Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 26 февраля 2009 г.
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Кочетурова Ю.В., специалист эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 06-6/70-2009 по признакам нарушения в распространении на телеканале "Россия Тверь" рекламы биологически активной добавки "Реолекс",
в присутствии представителей:
- ООО "Здоровье Нации": <***> (доверенность от 21.01.2010 б/н),<***> (доверенность от 01.02.2010 б/н);
- ООО "Медиа-Маркет": <***> (доверенность от 21.01.2010 б/н), <***> (доверенность от 01.02.2010 б/н),
в присутствии:
- заявителя:,
- заинтересованного лица: ООО РТРП "ТВ-Пилот", директора <***>
в отсутствие представителей филиала ФГУП ВГТРК ГТРК "Тверь", надлежаще уведомленного о времени и месте настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России находится на рассмотрении заявление гражданина Косивцова Р.Ю. о распространении в течение 2009 года на телеканале "Россия Тверь" рекламы биологически активной добавки (БАД) "Реолекс" ("RHEOLEXR"), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методиками синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активность и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статьей 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств.
В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.06.2009 N 77.99.23.3.У.5687.6.09, выданному Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, "Реолекс" является биологически активной добавкой к пище.
Пункт 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе устанавливает, что реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
В связи с этим, на рекламу БАД "Реолекс" в полной мере распространяется запрет, установленный пунктом 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, а именно - запрет на указание в рекламе на его лечебные свойства.
В ходе проведенной Тверским УФАС России проверки установлено следующее:
Еженедельно в субботу в течение всего 2009 года в региональном эфире общероссийского канала "Российское телевидение (филиал ВГТРК ГТРК "Тверь), а также в эфире канала "Пилот" (ООО Редакции теле-радио-программы "ТВ Пилот"), в рамках телепрограммы "Красота и здоровье" распространялась реклама БАД "Реолекс". Продолжительность телепрограммы составляла 12 минут, телепрограмма состояла из двух частей.
Первая часть телепрограммы "Красота и здоровье" построена в форме диалога между ведущей программы Оксаны Мшвелидзе и доктором-диетологом Еленой Александровной Александровой. В ходе диалога ведущая программы спрашивает у Е.А. Александровой о том, чем опасен лишний вес или ожирение, если оно диагностировано. Представленная как доктор-диетолог Александрова Е.А. говорит о том, что ожирение, это опасно для организма, потому что это системное заболевание, при котором страдает и откладывается жир не только в подкожном жировом слое, но и вокруг органов. Но одной из самых главных причин, при котором ожирение считается заболеванием и с ним необходимо бороться, это фактор риска для таких серьезных заболеваний как сахарный диабет, атеросклероз, у которого есть осложнения - инфаркт и инсульт, это смертельно опасные заболевания. Затем, после обсуждения Мшвелидзе О. и Александровой Е.А. вопроса о методах борьбы с ожирением, ведущая предложила для того, что бы выбрать наиболее оптимальный способ борьбы с лишним весом и ожирением, перейти ко второй части программы, в которой речь пойдет конкретно об одном из таких способов.
Вторая часть телепрограммы строится в виде диалога между ведущей О. Мшвелидзе и представленной в качестве ведущего специалиста научного центра (НЦ) "Здоровье Нации" Зыриной Натальей. В ходе такого диалога приводится следующее: "_Какое же средство в современном мире помогло бы справиться, мне кажется, с какими-то неразрешимыми проблемами, как ожирение и лишний вес. Первое, что должно быть - это очищение организма и снижение веса должно происходить так, что у человека должен восстановиться обмен веществ. И тут на помощь пришла Япония_ Японская компания "Шимицу Кэмикл Корпорейшн" на сегодняшний день предлагает нам препарат, который называется "Реолекс"_ В основе препарата лежит японское клубневое растение конняку, из которого выделены пищевые волокна. Их здесь два. 8% - это водонерастворимые волокна, они достаточно грубые. Когда они попадают к нам в организм, они впитывают в себя избыточную жидкость, на 5-7% заполняют наш желудок_ и мы не переедаем_ "Реолекс" учит нас правильно питаться_ Кроме того, эти нерастворимые волокна вместе с избыточной жидкостью впитывают в себя все шлаки и токсины, т.е. происходит очищение организма, размягчаются каловые массы, каловые образования и все это, без диарейного, без мочегонного эффекта, выводится из нашего организма, т.е. выводится патогенная микрофлора_ Основная составляющая препарата - это пропол, это водонерастворимое волокно_ Вот пропол выполняет основную работу по снижению веса_ Когда у человека есть ожирение, неважно, какой это степени, всегда есть ожирение внутренних органов, особенно у тех, кто страдает ожирением 3-4 степени. Вот пропол расщепляет эти внутренние жиры, превращает их в энергию, у человека усиливается энергетический обмен, соответственно, постепенно восстанавливается углеводный обмен, жировой и белковый_ Как долго можно принимать это препарат и нет ли привыкания к нему. Препарат "Реолекс" на 100% натурален. Курс для каждого человека абсолютно индивидуален - кому-то нужно сбросить 5 кг, кому-то - 10, у кого-то ожирение отягощено рядом хронических заболеваний, а у кого-то просто генетика_ Насколько эффективен этот препарат И