Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
N 337-14АМ3/15 (опубликовано 22 октября 2015 г.)
Резолютивная часть объявлена 16.10.2015 г.
Изготовлено в полном объеме 20.10.2015 г. г. Вологда
Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Щепелина В.П. - председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
Власова А.А. - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли - члена Комиссии;
Докшина М.И. - старшего госинспектора отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли - члена Комиссии;
Галаниной О.В. - государственного инспектора отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли - члена Комиссии;
Есиной Е.М. - специалиста 1 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли - члена Комиссии,
рассмотрев дело N 337-14АМЗ/15 по признакам нарушения ИП Петряшевым А.Г., ИП Кузнецовым С.А. ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Вологодское УФАС России поступили заявления ИП Неклюдова Н.К. о признаках недобросовестной конкуренции в действиях ИП Петряшева А.Г., выразившихся в осуществлении автобусных перевозок пассажиров без заключенного с администрацией Вологодского муниципального района договора на осуществление пассажирских перевозок и утвержденного паспорта автобусного маршрута, а также признаках недобросовестной конкуренции в действиях ИП Кузнецова С.А., выразившихся в осуществлении автобусных перевозок пассажиров по самовольно измененному им расписанию.
ИП Неклюдов Н.К. в обоснование своих доводов в своих заявлениях и на заседании Комиссии указал:
1. ИП Петряшев А.Г. самовольно, без согласования с администрацией Вологодского муниципального района, не имея согласованного паспорта маршрута в данном направлении, осуществляет автобусные перевозки пассажиров по маршруту г. Вологда - п. Уткино. Указанные действия ИП Петряшева А.Г. причиняют убытки ИП Неклюдову Н.К.
2. ИП Кузнецов С.А. занимающийся перевозкой пассажиров по Вологодскому муниципальному району - маршрут N 123 (г. Вологда - п. Сосновка - п. Новый источник - п. Погорелово), самовольно изменил заранее согласованное в администрации Вологодского района расписание на летний период 2015 года в ущерб расписанию ИП Неклюдова Н.К., осуществляющего перевозки пассажиров по маршруту N 137 (г. Вологда - п. Сосновка - п. Уткино). Указанные действия ИП Кузнецова С.А. нарушают права ИП Неклюдова Н.К. в сфере предпринимательской деятельности и причинили ему убытки из-за уменьшения пассажиропотока.
ИП Кузнецов С.А., его представитель в обоснование своих доводов в письменных пояснениях на заседании Комиссии указал, что в июне 2015 года обратился в администрацию Вологодского района с заявлением об изменении расписания движения регулярного маршрута (г. Вологда - п. Сосновка - п. Погорелово - п. Новый Источник) в связи с затрудненным движением (пробками) на улицах г. Вологды, ремонтными работами на трассе Вологда - Новая Ладога, в связи, с чем происходят опоздания на вокзал. В соответствии с протоколом N 1 от 16.06.2015 года совещания с перевозчиками по вопросу организации пассажирских перевозок на территории Вологодского муниципального района, утвержденного заместителем главы района, заявление ИП Кузнецова С.А. об изменении расписания на летний период 2015 года осталось без удовлетворения. Перевозчикам ИП Кузнецову С.А., ИП Неклюдову Н.К., ИП Шабанову М.З. было дано указание об осуществлении пассажирских перевозок в соответствии с утвержденным администрацией Вологодского муниципального района и данными перевозчиками расписанием на летний период 2015 года. В настоящее время ИП Кузнецов С.А. осуществляет перевозки пассажиров по предложенному им в заявлении в администрацию Вологодского района расписанию.
Представитель ИП Петряшева А.Г. в обоснование своих доводов в письменных пояснениях на заседании Комиссии указал, что пассажирские перевозки осуществляются им на основании лицензии от 29.04.2014 года. Законодательство РФ не содержит в качестве обязательного лицензионного требования наличие у перевозчика действующего договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключенного с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ, а также маршрутной карты. Закон Вологодской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Вологодской области" N 3153-ОЗ от 06.10.2013 не может рассматриваться в качестве обязательных требований в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. ИП Петряшев А.Г. полагает, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестной конкуренции.
