Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
(опубликовано 4 марта 2010 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии, члены Комиссии: , рассмотрев дело N СЮ 05-03/2009-52, о нарушении ООО "Навигатор" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), нарушении МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции",
в присутствии представителей:
19.01.2010 г.
Ответчика - ООО "Навигатор":
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н,
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н, Заявителя - ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт":
- -по дов. от 23.12.2009 г. N 638,
- - без доверенности,
Заинтересованного лица - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания":
- - по дов. от 14.01.2009 г. N 568,
11.02.2010 г.
Ответчика - ООО "Навигатор":
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н,
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н,
Ответчика - МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети":
- - юрисконсульт по дов. от 04.02.2010 г. N 12-15,
Заявителя - ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт":
- - по дов. от 10.02.2010 г. N 99,
- - по дов. от 10.02.2010 г. N 98,
- - по дов. от 25.12.2009 г. N 671,
Заинтересованного лица - ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания":
- - по дов. от 14.01.2009 г. N 568,
18.02.2010 г.
Ответчика - ООО "Навигатор":
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н,
- - по дов. от 31.12.2009 г. N б/н,
- - без доверенности,
Ответчика - МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети":
- - юрисконсульт по дов. от 04.02.2010 г. N 12-15,
- - инженер по перспективному развитию по дов. от 18.02.2010 г. N 12/16,
Заявителя - ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт":
- - по дов. от 10.02.2010 г. N 99,
- - по дов. от 10.02.2010 г. N 98,
- - по дов. от 25.12.2009 г. N 671, установила:
В Удмуртское УФАС России (далее - Управление) 28.10.2009 г. поступила жалоба ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" от 27.10.2009 г. N АВ-03-04-2927 на действия ООО "Навигатор", выразившиеся в прекращении с 23.10.2009 г. подачи электрической энергии на автозаправочную станцию N 100, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 17а. ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт", в соответствии с договором аренды от 25.04.2008 г. N Ц2036-ПО03, принадлежат автозаправочные станции NN 44, 100.
В результате реконструкции автозаправочной станции N 44 и автозаправочной станции N 100 ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" построена новая автозаправочная станция, которой был также присвоен N 100 (далее - АЗС N 100). Между ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения от 01.07.2009 г. N Р3567.
Согласно договору купли-продажи от 12.05.2003 г. N б/н ООО "Навигатор" принадлежит трансформаторная подстанция ТП-802, к которой предусмотрено технологическое присоединение автозаправочных станций NN 44, 100, принадлежащих на праве аренды ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт". Согласно схеме, определяющей границы эксплуатационной ответственности, трансформаторная подстанция находится в зоне эксплуатационной ответственности МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети".
Согласно Акта N б/н от 23.10.2009 г., 23.10.2009 г. в 16-00 часов ООО "Навигатор" прекратило подачу электроэнергии на объект ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" - АЗС N 100, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 17а.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, запрещается экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В связи с наличием в действиях ООО "Навигатор" признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившихся в прекращении подачи электрической энергии со стороны ООО "Навигатор" на АЗС N 100, на основании приказа Удмуртского УФАС России от 11.12.2009 г. N 403 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело N СЮ 05-03/2009-52 и определением о назначении дела N СЮ 05-03/2009-52 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 25.12.2009 г. назначено к рассмотрению на 19 января 2010 г. в 13-00 часов.
В ходе рассмотрения дела 19.01.2010 г. Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что между ОАО "Удмуртнефтепродукт" и МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" заключен договор на технологическое присоединение АЗС N 100 к электрическим сетям от 14.07.2008 г. N 238. В соответствии с платежным поручением от 22.12.2008 г. N 193 мероприятия по технологическому присоединению были оплачены ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" в полном объеме.
В соответствии с техническими условиями от 14.07.2008 г. N 20194, являющимися неотъемлемой частью договора на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2008 г. N 238, ОАО "Удмуртнефтепродукт" надлежало согласовать присоединение с балансодержателем ТП-802. Данный факт свидетельствует о наличии в действиях МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", выразившиеся во включении в технические условия пункта, предполагающего согласование заявителем подключения с собственником ТП-802, противоречащего пункту 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861.
Также Комиссией принято решение о необходимости привлечения в качестве заинтересованных лиц Инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики и Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, необходимости получения дополнительной информации от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республики.
В связи с необходимостью в привлечении к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, а также квалификации действий МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", рассмотрение дела N СЮ 05-03/2009-52 было отложено и назначено к рассмотрению на 11.02.2010 г. в 13-00 часов.
