Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
(опубликовано 17 марта 2010 г.)
Резолютивная часть решения была оглашена на заседании комиссии Калининградского УФАС России 12 марта 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2010 года.
Комиссия Калининградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: |
И.С. Арефьева |
руководитель Калининградского УФАС России |
Члены комиссии: |
О.А. Боброва |
заместитель руководителя Калининградского УФАС России; |
|
М.В. Мельников |
главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
Р.Г. Норвилас |
ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России; |
|
П.П. Вашец |
специалист-эксперт отдела контроля органов власти, размещения заказов и рекламы Калининградского УФАС России; |
в присутствии представителей: УВД по Калининградской области: |
О. Б. Антоновой А.В. Сухаревой |
старшего юрисконсульта группы по проведению конкурсных торгов ЦБ при УВД по Калининградской области, по доверенности от 11.03.2010 г.; инженера электроника группы по проведению конкурсных торгов ЦБ при УВД по Калининградской области, по доверенности от 11.03.2010 г.; |
ОАО Страховая компания "РОСТРА": |
Н.А. Кравченко В.А. Ветровой |
директора филиала ОАО Страховая компания "РОСТРА" в г. Калининграде, по доверенности N 2073-02/010 от 11 февраля 2010 г.; заместителя директор филиала ОАО Страховая компания "РОСТРА" в г. Калининграде, по доверенности N 2 от 15 марта 2010 г. |
рассмотрев жалобу ОАО Страховая компания "РОСТРА" (далее - Заявителя) на действия государственного заказчика - УВД по Калининградской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа "Город Калининград" в 2010 году, в части установления неправомерных требований в конкурсной документации, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о размещении заказов),Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379,
УСТАНОВИЛА:
I. В Калининградское УФАС России 04.03.2010 г. поступила жалоба ОАО "Страховая компания "РОСТРА" на действия государственного заказчика - УВД по Калининградской области при проведении открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа "Город Калининград" в 2010 году, в части установления неправомерных требований в конкурсной документации.
В обоснование своих требований Заявитель привел следующие доводы:
Пунктом 2.1. Информационной карты конкурсной документации определен объем средств, выделяемых из областного и городского бюджетов в размере 5 131 438,00 рублей. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 307 887,00 рублей.
По мнению Заявителя заказчиком неправомерно установлена начальная (максимальная) цена контракта в сумме 307 887 рублей 00 копеек (6 % от объема средств, выделяемых из бюджета Калининградской области и средств Городского округа "Город Калининград" на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих в 2010 году) в силу ошибочной трактовки пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Кроме того, Заявитель считает, что в нарушение части 4.1. статьи 28 Закона о размещении заказов заказчик неправомерно установил бальную оценку подкритерия "Количество исполненных и исполняемых государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту исполненных и исполняемых", что в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ) может создать преимущественные условия на торгах некоторым из участников размещения заказов.
За разъяснениями положений конкурсной документации Заявитель к заказчику с запросами не обращался.
Представители УВД Калининградской области не признали нарушений, указанных в жалобе и сообщили следующее:
Государственный заказчик при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта руководствовался пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ, в соответствии с которым расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования, подлежащие возмещению страхователем, не могут превышать 6 % размера страхового взноса.
В связи с этим заказчик, руководствуясь пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ, установил начальную (максимальную) цену контракта в размере 6% от объема денежных средств, предусмотренных в бюджете Калининградской области и бюджете городского округа "Город Калининград" на страхование. Кроме того, в пунктах 5.1 и 5.2 проекта государственного контракта отражено, что размер страховой премии и расходы страховщика - это разные величины. Размер страховой премии, указанный в государственном контракте, будет составлять объем средств, выделяемых из областного бюджета и бюджета городского округа "Город Калининград", уменьшенный на разницу между начальной (максимальной) ценой контракта и предложением по размеру расходов победителя конкурса.
Критерий "Качество услуг и квалификация участника конкурса" определены заказчиком в соответствии с Законом о размещении заказов и Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 722.
II. В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. 08 февраля 2009 года Государственным заказчиком - УВД по Калининградской области на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www2.gov39.ruразмещены извещение и конкурсная документация по проведению открытого конкурса на оказание услуг обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД по Калининградской области, содержащихся за счет средств областного бюджета Калининградской области и средств городского округа "Город Калининград" в 2010 году.www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте для размещения заказов для нужд Калининградской области
2. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона N 52-ФЗ в размере 6 % от общего объема средств, предусмотренных из областного бюджета и бюджета городского округа "Город Калининград" и составляет 307 887,00 рублей, что не противоречит Закону о размещении заказов.