Представитель администрации Вологодского муниципального района в обоснование своих доводов на заседании Комиссии указал, что 27.05.2015 года ИП Петряшев А.Г. обратился в администрацию Вологодского муниципального района с заявкой на открытие маршрута регулярных перевозок в Вологодском районе по пути следования (г. Вологда - п. Погорелово - п. Уткино). В соответствии протоколом N 1 от 03.06.2015 года заседания комиссии по рассмотрению заявки на открытие нового внутрирайонного маршрута регулярных перевозок на территории Вологодского муниципального района в открытии нового внутрирайонного маршрута регулярных перевозок (г. Вологда - п. Погорелово - п. Уткино) было отказано. 10.06.2015 года в администрацию Вологодского муниципального района было представлено заявление ИП Кузнецова С.А. об изменении ему расписания движения регулярного маршрута (г. Вологда - п. Сосновка - п. Погорелово - п. Новый Источник). Заявление ИП Кузнецова С.А. об изменении расписания на летний период 2015 года администрация района оставило без удовлетворения. К полномочиям Правительства Вологодской области в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории области относится, в том числе организация транспортного обслуживания населения на территории области, установление порядка открытия, изменения и закрытия межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом, утверждение паспортов межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом. Порядок открытия, изменения и закрытия внутрирайонных маршрутов регулярных перевозок на территории Вологодского муниципального района предусмотрен постановлением администрации Вологодского муниципального района от 16.02.2011 N 287. В связи с чем, администрация Вологодского муниципального района полагает, что осуществление ИП Петряшевым А.Г. деятельности по перевозке пассажиров в Вологодском муниципальном районе без заключенного с администрацией Вологодского муниципального района договора на осуществление пассажирских перевозок и утвержденного паспорта автобусного маршрута является незаконной. Действия ИП Кузнецова С.А., по перевозке пассажиров по самовольно измененному им расписанию также является незаконной, поскольку осуществлены без согласования с администрацией.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Вологодского УФАС России считает, что ИП Петряшев А.Г., ИП Кузнецов С.А. нарушили ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
В соответствии с выписками из ЕГРИП ИП Петряшев А.Г., ИП Кузнецов С.А., ИП Неклюдов Н.К. осуществляют единый вид экономической деятельности - деятельность прочего сухопутного транспорта, осуществляют автобусные перевозки пассажиров, следовательно, являются конкурентами на товарном рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом в географический границах г. Вологды и Вологодского муниципального района Вологодской области.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Часть 1 статьи 14 вышеуказанного Закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
Комиссией Вологодского УФАС России установлено, что в соответствии со статьей 3 Закона Вологодской области от 06.10.2013 N 3153-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Вологодской области" к полномочиям уполномоченного органа в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории области относятся установление порядка открытия, изменения и закрытия межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом, утверждение паспортов межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом. При этом межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок, проходящий в границах области между муниципальными районами, городскими округами или между городским округом и муниципальным районом. В соответствии с постановлением администрации Вологодского муниципального района от 16.02.2011 N 287 утвержден Порядок открытия, изменения и закрытия внутрирайонных маршрутов регулярных перевозок на территории Вологодского муниципального района (далее - Порядок). На основании указанного Порядка заказчиком пассажирских перевозок является администрация Вологодского муниципального района. Администрация рассматривает вопросы открытия маршрутов регулярных перевозок, заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок, закрытия маршрутов регулярных перевозок и изменения маршрутов регулярных перевозок. Отказ в открытии маршрута допустим, в том числе по основанию, если предлагаемый маршрут регулярных перевозок на участке более 2/3 протяженности маршрута дублирует существующий(е) маршрут(ы) регулярных перевозок. Данное положение нормативно-правового акта послужило основанием для отказа в открытии нового внутрирайонного маршрута ИП Петряшеву А.Г. Полномочиями на внесение изменений в утвержденный маршрут регулярных перевозок, в том числе изменений в расписание движения автобусов по маршруту пассажирских перевозок в соответствии с Порядком наделена исключительно администрация Вологодского муниципального района.
Таким образом, Комиссия УФАС полагает:
1. Осуществление ИП Петряшевым А.Г. деятельности по автобусной перевозке пассажиров без заключенного с администрацией Вологодского муниципального района договора на осуществление пассажирских перевозок и утвержденного паспорта автобусного маршрута, в нарушение Порядка N 287 является незаконной. Указанные действия ИП Петряшева А.Г. Комиссия расценивает, как направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к ИП Неклюдову Н.К., противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить ему убытки. Доказательствами осуществления ИП Петряшевым А.Г. вышеуказанной незаконной деятельности являются: докладная ИП Неклюдову Н.К. от коллектива маршрута N 137, обращение ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" от 10.06.2015 года в адрес администрации Вологодского муниципального района, обращение администрации Вологодского муниципального района от 25.05.2015 года в адрес ОГИБДД ОМВД России по Вологодскому району.
2. Осуществление ИП Кузнецовым С.А., деятельности по автобусной перевозке пассажиров по самовольно измененному им расписанию, в нарушение Порядка N 287 является незаконной. Указанные действия ИП Кузнецова С.А. Комиссия расценивает, как направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к ИП Неклюдову Н.К., противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить ему убытки. Доказательствами осуществления ИП Кузнецовым С.А., вышеуказанной незаконной деятельности являются: обращение ГП ВО "Дирекция по организации автобусных перевозок" от 10.06.2015 года в адрес администрации Вологодского муниципального района, фотография расписания ИП Кузнецова С.А. в п. Сосновка, докладная ИП Неклюдову Н.К. от коллектива маршрута N 137.
На основании изложенного, Руководствуясь ст.ст. 23; 39 ч.1; 41, 49 Закона "О защите конкуренции", Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
Признать действия ИП Петряшева А.Г., выразившиеся в осуществлении им автобусной перевозки пассажиров без заключенного с администрацией Вологодского муниципального района договора на осуществление пассажирских перевозок и утвержденного паспорта автобусного маршрута нарушающими ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции".
Признать действия ИП Кузнецова С.А., выразившиеся в осуществлении им автобусной перевозки пассажиров по самовольно измененному им расписанию нарушающими ч.1 ст.14 ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать ИП Петряшеву А.Г., предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения пассажирских перевозок без заключенного с администрацией Вологодского муниципального района договора на осуществление пассажирских перевозок и утвержденного паспорта автобусного маршрута.
Выдать ИП Кузнецову С.А. предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения пассажирских перевозок по самовольно измененному им расписанию.
Председатель Комиссии В.П. Щепелин
Члены Комиссии А.А. Власов
М.И. Докшин
О.В. Галанина
Е.М. Есина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области N 337-14АМ3/15 (опубликовано 22 октября 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016