Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
(опубликовано 2 марта 2010 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
члены Комиссии:
рассмотрев дело N СЮ 05-03/2010-6, о нарушении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в присутствии представителей:
Ответчика - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания":
- - юрисконсульт по дов. от 14.01.2009 г. N 568,
Заявителя - ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод":
- - юрист по дов. от 15.02.2010 г. N 3,
- - главный энергетик по дов. от 15.02.2010 г. N 2, установила:
В Удмуртское УФАС России 23.12.2009 г. поступило заявление ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" N 300 на действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", выразившиеся в навязывании ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" условий договора энергоснабжения с применением в расчетах одноставочного тарифа.
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" отклонило предложение ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" о применении в расчетах за потребляемую электроэнергию по договору энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575 двухставочного тарифа и настаивает на применении одноставочного тарифа.
В соответствии с пунктом 58 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3-х вариантах:
1) одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности;
2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители, в том числе покупающие часть электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменения варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" направило в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" протокол разногласий о применении расчетов по договору энергоснабжения с применением двухставочного тарифа, в соответствии с предоставленной ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" пунктом 58 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" возможностью выбора тарифа.
Разногласия по договору энергоснабжения между ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" коснулись порядка оплаты за поставленную электроэнергию.
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" письмом от 21.12.2009 г. N 510/7796 установило намерение воздействия на ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" и понуждения его к заключению договора на невыгодных для ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" условиях, путем ограничения и последующего прекращения подачи электрической энергии в адрес ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
Приказом Удмуртского УФАС России от 08.12.2006 г. N 263 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов с долей на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии более чем 50 процентов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", выразившиеся в навязывании ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" условий договора энергоснабжения, в части включения в договор пункта о применении в расчетах одноставочного тарифа, имеют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
В связи с наличием в действиях ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 25.01.2010 г. N 21 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 05-03/2010-6 и назначено к рассмотрению на 16 февраля 2010 г. в 15-00 часов.
Согласно определению о назначении дела к рассмотрению, лицам, участвующим в рассмотрении дела, надлежало представить документы и информацию. Запрошенные документы и информация представлены в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Удмуртского УФАС России были исследованы следующие документы и материалы:
1. Учредительные документы ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
2. Учредительные документы общества ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
3. Свидетельство о постановке на налоговый учет ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
4. Свидетельство о постановке на налоговый учет ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
5. Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
6. Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
7. Договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575, от 01.01.2010 г. N К8575 с протоколами разногласий и урегулирования разногласий.
8. Переписка между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" по вопросу заключения договора энергоснабжения на 2009 г. и 2010 г.
В процессе рассмотрения дела представитель ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" пояснила, что договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575 с ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" заключен и исполняется с применением в расчетах за потребленную электроэнергию одноставочного тарифа. Представитель ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" пояснила, что договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575 подписан ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" с протоколом разногласий по итогам совещания, проведенного 25.12.2009 г. в ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" во избежание прекращения энергоснабжения имущественного комплекса, принадлежащего ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод". О данном намерении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" неоднократно уведомляло ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
Рассмотрев представленные материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
Письмом от 06.11.2009 г. N 152 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" обратилось в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с просьбой о заключении договора энергоснабжения, в связи со сменой собственника имущественного комплекса принадлежащего ОАО "Камбарский машиностроительный завод".
Письмом от 10.11.2009 г. N б/н ОАО "Камбарский машиностроительный завод" проинформировало ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" о смене собственника имущественного комплекса принадлежащего ОАО "Камбарский машиностроительный завод" в связи с завершением процедуры конкурсного производства и выразило желание расторгнуть договор энергоснабжения от 25.01.2007 г. N С 1075, заключенный между ОАО "Камбарский машиностроительный завод" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания".
Письмом от 23.11.2009 г. N 37/7149 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" проинформировало ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" об отказе в заключении договора энергоснабжения в связи с тем, что ранее заключенный договор энергоснабжения с ОАО "Камбарский машиностроительный завод" является действующим. Письмом от 24.11.2009 г. N 207 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" были направлены в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" документы необходимые для заключения договора энергоснабжения.
Письмом от 26.11.2009 г. N 12/7238 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" повторно проинформировало ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" о невозможности заключения договора энергоснабжения в связи с тем, что ранее заключенный договор энергоснабжения с ОАО "Камбарский машиностроительный завод" является действующим.
Письмом от 27.11.2009 г. N 358 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" проинформировало ОАО "Камбарский машиностроительный завод" о прекращении подачи электроэнергии на основании письма от 10.11.2009 г. N б/н о расторжении договора от 25.01.2007 г. N С 1075.
Письмом от 08.12.2009 г. N 240 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" обратилось в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с просьбой о заключении договора энергоснабжения в связи с расторжением договора энергоснабжения с ОАО "Камбарский машиностроительный завод".
Письмом от 10.12.2009 г. N 382 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" направило в адрес ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575.
Письмом от 14.12.2009 г. N 250 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" направило в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" оформленный договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575 с протоколом разногласий к данному договору. Разногласия по договору энергоснабжения между ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" коснулись порядка оплаты за поставленную электроэнергию, в частности применения в расчетах за потребленную электроэнергию двухставочного тарифа.