В ходе рассмотрения дела 11.02.2010 г. Комиссией, в целях получения дополнительной информации от МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети", был объявлен перерыв в заседании Комиссии до 16-00 часов 18.02.2010 г.
В процессе рассмотрения дела представитель ООО "Навигатор" пояснила, что к ТП-802, принадлежащей на праве собственности ООО "Навигатор", осуществлены технологические присоединения автозаправочных станций N 44 и N 100. Письмом от 18.02.2009 г. N 280 ОАО "Удмуртнефтепродукт" проинформировало ООО "Навигатор", что взамен ранее существующих автозаправочных станций N 44 и N 100 была построена новая АЗС N 100. Правоустанавливающих документов на АЗС N 100 в адрес ООО "Навигатор" представлено не было.
Представитель МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" пояснил, что подключение АЗС N 100 к ТП-802 МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" согласовано с ООО "Навигатор", о чем свидетельствует письмо ООО "Навигатор" от 26.11.2009 г. N 97.
На доводы представителя МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" возразил представитель ООО "Навигатор", пояснив, что письмо от 26.11.2009 г. N 97 не является согласованием подключения АЗС N 100 к ТП-802. Данным письмом ООО "Навигатор" проинформировало МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" о том, что у ТП-802 имеется две стороны - высокой и низкой мощности, и у МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" имеется свободный доступ к "высокой" стороне ТП-802, через которую и может быть запитан объект (АЗС N 100).
Представитель МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" пояснил, что в рамках выданных технических условий на технологическое присоединение АЗС N 100 технологическое присоединение АЗС N 100 должно осуществляться с прокладкой нового кабеля до ТП-802.
Рассмотрев представленные сторонами материалы и выслушав доводы сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с договором аренды от 25.04.2008 г. N Ц2036-ПО03 ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" принадлежит на праве аренды автозаправочная станция N 44, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 17, и автозаправочная станция N 100, расположенная по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул.Воткинское шоссе, 17а.
ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" своими силами осуществляет реконструкцию объектов недвижимости.
В соответствии с Разрешением на включение в работу объекта электроснабжения от 27.04.2002 г. N 1724 потребляемая мощность автозаправочной станции N 44 составляет 15,4 кВт. В соответствии с Разрешением на включение в работу объекта электроснабжения от 16.10.1998 г. N 1317 потребляемая мощность автозаправочной станции N 100 составляет 20 кВт. В соответствии с актом по разграничению балансовой принадлежности электросетей от 12.02.2002 г. автозаправочные станции NN 44, 100 имели технологическое присоединение к ТП-802, принадлежащей на праве собственности ООО "Навигатор" (Договор купли-продажи от 12.05.2003 г., свидетельство о государственной регистрации права от 22.05.2003 г. 18 АА N 412148).
ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" осуществлена реконструкция автозаправочных станций NN 44, 100, в результате которой построена АЗС N 100. Реконструкция осуществлялась на основании разрешения на строительство N "1031800554400"-"106", выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска. Приказом от 26.03.2009 г. N 59 АЗС N 100 введена в опытно-промышленную эксплуатацию.
Сдача объекта (АЗС N 100) инспекции государственного строительного надзора при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики невозможна ввиду отсутствия технологического присоединения к электрическим сетям.
В рамках агентского договора ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" заключило в интересах ОАО "Удмуртнефтепродукт" договор с МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" от 14.07.2008 г. N 238 на технологическое присоединение к электрическим сетям для энергоснабжения АЗС N 100. В соответствии с платежным поручением от 22.12.2008 г. N 193 мероприятия по технологическому присоединению были оплачены ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" в полном объеме. В соответствии с техническими условиями МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" от 25.02.2009 г. N 21019, потребляемая мощность АЗС N 100 составляет 35,4 кВт. Письмом от 13.05.2009 г. N 568 ОАО "Удмуртнефтепродукт" обратилось в адрес МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" с просьбой о выдаче технических условий на технологическое присоединение АЗС N 100 с потребляемой мощностью 100 кВт (дополнительная потребляемая мощность 64,6 кВт, существующая 35,4 кВт).
В соответствии с пунктом 1 технических условий от 28.05.2009 г. N 21367, выданных МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" для электроснабжения АЗС N 100 мощностью 100 кВт, ОАО "Удмуртнефтепродукт" надлежало согласовать подключение с владельцем ТП-802 (ООО "Навигатор"). Ранее выданные технические условия от 25.02.2009 г. N 21019 были отменены.