если предрасположенность в организме есть наследственная к ожирению. Генетика есть генетика_ Все равно принимая препарат "Реолекс", такие люди приводят свой организм в физиологическую норму, избавляются от внутренних жиров. Кроме того, препарат "Реолекс", конкретно пропол, нормализует уровень холестерина в крови, уровень триглицеридов, поэтому "Реолекс" на данный момент, сейчас используется не просто как банальное средство по снижению веса, это именно тот препарат, который приводит организм в физиологическую норму_ Как быстро достигается нужный результат Как правило, у каждого свои критерии большого веса. Принимая препарат "Реолекс", за 1 месяц можно убрать от 3 до 8 см - это в объемах, потому что "Реолекс" работает именно с жировой массой_ Потеря килограммов незначительная - за 1 месяц уходит 2-2,5 кг, впоследствии, когда пропол накапливается в нашем организме, мы худеем интенсивнее - это будет порядка 3,5. Ну максимум - 4,5 килограммов за месяц_ И, самое важное, возвращается ли лишний жир, возвращаются ли лишние килограммы после того, как мы очень долго перестаем пить курс этого препарата Препарат "Реолекс", как я уже сказала, восстанавливает обмен веществ. Когда снижение веса идет именно так, т.е. с восстановлением обменных процессов, сброшенные килограммы не возвращаются, т.е. препарат "Реолекс" дает именно пролонгированный результат_ Для того, чтобы подобрать курс, нужно позвонить в Москву в центр "Здоровье нации" по телефону: 777-02-07. И всем, позвонившим сегодня в течение часа и заказавшим курс "Реолекс", будет предоставлена 20% скидка плюс 1 упаковка "Реолекс" в подарок и комплекс омоложения лица "La femme" в подарок".
В ходе данного диалога БАД "Реолекс" именуется препаратом, в течение 4 секунд программа сопровождается информационным текстом следующего содержания: "Б.А.Д. не является лекарственным средством", а также дважды текстом с информацией о регистрации БАД "Реолекс", о рекламодателем, о том, что является БАДом и не является лекарственным средством.
Согласно словарю медицинских терминов ожирение - это заболевание, характеризующееся избыточным развитием жировой ткани. Кроме того, в соответствии с Международным классификатором болезней (МКБ-10) ожирение является болезнью (относится к болезням эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ).
Содержание рекламы (в первой части) указывает на то, что ожирение является болезнью, с которой необходимо бороться, а одним из методов такой борьбы является употребление препарата "Реолекс"; таким образом, указанная реклама создает впечатление, что БАД "Реолекс" обладает лечебными свойствами.
Следовательно, реклама БАД "Реолекс" размещается с нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе.
Согласно статье 38 Закона о рекламе, за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 5 и частью 1 статьи 25 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель, а также рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с договором возмездного оказания услуг от 01.01.2009 рекламодателем указанной рекламы является ООО "Здоровье Нации".
В ходе рассмотрения дела по существу представители ООО "Здоровье Нации" пояснили, что реклама действительно могла создать впечатление о том, что БАД "Реолекс" обладает лечебными свойствами, а также о том, что после получения определения о продлении срока рассмотрения дела распространение рекламы БАД "Реолекс" прекращено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу БАД "Реолекс", рекламодателем которой является ООО "Здоровье Нации", ненадлежащей, поскольку она нарушает требования части 5 статьи 5 и части 1 статьи 25 Закона о рекламе
2. Выдать предписание об устранении нарушения рекламного законодательства ООО "Здоровье Нации", ООО РТРП "ТВ-Пилот" и филиалу ФГУП ВГТРК ГТРК "Тверь".
3. Производство в отношении ООО "Медиа-Маркет" прекратить.
4. Передать материалы дела N 06-6/70-2009 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2009 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии В.М. Фомин
Ю.В. Кочетурова
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 06-6/70-2009
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
26 февраля 2010 г. г. Тверь
Комиссия Тверского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Демина И.С., руководитель управления,
члены Комиссии:
Фомин В.М., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа;
Кочетурова Ю.В., специалист эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 06-6/70-2009 по признакам нарушения в распространении на телеканале "Россия Тверь" рекламы биологически активной добавки "Реолекс", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Закона о рекламе, пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО "Здоровье Нации" (124287, г. Москва, Петровско - Разумовский проспект, д.29, стр.1), ООО Редакция теле-радио-программы "ТВ Пилот" (170100, г. Тверь, ул. Медниковская, д.55/25), Филиалу ФГУП ВГТРК ГТРК "Тверь" (170000, г. Тверь, ул. Вагжанова, д.9) в течение недели со дня получения настоящего предписания:
1. Прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы БАД "Реолекс" с указанием на лечебные свойства продукта, либо иным образом устранить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Представить в Управление письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05.04.2010.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Управление вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.С. Демина
Члены Комиссии В.М. Фомин
Ю.В. Кочетуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 26 февраля 2009 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016