Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
(опубликовано 11 марта 2010 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрев дело N 24-ФАС22-ОВ/02-10 по признакам нарушения администрацией <_> сельсовета <_> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> абзаца 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашений "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет", установила:
В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления Алтайского края управлением ФАС по Алтайскому краю было установлено, что на территории <_> сельсовета <_> района Алтайского края действует соглашение между администрацией <_> сельсовета и ИПБОЮЛ <_> "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет", а также соглашение от <_> между администрацией <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_>
В связи с установленными признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" УФАС по Алтайскому краю на основании приказа N58 от 27.02.2010 в отношении администрации <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N24-ФАС22-ОВ/02-10.
На заседании Комиссии представитель администрации <_> сельсовета пояснил, что соглашение между администрацией <_> сельсовета и ИПБОЮЛ <_> "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет", а также соглашение между администрацией <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> расторгнуты. Между администрацией <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> заключено новое соглашение "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет". При заключении 4-х стороннего Соглашения администрация руководствовалась пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 23 статьи 3 Устава муниципального образования <_> сельский совет.
Изучив обстоятельства дела, доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 33 Устава муниципального образования "<_> сельсовет <_> района Алтайского края" (принят решением Собрания депутатов <_> сельсовета <_> района Алтайского края ) администрация сельсовета является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. Статьей 35 Устава установлено, что к полномочиям администрации сельсовета, кроме прочего, относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Между администрацией <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> было заключено соглашение "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет" (далее - Соглашение). Из содержания Соглашения следует, что ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> осуществляют функции специализированных похоронных служб по вопросам похоронного дела, в частности, погребение согласно гарантированному перечню (абз. 1 п. 2.2; абз. 1 п. 2.3; абз. 1 п. 2.4). Кроме того, Соглашением установлено, что ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> осуществляют:
- создание и содержание специализированной службы по организации похоронного дела и оказанию ритуальных услуг населению с. <_> (п. 2.2.1; п. 2.3.1; 2.4.1 Соглашения);
- перевозку тел (останков) умерших (погибших) (п. 2.2.5; п.2.3.5; п. 2.4.5 Соглашения);
- предоставление гробов (п. 2.2.6; п. 2.3.6; п. 2.4.6 Соглашения);
- облачение тел (п. 2.2.7; п. 2.3.7; п. 2.4.7 Соглашения);
- уход за местами погребения и отдельными захоронениями (п. 2.2.9; п. 2.3.9; п. 2.4.9 Соглашения);
- копку (заготовку) могил под захоронения (п. 2.2.15; п. 2.3.14; п. 2.4.13 Соглашения);
- регулярную санитарную очистку территории кладбища, мест общего пользования и прилегающую территорию от мусора и сухостоя в течение всего периода и дополнительную очистку перед массовыми поминальными днями (в границах схемы разграничения) (п. 2.2.22; п. 2.3.21; п. 2.4.20 Соглашения).
Статьёй 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на специализированные службы по вопросам похоронного дела возложена обязанность по оказанию услуг, составляющих гарантированный перечень. При этом стоимость этих услуг возмещается специализированной службе в десятидневный срок за счет средств Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, Фонда социального страхования РФ или бюджета субъекта РФ.
Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по погребению относятся к муниципальным нуждам. Следовательно, в случае отсутствия на территории поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела, созданной органом местного самоуправления в соответствии с Законом о погребении, функции данной службы передаются по итогам публичных процедур.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действиями администрации <_> сельсовета, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> по заключению Соглашения, в соответствии с которым индивидуальным предпринимателям переданы функции специализированной службы по вопросам похоронного дела (осуществление погребения по гарантированному перечню) созданы преимущественные условия для осуществления деятельности ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> на рынке ритуальных услуг. Такое соглашение создаёт препятствия для доступа на рынок новых участников.
Также, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> частично переданы функции органа местного самоуправления - индивидуальные предприниматели наделены следующими правами:
- выделение участков и мест под захоронения (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения);
- ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений (п. 2.2.16 Соглашения);
- содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.13 Соглашения).
Вместе с тем деятельность по оказанию ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, является конкурентным видом деятельности, в связи с чем действиями сторон Соглашения созданы условия, при которых предприниматели имеет возможность контролировать и регулировать деятельность конкурирующих организаций (потенциальных конкурентов) путем осуществления переданных им полномочий органа местного самоуправления.
Кроме того, п. 2.1.3 Соглашения установлено, что администрация |<_> сельсовета для осуществления сотрудничества в сфере похоронного дела, оказания ритуальных услуг и содержания гражданского кладбища в с. <_> передает ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> в хозяйственное ведение без права передачи другому лицу территорию гражданского кладбища (в границах карты - схемы) для осуществления совместно с ИПБОЮЛ <_> захоронений умерших и ритуальных услуг. Территория кладбища разделена между тремя предпринимателями на части в соответствии с приложением к Соглашению.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Возможность их передачи в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом не предусмотрена.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта"
На основании изложенного, действиями администрации <_> сельсовета и ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> выразившимися в заключении Соглашения "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет", предусматривающего, в числе прочего, осуществление его участниками функций специализированных похоронных служб, передачу территории гражданского кладбища в хозяйственное ведение ограниченному кругу хозяйствующих субъектов, нарушен абзац 1 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что способствует получению ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> конкурентных преимуществ в части создания для индивидуальных предпринимателей более выгодных условий деятельности на рынке ритуальных услуг, и, как следствие, может привести к ограничению конкуренции на указанном рынке.
Также, действиями администрации <_> сельсовета <_> района Алтайского края выразившимися в наделении через Соглашение ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> функциями органа местного самоуправления в части выделения земельных участков под захоронения; ведение Книги регистрационного учета умерших и мест захоронений; содержание и организация работы смотрителя кладбища (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12; п. 2.2.16; п. 2.2.13 Соглашения "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет") нарушена часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", что приводит к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг в с. Кулунда.
|
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать действия администрации <_> сельсовета <_> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> выразившиеся в заключении Соглашения "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет", противоречащими абзацу 1статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Признать действия администрации <_> сельсовета <_> района Алтайского края, выразившиеся в наделении ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> полномочиями по ведению книги регистрационного учета (п. 2.2.16 Соглашения от "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет"), выделению участков и мест под захоронения, определение порядка их использования (п. 2.2.14; п. 2.3.13; п. 2.4.12 Соглашения "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования сельсовет"), содержанию и организации работы смотрителя кладбища (п.2.2.13 Соглашения "О сотрудничестве в области похоронного дела и оказания ритуальных услуг на территории муниципального образования <_> сельсовет") противоречащими части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать администрации <_> сельсовета <_> района Алтайского края, ИПБОЮЛ <_> ИПБОЮЛ <_> и ИПБОЮЛ <_> предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (опубликовано 11 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016