Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 19 октября 2015 г. N 498-147Р
Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Попов В.Г. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии: О. Г. Козинина - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; Н. В. Бадерко - специалист - эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев дело N 498-147р по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Альтернатива" (ИНН/КПП 3616015320/361601001) (далее - ООО "Альтернатива") требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <_> ООО "Альтернатива" <_> (далее по тексту - <_>), установила:
26 августа 2015 года в ходе осмотра объектов наружной рекламы (рекламных конструкций) выявлен факт распространения следующей информации: "ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ" и "ЛУЧШИЕ НАПИТКИ МИРА" (далее - рассматриваемая информация). Рассматриваемая информация размещена на козырьке и находящемся рядом рекламном плакате магазина "РЮМКА 24", расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, 79, о чем специалистом-экспертом Воронежского УФАС России Н. В. Бадерко составлен Акт осмотра объектов наружной рекламы с фотоприложениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация размещена на козырьке и находящемся рядом рекламном плакате магазина, обращена на улицу, доступна для всеобщего обозрения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию и поддержанию интереса неопределенного круга лиц (далее - рассматриваемая реклама).
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является товар, реализуемый в магазине - напитки.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с частью 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. N58 о некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего.
Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).
В рассматриваемой рекламе для характеристики объектов рекламирования использовано слово "ЛУЧШИЕ" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и которое имеет объективное подтверждение, таким образом рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Альтернатива", так как указанное общество осуществляет деятельность в указанном магазине.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Комиссия находит основания для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе ООО "Альтернатива".
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 36 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ" и "ЛУЧШИЕ НАПИТКИ МИРА", размещенную на козырьке и находящемся рядом рекламном плакате магазина "РЮМКА 24", расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г. Воронеж, Ленинский проспект, 79, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Альтернатива" предписание об устранении нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" путем прекращения распространения ненадлежащей рекламы, либо путем приведения рекламы в соответствие с законодательством РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 АПК РФ.
Председатель Комиссии В. Г. Попов
Члены Комиссии О. Г. Козинина
Н. В. Бадерко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 октября 2015 г. N 498-147Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.1.2016