котировок, предлагаемых ими товаров, работ, услуг установленным требованиям котировочной документации и условиям допуска к участию в запросе котировок, в частности, перечисленным в пунктах 2, 3.1, 5.4.3.1 котировочной документации. Перечень документов и порядок их оформления указываются в пунктах 2, 3.1, 5.4.3.1, 7.8 котировочной документации.
При рассмотрении заявки Заявителя на участие в Закупке, Комиссия установила, что в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2.1. Закупочной документации, Заявитель представил в составе заявки письмо (исх. от 24.09.2015 N 15-15), направленное АО "НерудТоргТранс", в котором последний информирует о следующем: "_Акционерное общество "НерудТоргТранс" является дилером строительных материалов. Наша компания готова сотрудничать с ООО "ТД "Стройматериалы" на предмет поставки строительных материалов (Геотекстиль) для объекта "Новая железнодорожная линия на направлении Журавка-Миллерово" по запросу котировок N 07/09 ПТО.".
При этом в составе заявки отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт сотрудничества АО "НерудТоргТранс" с производителем поставляемой продукции.
Таким образом, Заявитель не представил в составе заявки документ, подтверждающий соответствие заявки требованиям пункта 2.1 Закупочной документации.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил, в том числе невозможности исполнения требований пункта 2.1 Закупочной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия признает жалобу Заявителя, в части неправомерного отказа в допуске по причине несоответствия требованиям пункта 2 Закупочной документации, необоснованной.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Давая правовую оценку требованиям, установленным в пункте 3.2.2 Закупочной документации, Комиссия установила следующее.
Действующим законодательством, а также Положением о закупках не предусмотрена возможность установления требований к закупаемому товару, которые могут привести к ограничению круга лиц, способных принять участие в закупках. Заказчик вправе установить требования к поставляемому товару (что прямо предусмотрено частью 10 статьи 4 Закона о закупках), при этом способ поставки и место происхождения товара, при условии его соответствия иным требованиям Заказчика, не вправе быть продиктованы Заказчиком. Обратное может привести к злоупотреблению Заказчиком своим правом самостоятельно определять требования к закупке, в результате чего к поставке будет доступно ограниченное число товаров, выбранных Заказчиком, что, в свою очередь, может привести к необоснованному ограничению круга лиц, способных принять участие в закупках.
Соответственно, установление требования в Закупочной документации о необходимости поставки обыкновенного грунта исключительно с Курманского каменно-щебеночного карьера, не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе антимонопольным требованиям к торгам, и ограничивает права неопределенного круга лиц, в возможности принять участие в Закупке.
Вместе с тем Заказчиком не представлено каких-либо сведений и документов, подтверждающих объективную необходимость установления названного требования в Закупочной документации.
Кроме того, Заказчик пояснил, что поставка обыкновенного грунта с указанного карьера необходима в связи с определенными условиями проектной документации. Однако, Заказчиком в составе Закупочной документации не размещена проектная документация, подтверждающая необходимость установления данного требования, а также не представлена на заседание Комиссии. Данный факт свидетельствует о не раскрытии Заказчиком необходимой информации о предмете Закупки, наличие которой предусмотрено пунктом 3.2.2 Закупочной документации, и нарушает принципы информационной открытости Закупки, установленные частью 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, отказ в допуске Заявителю к участию в Закупке на основании несоответствия требованиям пункта 3.2.2 Закупочной документации является неправомерным. В действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В этой связи, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного отказа в допуске на основании несоответствия требованиям пункта 3.2.2 Закупочной документации и необоснованной в остальной части.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктов 3.2.2 и 6.8.4.1 Закупочной документации.
Выдать Заказчику обязательно к исполнению предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 октября 2015 г. N 1-00-1759/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016