3. Согласно подпункту "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе" пункта 21.1. "Информация по конкурсу" части 21 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, утвержденной 08 февраля 2010 года заместителем начальника УВД по Калининградской области - начальником тыла полковником внутренней службы М.В. Логвиненко (далее - конкурсной документации), критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
1. Цена государственного контракта (цена лота).
2. Качество услуг и квалификация участника конкурса.
Согласно подпункта "Порядок оценки и сопоставления" пункта 21.1. "Информация по конкурсу" части 21 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации, оценка заявок по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса" проводится с использованием следующих показателей:
2.1. Количество государственных контрактов личного страхования от несчастных случаев и болезней (кроме добровольного и обязательного медицинского страхования) с количеством застрахованных лиц более 2,5 тысяч человек по одному контракту исполненных и исполняемых:
от 1 до 25 - 0 баллов
от 25 до 50 - 30 баллов
свыше 50 - 60 баллов
2.2. Количество филиалов на территории Российской федерации, которые должны быть указаны в Уставе участника открытого конкурса:
от 1 до 40 - 0 баллов
от 40 до 80 - 10 баллов
свыше 80 - 20 баллов
2.3. Наличие у участника конкурса рейтинга российского рейтингового агентства:
имеется - 5 баллов
отсутствует - 0 баллов
2.4. Наличие возможности осуществления оперативной выгрузки данных и составления отчетов по запросу страхователя с их представлением в УВД по Калининградской области (г. Калининград) в течение суток:
имеется - 5 баллов
отсутствует - 0 баллов.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов установлен запрет на включение в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Указанная норма не содержит прямого запрета на включение в конкурсную документацию требований о предоставлении участником размещения заказа сведений о количестве заключенных участниками размещения заказа контрактов, которые необходимы для оценки способности надлежащим образом реализовать обязательства по договору, что может повлиять на качество работы, оказания услуги.
Также, Закон о размещении заказов не устанавливает и запрета для заказчика на установление количественного сравнения по критерию "Качество услуг и квалификация участника конкурса".
4. Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" для определения рейтинга заявки по критерию "Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливается максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей должна составлять 100 баллов.
В нарушение указанного требования сумма максимальных значений в баллах всех установленных заказчиком показателей по критерию оценки заявок на участие в конкурсе "Качество услуг и квалификация участника конкурса" составляет менее 100 баллов: 60+20+5+5= 90.
5. Согласно пункту 9 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать дату окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В нарушение указанного требования, в подпункте "Срок, место и время подачи конкурсных заявок" пункта 21.1. "Информация по конкурсу" части 21 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации заказчиком указано, что заявки на участие в конкурсе принимаются до "18-00 (время местное)2010 года", без указания дня и месяца окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
6. Согласно части 2 статьи 24 Закона о размещении заказов, в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
В нарушение указанного требования, заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. размещены разъяснения положений конкурсной документации по запросам ЗАО СК "Мегарус-Д" от 17 и 19 февраля 2010 года без указания предмета запросов, но с указанием наименования лица, осуществившего запрос разъяснения - ЗАО СК "Мегарус-Д".
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО Страховая компания "РОСТРА" необоснованной.
2. Признать заказчика - УВД по Калининградской области нарушившим:
2.1. пункт 9 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов в части неуказания в конкурсной документации даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе;
2.2. часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в части размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации без указания предмета запроса;
2.3. часть 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в части размещения на официальном сайте разъяснений положений конкурсной документации с указанием участника размещения заказа, от которого поступил запрос;
2.4. подпункт "б" пункта 28 Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" в части установления в конкурсной документации суммы максимальных значений в баллах всех установленных показателей по критерию оценки заявок на участие в конкурсе "Качество услуг и квалификация участника конкурса" менее 100 баллов.
3. Выдать заказчику - УВД по Калининградской области предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Материалы дела передать соответствующему должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:
Руководитель
Калининградского УФАС России И.С. Арефьева
Члены комиссии:
Заместитель руководителя
Калининградского УФАС России О.А. Боброва
Главный государственный инспектор
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России М. В. Мельников
Ведущий специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России Р. Г. Норвилас
Специалист-эксперт
отдела контроля органов власти,
размещения заказов и рекламы
Калининградского УФАС России П.П. Вашец
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (опубликовано 17 марта 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016