Исходя из вышеизложенного следует, что взамен ранее существующих автозаправочных станций NN 44, 100 была построена новая - АЗС N 100, для электроснабжения которой мощностью 100 кВт были выданы технические условия от 28.05.2009 г. N 21367.
ТП-802, принадлежащая ООО "Навигатор", находится за пределами земельного участка, на котором расположена АЗС N 100.
В соответствии с техническими условиями от 28.05.2009 г. N 21367 заявителю надлежало согласовать подключение с балансодержателем ТП-802.
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - юридическим лицом в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
На основании пункта 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, обязанность по согласованию технологического подключения к электрическим сетям, до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, лежит на МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети".
Доводы представителя МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" о том, что подключение АЗС N 100 к ТП-802 МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" было согласовано с ООО "Навигатор", являются необоснованными по следующим причинам.
Исходя из пояснений представителя ООО "Навигатор", письмо от 26.11.2009 г. N 97, на которое ссылается представитель МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети", не является согласованием подключения АЗС N 100 к ТП-802. Данным письмом ООО "Навигатор" проинформировало МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" о том, что у ТП-802 имеется две стороны - высокой и низкой мощности и у МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" имеется свободный доступ к "высокой" стороне ТП-802, через которую может быть запитан объект (АЗС N 100).
Включив в технические условия от 28.05.2009 г. N 21367 условие по согласованию подключения с владельцем ТП-802, МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" переложило возложенные на него пунктом 16.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, обязанности по урегулированию отношений, касающихся технологического присоединения энергопринимающих устройств, до границ участка заявителя, на заявителя, что привело к разногласиям между ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" и ООО "Навигатор" касательно технологического присоединения АЗС N 100 к ТП-802, тем самым были ущемлены права ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт". МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. На основании части 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, признается доминирующим. Следовательно, МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" занимает доминирующее положение по отношению к ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт"
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещается совершать действия, результатом которых является ущемление интересов других лиц. Действия МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" по включению в технические условия пункта, предусматривающего согласование заявителем подключения с собственником ТП-802, явились нарушением порядка технологического присоединения, предусмотренного Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 и ущемили интересы ООО "Лукойл-Пермнефтепродукт" в части осуществления технологического присоединения к электрическим сетям АЗС N 100, тем самым нарушив часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
В отношении действий ООО "Навигатор" Комиссия приходит к следующему выводу.
По представленной Региональной энергетической комиссией Удмуртской Республики информации (письмо от 25.12.2009 г. N 01-15/1451) ООО "Навигатор" не имеет установленного тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии. Со стороны ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" в адрес Удмуртского УФАС России не представлена информация о наличии между ООО "Навигатор" и ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Учитывая изложенное, ООО "Навигатор" не может взимать плату за оказание услуг по передаче электрической энергии и являться субъектом естественной монополии на рынке передачи электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. На заседании Комиссии установлено, что АЗС N 100 (построенная взамен ранее существующих автозаправочных станций NN 44, 100) не имеет технологического присоединения к электрическим сетям МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" вследствие неисполнения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям от 14.07.2008 г. N 238, о чем свидетельствует письмо МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" от 03.02.2010 г. N 12/159. Автозаправочные станции NN 44, 100 фактически перестали существовать, так как были подвергнуты реконструкции и демонтированы, что подтверждается Актом приемки объекта для производства работ по реконструкции от 18.08.2008 г., разрешением на строительство N "1031800554400"-"106", выданным Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска и листу 6 Рабочего проекта "Реконструкция АЗС N 100 по Воткинскому шоссе, 17 в г.Ижевске" обозначение: 1723-ПОС, Арх. N 767, согласно которому процесс реконструкции начинается с демонтажа наземных и подземных топливных и пожарных резервуаров, технологических трубопроводов, а также сноса здания операторной.
Следовательно, ООО "Навигатор", как собственник ТП-802, не имело возможность осуществлять переток электрической энергии на АЗС N 100 (реконструируемой), автозаправочных станций NN 44, 100 вследствие отсутствия технологического присоединения с каждой из автозаправочных станций.
Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО "Навигатор" отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, пунктом 1 статьи 49, статьей 50 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.40, 3.41, 3.43, 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 г. N 447 Комиссия, решила:
1. Производство по делу N СЮ 05-03/2009-52 в отношении ООО "Навигатор" прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
2. Признать МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети", нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
3. Выдать МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" предписание о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
4. Материалы дела в отношении МУП г.Ижевска "Ижевские электрические сети" передать уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия (опубликовано 4 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016