Письмом от 21.12.2009 г. N 510/7796 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" проинформировало ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" о введении частичного ограничения режима потребления электроэнергии с 15-00 часов 28.12.2009 г. в связи с нарушением сроков оплаты потребленной электроэнергии, а также о полном прекращении подачи электроэнергии с 15-00 часов 31.12.2009 г. в случае непринятия мер по оплате потребленной электроэнергии. Письмом от 23.12.2009 г. N 292 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" направлена претензия о невозможности заключения договора энергоснабжения с применением тарифа предлагаемого ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и с предложением о применении в договоре энергоснабжения двуставочного тарифа.
Письмом от 23.12.2009 г. N 403 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" уведомило ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" о полном прекращении подачи электроэнергии с 00-00 часов 01.01.2010 г., в связи с истечением срока действия договора энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575.
Письмом от 24.12.2009 г. N 304 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" обратилось в адрес ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с просьбой о заключении договора энергоснабжения на 2010 г., предусматривающего расчет за потребленную электроэнергию по двухставочному тарифу.
25.12.2009 г. состоялось совещание по регулированию условий договора энергоснабжения между ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" и ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
Письмом от 11.01.2010 г. N 3 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" проинформировало ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", что по итогам совещания от 25.12.2009 г. ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" принимает оплату за электропотребление в декабре 2009 г. по одноставочному тарифу и повторно запросило договор на 2010 г., предусматривающий порядок расчетов по двухставочному тарифу.
Письмом от 14.01.2010 г. N 22 ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" проинформировало Удмуртское УФАС России, что во избежание отключения электроэнергии, намеченное на 15-00 часов 31.12.2009 г., ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" вынужденно было дать согласие на оплату потребляемой электроэнергии в декабре 2009 г. на условиях одноставочного тарифа и оплатить ее на предложенных условиях.
Исходя из вышеизложенного, следует что ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" с 06.11.2009 г. неоднократно обращалось в ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с просьбой о заключении договора энергоснабжения, а ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" уклонялось от заключения данного договора, мотивируя данные действия действующим договором энергоснабжения от 25.01.2007 г. N С 1075 с ОАО "Камбарский машиностроительный завод" (Письмом от 10.11.2009 г. N б/н ОАО "Камбарский машиностроительный завод" проинформировало ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" о смене собственника имущественного комплекса принадлежащего ОАО "Камбарский машиностроительный завод").
В соответствии с пунктом 61 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" гарантирующий поставщик (ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания") обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод") в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности. Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:
отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям (наличие технологического присоединения подтверждается исполнением ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" ранее заключенного договора энергоснабжения от 25.01.2007 г. N С 1075 с ОАО "Камбарский машиностроительный завод");
нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика. ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" вплоть до 10.12.2009 г. отказывало ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" в заключение договора энергоснабжения, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения от 25.01.2007 г. N С 1075, заключенный с ОАО "Камбарский машиностроительный завод", является действующим, хотя письмом от 10.11.2009 г. N б/н было уведомлено о намерении ОАО "Камбарский машиностроительный завод" расторгнуть договор энергоснабжения от 25.01.2007 г. N С 1075, в связи со сменой собственника имущественного комплекса, принадлежащего ОАО "Камбарский машиностроительный завод" и завершением процедуры конкурсного производства.
Действия ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" по уклонению от заключения договора энергоснабжения с ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" до 10.12.2009 г. поставило ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" в положение, при котором потребление электрической энергии являлось бездоговорным, вследствие чего могло произойти отключение от электроснабжения имущественного комплекса ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
Угроза отключения от энергоснабжения имущественного комплекса ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод", вследствие бездоговорного потребления электроэнергии, вынудила ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" к заключению договора энергоснабжения на условиях ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" с применением в расчетах за потребленную электроэнергию одноставочного тарифа.
Доводы представителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" о том, что договор энергоснабжения от 01.12.2009 г. N К8575 заключен ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" с применением в расчетах за потребленную электроэнергию одноставочного тарифа, добровольно, о чем свидетельствует принятие и подписание ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" выставленных ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" счет-фактуры, акта приема-передачи электроэнергии и акта сверки взаимных расчетов, являются необоснованными по следующей причине.
Как следует из переписки между ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" разногласия по договору энергоснабжения коснулись порядка оплаты за поставленную электроэнергию, в частности применения в расчетах за потребленную электроэнергию двухставочного тарифа. Принятие ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" к оплате за потребленную электроэнергию в декабре 2009 г. одноставочного тарифа обусловлено угрозой ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" о введении частичного, а в последующем и полного ограничения подачи электроэнергии на объекты недвижимости ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" (Письма ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" от 21.12.2009 г. N 510/7796, от 23.12.2009 г. N 403), о чем свидетельствуют устные пояснения представителя ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод", а также письмо ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" от 14.01.2010 г. N 22 направленное в адрес Удмуртского УФАС России.
Включение в договор энергоснабжения условия применения в расчетах за потребленную электроэнергию одноставочного тарифа приводит к увеличению цены данного договора по сравнению с применением в расчетах двухставочного тарифа, что является невыгодным для ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод".
Приказом Удмуртского УФАС России от 08.12.2006 г. N 263 ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов с долей на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии более чем 50 процентов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещается занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", навязывая ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" условие договора энергоснабжения с применением в расчетах одноставочного тарифа, нарушило пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", пунктами 3.40, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447 Комиссия, решила:
1. Признать ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания", нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", в части навязывания ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" невыгодных условий договора энергоснабжения.
2. Выдать ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в части заключения договора энергоснабжения с ООО "Торговый дом "Камбарский машиностроительный завод" с применением в расчетах за потребленную электроэнергию двухставочного тарифа.
3. Материалы дела в отношении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия (опубликовано 2 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016